Изучение особенностей отношений старшеклассников к браку и перспективам их семейной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 20:38, научная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности отношения старших школьников к браку и перспективам их семейной жизни. Задачи работы:
1. Изучить литературу по предмету исследования;
2. Разработать анкету, направленную на изучение особенностей отношения старших школьников к браку и перспективам их семейной жизни;
3. Провести анкетирование и выполнить количественный и качественный анализ полученных данных;
4. Сравнить особенности взглядов юношей и девушек на перспективы их будущей семейной жизни.
5. Разработать рекомендации, направленные на обеспечение поддержки личностного самоопределения старших школьников, построения их жизненных перспектив.

Содержание

Ведение…………………………………………………3стр
Основная часть……………………………………….. с 4 по 5стр
Исследование…………………………………………. с 6 по 9стр
Заключение…………………………………………… с 10 по 11стр
Приложение………………………………………….. с 12 по 20стр
Литература……………………………………………..21стр

Вложенные файлы: 1 файл

работы с конкурса им.Вернадского - копия (3).doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Пятый вопрос анкеты был направлен на исследование отношения старших школьников к родительским функциям.

 На вопрос «Сколько детей, по вашему мнению, должно быть в семье, для того чтобы она была счастливой и гармоничной?» наибольшее количество респондентов (65,5%) ответило, что 2. 7% опрошенных считают достаточным для семейного счастья одного ребенка, 5% придерживаются желания иметь троих детей, более трех детей считают необходимым иметь 2% опрошенных. Вместе с тем, по мнению 15,5% не следует иметь ни одного ребенка. Считают, что семейное счастье не зависит от количества детей 5% опрошенных.

Таким образом, основное количество опрошенных (65,5%) ориентировано на наличие 2-х детей в семье. (См Приложение №2. Таблица3)

Шестой вопрос анкеты был направлен на исследование удовлетворенности старших школьников жизнью в родительской семье. По результатам анкетирования получены следующие данные:

 

 

  • Считают, что сейчас у них идеальная семья, и хотели бы, чтобы в будущем их собственная была похожа на родительскую 28% опрошенных (18 человек).
  • 42% частично удовлетворены отношениями, которые сложились в родительской семье, но в своей собственной многое хотели бы изменить (27 человек).
  • 30 % респондентов приняли решение, что их будущая семья будет мало похожа на родительскую (19 человек).

Таким образом, полностью удовлетворены семейными взаимоотношениями в настоящем и хотели бы их перенести в свою будущую семью 28% старших школьников, 30% старшеклассников категорически не удовлетворены взаимоотношениями, сложившимися в родительской семье и намерены свою собственную строить совершенно по-другому. (См Приложение №2. Таблица4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Наше исследование мы посвятили проблеме отношения старших школьников к браку и перспективам их семейной жизни. В целом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: не смотря на имеющее место общественное мнение о снижении важности семейных взаимоотношений для юношества, мы пришли к выводу, что ценность семьи и брака для старших школьников является высокой и значимой. Это обусловлено тем, что:

  • 82% опрошенных считают необходимой официальную регистрацию брака, что по-нашему мнению это свидетельствует о потенциальной готовности юношей и девушек взять на себя моральную и юридическую ответственность за партнера по браку, будущих детей, ведение совместного хозяйства. Кроме того, отрешение к юридической стороне оформления брака у юношей оказалось более консервативным и патриархальным.
  • 79% опрошенных не поддерживают создание ранних браков, определяя оптимальным возраст 21 – 27 лет, когда получена профессия, созданы материальные условия. Вместе с тем, 21% старших школьников готовы создать свои семьи уже через 1 – 3 года.
  • Основополагающими условиями, обеспечивающими успех семейных взаимоотношений старшеклассники называют: любовь супругов, общность их интересов и благоприятные взаимоотношения, материальный достаток и удовлетворенность интимными отношениями. В целом, по нашему мнению этот перечень обоснован и охватывает все грани семейной жизни.
  • Наиболее значимым для старшеклассников, независимо от пола, является условие любви к избраннику (избраннице). Данный показатель находится как у юношей, так и у девушек в значительном отрыве по общему рейтинговому баллу от всех остальных требований. Прежде всего, это свидетельствует о потребности в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. Потребности биологической сексуальной близости особенно ярко выражены у юношей. Вместе с тем, высоки требования к порядочности и моральному облику будущего партнера (партнерши) по браку, как у юношей, так и у девушек.
  • Основное количество опрошенных (65,5%) ориентировано на наличие 2-х детей в семье.

Вместе с тем, по результатам исследования можно предположить о имеющихся противоречиях и потребностях старших школьников в обеспечении поддержки их личностного самоопределения, построения жизненных перспектив. Так, 30 % опрошенных категорически не удовлетворены взаимоотношениями, сложившимися в родительской семье, следовательно, они не имеют достойного образца детско-родительских и супружеских отношений. Они намерены строить свою собственную семейную жизнь совершенно по-другому. Но как? 42% частично удовлетворены отношениями, которые сложились в родительской семье, но в своей собственной многое хотели бы изменить. Что именно и опять же, каким образом? Актуальность этой проблемы подтверждается и тем, что 21% опрошенных считает, что через 1 – 3 года наступит оптимальный срок вступления в брак.

Мы считаем, что результаты исследования будут полезны классным руководителям, школьным психологам, родителям и самим старшеклассникам. Вместе с тем, проблема построения будущих семейных отношений достаточно деликатная и глубоко личностная тема, которую старшие школьники не всегда хотят обсуждать со взрослыми, которых хорошо знают. Как альтернативный вариант помощи, мы можем предложить создание цикла телепередач, который будет разработан самими старшеклассниками, что позволит сделать диалог более открытым. Это могут быть видеоконференции, открытые эфиры с прямой линией телефонных звонков, независимое обсуждение позиций родителей и юношества. Большую возможность может предоставить организация форума в Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение №1

АНКЕТА

Уважаемая старшеклассница!

Просим ответить на вопросы анкеты о твоём отношении к браку и семье.

Возраст: ______________

1.  Ваше отношение к виду брака между мужчиной и женщиной:

-только официальный, т.е. зарегистрированный  в ЗАГС;

-предпочтительно официальный, но  на 1-ых этапах возможен гражданский;

-предпочтительно гражданский, т.к. он предоставляет больше свободы;

-брак обязательно должен быть освящён религией (венчание, Заключение в мечети и т.д.)

2.  Оптимальный, по-твоему мнению, возраст для вступления в брак_________. Почему ты так думаешь?_________________________________________________________

3.  Успех семейных взаимоотношений по-твоему зависит от:

(выберите 5 наиболее значимых  вариантов и пронумеруйте их  по степени значимости)

-материального достатка;

-взаимоотношений между членами  семьи;

-любви супругов;

-жилищных условий;

-удовлетворённости супругов работой;

-совпадения интересов супругов;

-наличия детей;

-помощи родителей (моральной и  материальной);

-удовлетворённости интимными отношениями  обоих супругов.

Другое____________________________________________________________________

4. Твой избранник должен быть:

(выберите 5 наиболее значимых  вариантов и пронумеруйте их  по степени значимости)

 

 

- Обязательно внешне привлекателен;

- Физически развит и селён;

- Старше девушки по возрасту;

- Работящим и мог обеспечивать  семью;

- Должен любить меня;

- Должен обладать чувством юмора;

- Должен быть из материально  обеспеченной семьи;

- Общительным;

- Порядочным человеком;

- Не должен иметь пагубных  пристрастий (алкоголь, наркотики и  др.);

- Должен до вступления в брак  сам заработать квартиру, автомобиль;

- Должен иметь хорошие связи  и знакомства;

- Должен постоянно проявлять  знаки внимания;

- Чтобы помогал в быту;

- На все руки мастер;

- Всегда советовался и прислушивался  к моему мнению;

- Решительный;

Другое___________________________________________________________________________________

5. Сколько детей, по твоему мнению, должно быть в семье, для того  чтобы она была счастливой  и гармоничной:

- 1;

- 2;

- 3;

- Более 3-х;

- Ни одного;

- Семейное счастье не зависит  от количества детей;

Другое____________________________________________________________________

6. Хотела бы ты, чтобы твоя  будущая семья была похожа  на родительскую, в которой ты  живёшь сейчас?

- Сейчас у меня идеальная  семья, и я хотела бы, чтобы  в будущем моя собственная была похожа на родительскую;

- Я частично удовлетворена отношениями, которые сложились в родительской  семье, но в своей собственной  многое хотела бы изменить;

- Нет, моя будущая семья будет  мало похожа на родительскую;

Другое____________________________________________________________________

АНКЕТА

Уважаемый старшеклассник!

Просим ответить на вопросы анкеты о твоём отношении к браку и семье.

Возраст: ______________

1.  Ваше отношение к виду брака между мужчиной и женщиной:

-только официальный, т.е. зарегистрированный в ЗАГС;

-предпочтительно официальный, но  на 1-ых этапах возможен гражданский;

-предпочтительно гражданский, т.к. он предоставляет больше свободы;

-брак обязательно должен быть  освящён религией (венчание, Заключение  в мечети и т.д.)

2.  Оптимальный, по-твоему мнению, возраст для вступления в брак _________. Почему ты так думаешь?______________________________________________________________

3.  Успех семейных взаимоотношений по-твоему зависит от:

(выберите 5 наиболее значимых вариантов и пронумеруйте их по степени значимости)

-материального достатка;

-взаимоотношений между членами  семьи;

-любви супругов;

-жилищных условий;

-удовлетворённости супругов работой;

-совпадения интересов супругов;

-наличия детей;

-помощи родителей (моральной и материальной);

-удовлетворённости интимными отношениями  обоих супругов.

Другое____________________________________________________________________

4.Твоя избранница должна быть:

(выберите 5 наиболее значимых  вариантов и пронумеруйте их)

- Обязательно внешне привлекательна;

- Обязательно иметь хорошую  фигуру;

- Должна быть младше по возрасту;

- Должна быть ровесницей;

- Умной, чтобы было о чём поговорить;

- Должна любить меня;

- Должна обладать чувствам юмора;

- Должна быть из материально обеспеченной семьи;

- Не должна быть развязанной  и слишком доступной;

- Не курить и не злоупотреблять  алкоголем;

- Должна быть сексуально привлекательной;

- Должна быть верной;

- Должна сама или её родители  иметь хорошие связи и знакомства;

Другое______________________________________________________________________

5. Сколько детей, по твоему мнению, должно быть в семье, для того  чтобы она была счастливой  и гармоничной:

- 1;

- 2;

- 3;

- Более 3-х;

- Ни одного;

- Семейное счастье не зависит от количества детей;

Другое ____________________________________________________________________

6. Хотел бы ты, чтобы твоя будущая  семья была похожа на родительскую, в которой ты живёшь сейчас?

- Сейчас у меня идеальная  семья, и я хотел бы чтобы в будущем моя собственная была похожа на родительскую;

- Я частично удовлетворен отношениями, которые сложились в родительской  семье, но в своей собственной  многое хотел бы изменить;

- Нет, моя будущая семья будет  мало похожа на родительскую; Другое____________________________________________________________________

Приложение №2

Таблицы и гистограммы по результатам обобщения и математической обработки данных

Таблица №1 Общие данные по вопросу №1 (Отношение испытуемых к форме брака между мужчиной и женщиной)

Мнение респондентов                                                                                      Количество       В %

Только официальный, т.е. зарегистрированный в ЗАГС;

29

      39,75

Предпочтительно официальный, но на 1-ых этапах возможен гражданский;

31

      42,46

Предпочтительно гражданский, т.к. он предоставляет больше свободы;

6

       8,21

Брак обязательно должен быть освящён религией

7

       9,58

Всего:

73

      100


 

 

Таблица №2 Общие данные по вопросу №2 (Оптимальный возраст для вступления в брак)

Возрастные периоды По количеству человек В %

18 – 20 лет

15

21

21 – 23 года

24

33

24 –27 лет

29

40

Старше 27 лет

4

6


 

 

 

 

 

 

 
Гистограмма №1 Рейтинг показателей успеха семейных взаимоотношений (общие данные, рейтинговый балл)
 
Гистограмма №2 Требования девушек к будущему избраннику (рейтинговый балл)

 

 

 

Гистограмма №3 Требования юношей к будущей избраннице (рейтинговый балл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №3 Общие данные по вопросу №5 (Отношение к родительству)

Мнение респондентов

Количество

%

1;

4

6,89

2;

38

65,51

3;

3

5,17

Более 3-х;

1

1,75

Ни одного;

9

15,51

Семейное счастье не зависит от количества детей

3

5,17

Всего:

58

100


 

Таблица №4 Общая оценка психологического климата в родительской семье

Мнение респондентов

Количество

%

Только официальный, т.е. зарегистрированный в ЗАГС;

29

39,75

Предпочтительно официальный, но на 1-ых этапах возможен гражданский;

31

42,46

Предпочтительно гражданский, т.к. он предоставляет больше свободы;

6

8,21

Брак обязательно должен быть освящён религией (венчание, Заключение в мечети и т.д.)

7

9,58

Всего:

73

100


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.  Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1991

2.  Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984

3.  Кон И.С. Дружба. М., 1987

4.  Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980

Информация о работе Изучение особенностей отношений старшеклассников к браку и перспективам их семейной жизни