Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 20:38, научная работа
Цель: изучить особенности отношения старших школьников к браку и перспективам их семейной жизни. Задачи работы:
1. Изучить литературу по предмету исследования;
2. Разработать анкету, направленную на изучение особенностей отношения старших школьников к браку и перспективам их семейной жизни;
3. Провести анкетирование и выполнить количественный и качественный анализ полученных данных;
4. Сравнить особенности взглядов юношей и девушек на перспективы их будущей семейной жизни.
5. Разработать рекомендации, направленные на обеспечение поддержки личностного самоопределения старших школьников, построения их жизненных перспектив.
Ведение…………………………………………………3стр
Основная часть……………………………………….. с 4 по 5стр
Исследование…………………………………………. с 6 по 9стр
Заключение…………………………………………… с 10 по 11стр
Приложение………………………………………….. с 12 по 20стр
Литература……………………………………………..21стр
Пятый вопрос анкеты был направлен на исследование отношения старших школьников к родительским функциям.
На вопрос «Сколько детей, по вашему мнению, должно быть в семье, для того чтобы она была счастливой и гармоничной?» наибольшее количество респондентов (65,5%) ответило, что 2. 7% опрошенных считают достаточным для семейного счастья одного ребенка, 5% придерживаются желания иметь троих детей, более трех детей считают необходимым иметь 2% опрошенных. Вместе с тем, по мнению 15,5% не следует иметь ни одного ребенка. Считают, что семейное счастье не зависит от количества детей 5% опрошенных.
Таким образом, основное количество опрошенных (65,5%) ориентировано на наличие 2-х детей в семье. (См Приложение №2. Таблица3)
Шестой вопрос анкеты был направлен на исследование удовлетворенности старших школьников жизнью в родительской семье. По результатам анкетирования получены следующие данные:
Таким образом, полностью удовлетворены семейными взаимоотношениями в настоящем и хотели бы их перенести в свою будущую семью 28% старших школьников, 30% старшеклассников категорически не удовлетворены взаимоотношениями, сложившимися в родительской семье и намерены свою собственную строить совершенно по-другому. (См Приложение №2. Таблица4)
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Наше исследование мы посвятили проблеме отношения старших школьников к браку и перспективам их семейной жизни. В целом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: не смотря на имеющее место общественное мнение о снижении важности семейных взаимоотношений для юношества, мы пришли к выводу, что ценность семьи и брака для старших школьников является высокой и значимой. Это обусловлено тем, что:
Вместе с тем, по результатам исследования можно предположить о имеющихся противоречиях и потребностях старших школьников в обеспечении поддержки их личностного самоопределения, построения жизненных перспектив. Так, 30 % опрошенных категорически не удовлетворены взаимоотношениями, сложившимися в родительской семье, следовательно, они не имеют достойного образца детско-родительских и супружеских отношений. Они намерены строить свою собственную семейную жизнь совершенно по-другому. Но как? 42% частично удовлетворены отношениями, которые сложились в родительской семье, но в своей собственной многое хотели бы изменить. Что именно и опять же, каким образом? Актуальность этой проблемы подтверждается и тем, что 21% опрошенных считает, что через 1 – 3 года наступит оптимальный срок вступления в брак.
Мы считаем, что результаты исследования будут полезны классным руководителям, школьным психологам, родителям и самим старшеклассникам. Вместе с тем, проблема построения будущих семейных отношений достаточно деликатная и глубоко личностная тема, которую старшие школьники не всегда хотят обсуждать со взрослыми, которых хорошо знают. Как альтернативный вариант помощи, мы можем предложить создание цикла телепередач, который будет разработан самими старшеклассниками, что позволит сделать диалог более открытым. Это могут быть видеоконференции, открытые эфиры с прямой линией телефонных звонков, независимое обсуждение позиций родителей и юношества. Большую возможность может предоставить организация форума в Интернет.
АНКЕТА
Уважаемая старшеклассница!
Просим ответить на вопросы анкеты о твоём отношении к браку и семье.
Возраст: ______________
1. Ваше отношение к виду брака между мужчиной и женщиной:
-только официальный, т.е. зарегистрированный в ЗАГС;
-предпочтительно официальный, но
на 1-ых этапах возможен
-предпочтительно гражданский, т.к.
он предоставляет больше
-брак обязательно должен быть освящён религией (венчание, Заключение в мечети и т.д.)
2. Оптимальный, по-твоему мнению, возраст
для вступления в брак_________. Почему ты
так думаешь?______________________
3. Успех семейных взаимоотношений по-твоему зависит от:
(выберите 5 наиболее значимых вариантов и пронумеруйте их по степени значимости)
-материального достатка;
-взаимоотношений между
-любви супругов;
-жилищных условий;
-удовлетворённости супругов работой;
-совпадения интересов
-наличия детей;
-помощи родителей (моральной и материальной);
-удовлетворённости интимными
Другое________________________
4. Твой избранник должен быть:
(выберите 5 наиболее значимых вариантов и пронумеруйте их по степени значимости)
- Обязательно внешне
- Физически развит и селён;
- Старше девушки по возрасту;
- Работящим и мог обеспечивать семью;
- Должен любить меня;
- Должен обладать чувством
- Должен быть из материально обеспеченной семьи;
- Общительным;
- Порядочным человеком;
- Не должен иметь пагубных пристрастий (алкоголь, наркотики и др.);
- Должен до вступления в брак сам заработать квартиру, автомобиль;
- Должен иметь хорошие связи и знакомства;
- Должен постоянно проявлять знаки внимания;
- Чтобы помогал в быту;
- На все руки мастер;
- Всегда советовался и
- Решительный;
Другое________________________
5. Сколько детей, по твоему мнению, должно быть в семье, для того чтобы она была счастливой и гармоничной:
- 1;
- 2;
- 3;
- Более 3-х;
- Ни одного;
- Семейное счастье не зависит от количества детей;
Другое________________________
6. Хотела бы ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на родительскую, в которой ты живёшь сейчас?
- Сейчас у меня идеальная семья, и я хотела бы, чтобы в будущем моя собственная была похожа на родительскую;
- Я частично удовлетворена
- Нет, моя будущая семья будет мало похожа на родительскую;
Другое________________________
АНКЕТА
Уважаемый старшеклассник!
Просим ответить на вопросы анкеты о твоём отношении к браку и семье.
Возраст: ______________
1. Ваше отношение к виду брака между мужчиной и женщиной:
-только официальный, т.е. зарегистрированный в ЗАГС;
-предпочтительно официальный, но
на 1-ых этапах возможен
-предпочтительно гражданский, т.к.
он предоставляет больше
-брак обязательно должен быть освящён религией (венчание, Заключение в мечети и т.д.)
2. Оптимальный, по-твоему мнению, возраст
для вступления в брак _________. Почему ты
так думаешь?______________________
3. Успех семейных взаимоотношений по-твоему зависит от:
(выберите 5 наиболее значимых вариантов и пронумеруйте их по степени значимости)
-материального достатка;
-взаимоотношений между
-любви супругов;
-жилищных условий;
-удовлетворённости супругов
-совпадения интересов
-наличия детей;
-помощи родителей (моральной и материальной);
-удовлетворённости интимными
Другое________________________
4.Твоя избранница должна быть:
(выберите 5 наиболее значимых вариантов и пронумеруйте их)
- Обязательно внешне
- Обязательно иметь хорошую фигуру;
- Должна быть младше по
- Должна быть ровесницей;
- Умной, чтобы было о чём поговорить;
- Должна любить меня;
- Должна обладать чувствам
- Должна быть из материально обеспеченной семьи;
- Не должна быть развязанной и слишком доступной;
- Не курить и не злоупотреблять алкоголем;
- Должна быть сексуально
- Должна быть верной;
- Должна сама или её родители
иметь хорошие связи и
Другое________________________
5. Сколько детей, по твоему мнению, должно быть в семье, для того чтобы она была счастливой и гармоничной:
- 1;
- 2;
- 3;
- Более 3-х;
- Ни одного;
- Семейное счастье не зависит от количества детей;
Другое ______________________________
6. Хотел бы ты, чтобы твоя будущая
семья была похожа на
- Сейчас у меня идеальная семья, и я хотел бы чтобы в будущем моя собственная была похожа на родительскую;
- Я частично удовлетворен
- Нет, моя будущая семья будет
мало похожа на родительскую;
Другое________________________
Таблицы и гистограммы по результатам обобщения и математической обработки данных
Мнение респондентов
Только официальный, т.е. зарегистрированный в ЗАГС; |
29 |
39,75 |
Предпочтительно официальный, но на 1-ых этапах возможен гражданский; |
31 |
42,46 |
Предпочтительно гражданский, т.к. он предоставляет больше свободы; |
6 |
8,21 |
Брак обязательно должен быть освящён религией |
7 |
9,58 |
Всего: |
73 |
100 |
Возрастные периоды По количеству человек В %
18 – 20 лет |
15 |
21 |
21 – 23 года |
24 |
33 |
24 –27 лет |
29 |
40 |
Старше 27 лет |
4 |
6 |
Мнение респондентов |
Количество |
% |
1; |
4 |
6,89 |
2; |
38 |
65,51 |
3; |
3 |
5,17 |
Более 3-х; |
1 |
1,75 |
Ни одного; |
9 |
15,51 |
Семейное счастье не зависит от количества детей |
3 |
5,17 |
Всего: |
58 |
100 |
Мнение респондентов |
Количество |
% |
Только официальный, т.е. зарегистрированный в ЗАГС; |
29 |
39,75 |
Предпочтительно официальный, но на 1-ых этапах возможен гражданский; |
31 |
42,46 |
Предпочтительно гражданский, т.к. он предоставляет больше свободы; |
6 |
8,21 |
Брак обязательно должен быть освящён религией (венчание, Заключение в мечети и т.д.) |
7 |
9,58 |
Всего: |
73 |
100 |
1. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1991
2. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984
3. Кон И.С. Дружба. М., 1987
4. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980