Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 09:32, курсовая работа
Целью нашего исследования стало изучение психологических особенностей страха у детей среднего дошкольного возраста. Объект исследования: страхи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности проявления страха у детей 4-5 лет.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:
1. проанализировать и систематизировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. определить уровни и особенности страхов у детей дошкольного возраста.
Введение
3 - 4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ В ПСИХОЛОГИИ
5 - 29
1.1. Исследование страха в отечественной и зарубежной психологии
5 - 17
1.2. Исследования особенностей страхов у детей дошкольного возраста
18 - 29
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
30 -
2.1. Цели, задачи, содержание методик исследования
30 - 32
2.2. Экспериментальное изучение особенностей проявления
страха у детей среднего дошкольного возраста
33 - 38
Заключение
39 - 40
Список источников и литературы
Менее выражены такие страхи как:
Наше исследование ограничилось не только выделением возрастных особенностей проявления страха, но и половых особенностей. Обратимся к результатам данных, которые представлены в следующей таблице.
Таблица1
Особенности проявления страхов у мальчиков
и девочек 4-5 лет по методике «Опросник
страхи детей» (в процентах)
Страхи животных |
Страхи кошмарных снов |
Страхи сказочных персонажей |
Страх потери родителей |
Страхи огня |
Страхи пожара |
Страх транспорта | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из данных, приведенных в таблице, видно,
что у мальчиков в отличие от девочек преобладают
такие страхи, как страхи перед животными
(45%), страх сказочных персонажей (45%) и страх
транспорта (35%). В свою очередь, у девочек
преобладают такие страхи, как страх кошмарных
снов (45%), страх огня (35%) и страх пожара
(40%). Как у девочек, так и мальчиков присутствует
страх потери родителей (по 35%). Для детей с высоким уровнем страха характерно
то, что они не боятся мамы и папы и у них
отсутствует такой страх, как страх перед
засыпанием. Также практически у всех
детей с таким уровнем страха (кроме троих:
Ильи Г., Валеры С., Маши М.) отсутствует
страх темноты. Только у одного ребенка
(Кирилла Ш.) из семи отсутствует страх
кошмарных снов, который характерен для
детей среднего дошкольного возраста.
Маша М. в отличие от других детей с высоким
показателем не боится сказочных персонажей. У детей со средним показателем отсутствуют
такие страхи как:
1. страх одиночества;
2. страх нападения;
3. страх наказания, который характерен для детей этого возраста;
4. страх опоздать в садик;
5. страх перед засыпанием;
6. страх высоты;
7. страх глубины;
8. страх врачей.
Только Катя М. не боится кошмарных снов. У Оли П. отсутствует страх перед болезнью, также только у нее одной присутствует страх сказочных персонажей, животных.
Детям с низким показателем характерен такой страх как страх темноты (кроме двух детей: Максима С., Саши А.). Трое из десяти детей не боятся сказочных персонажей в отличие от других детей с низким уровнем страха.
Меньше всего страхов у Саши Д. У него присутствуют такие страхи как:
Также можно отметить, что при проективной методике он отказался рисовать страхи, так как, по его словам, у него их нет. Обратимся к результатам проективной методики «Мои страхи», которые представлены в рисунке 2.
Рис.2 Распределение детей4-5 лет по уровням проявления страха
Из данных приведенных в рисунке, видно, что преобладают дети с высоким уровнем выраженности страха (50%). В 2 раза меньше детей со средним (25%) и с низким уровнем (25%).
Эта методика позволила определить тех персонажей, которые вызывают страх у данных детей. В рисунках некоторые дети изобразили несколько объектов страха. Так , 26,6% (8 человек из 20-ти) изобразили различных сказочных персонажей; животных изобразили 16,6%детей (5 человек); по 13,3% ( 4 ребенка) человека изобразили монстров, пауков и приведений; 10% детей нарисовали транспорт(3 человека) и высокий дом нарисовали 3,5 % детей (один ребенок). Таким образом, было изображено 29 различных объектов страха, на одном из рисунков не изображен объект страха. Качественный анализ показал, что для детей с высоким уровнем страха (10 детей: Таня Б., Платон Г., Артем Д., Максим С., Валера С., Антон К., Илья П., Кирилл Ш., Юля М., Маша С.) характерно то, что в их рисунках преобладают черные цвета, ярко-красный цвет, характерна нечеткость линий, их прерывистость, сильный нажим карандаша, разнонаправленность штриховых линий. Также было замечено, что дети с высоким уровнем рисовали неуверенно, нерешительно, недоверчиво и подозрительно смотрели на окружающих. Так, для рисунка Маши С. характерны такие особенности, как разнонаправленность линий при закрашивании, их прерывистость, средний нажим карандаша. Она использовала темно-синий цвет при рисовании. А для рисунка Ильи П. характерны такие особенности как прорисовка пальцев на руках, что говорит о недостатке общения, закрашенные глазницы (явный признак присутствия страха), использование черного и красного цветов, прерывистость линий. Также в его рисунке была замечена такая особенность: сначала было нарисовано солнце, которое впоследствии было закрашено черным карандашом. В рисунке Артема Д. нерешительность и неуверенность проявляется в его линиях, они не четкие, малозаметные, цвета использовались бледные. Для детей со средним уровнем ( Оля П., Саша А., Настя К., Саша Б., Катя М.) страха характерны менее яркие цвета, линии более четкие, рисунки более красочны. Они рисовали более уверенно, при рисовании общались с другими детьми. В рисунке Насти К. использованы салатовый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый цвета, при штриховании линии направлены в одну сторону, глазницы заштрихованы. Для рисунка Саши Б. характерна четкость линий, разнонаправленность штриховки, но рисунок менее красочен, чем рисунок Насти К. У детей с низким уровнем страха ( Карина К., Маша М., Карина К., Саша Д., Илья Г.) рисунки красочные, линии четкие, не прерывистые, отсутствие выступов (шипы, панцирь, иглы, прорисовки или затемнения линий контура), рисовали уверенно, при рисовании были отмечены хорошее настроение, общительность, пояснения при рисовании. Для рисунка Ильи Г. характерно то, что его линии при штриховке направлены в одну сторону, они четкие, не расплывчатые, рисунок красочен. В рисунке Маши М. использовано большое количество ярких цветов, сильный нажим карандаша. Солнце нарисовано с закрашенными глазницами, также прорисованы пальцы (недостаток общения).
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Методика «опросник страхи детей» определила, что большинству детей присущ низкий уровень выраженности страха, который предполагает общительность, не напряженность, уверенность в себе, хорошие отношения с окружающими, преобладание повышенного настроения. Также было выявлено, что для детей этого уровня характерен такой страх, как страх темноты; 2. При проективной методике обнаружилось, что большая часть испытуемых детей с высоким уровнем выраженности страха. Эти дети неуверенны в себе, нерешительны, недоверчивы к окружающим, также у них присутствует агрессия и подозрительность. В их рисунках преобладают темные цвета, нечеткие, прерывистые линии, сильный нажим карандаша и разнонаправленность штриховых линий. Самый распространенный объект страха – сказочный персонаж. Также некоторые дети нарисовали несколько объектов страха. Итак, анализ исследования позволил составить психологический портрет ребенка 4-5 лет, испытывающего множественные страхи. Это ребенок напряженный, тревожный, пугливый, с неадекватной самооценкой, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, неуверенный в себе, часто с плохим настроением, недоверчив и подозрителен к окружающим людям.
Заключение
Таким образом, проведенное теоретико-экспериментальное исследование дало основание для следующих выводов:
1. Анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме развития страха у детей 4-5 лет показал, что данная проблема достаточно разработана и обоснована. В ходе анализа было выявлено, что данной проблемой занимались такие ученые, как А. И. Захаров, А.С. Спиваковская, М. А. Панфилова, Р. В. Овчарова, Боулби Д., Рэчмен, Черсворт и другие. Так, А. И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статистические данные, показывающие влияние различных факторов. Изучением отдельных видов страха занимались такие ученые как И. Кулинцова, А. И. Захаров, Р. В. Овчарова, Ю. В. Щербатых, И. Вард. Также анализ литературы показал, что дети среднего дошкольного возраста испытывают страх наказания, ночных кошмаров и темноты.
2. При определении уровней и особенностей страхов детей дошкольного возраста были использованы следующие методики: «опросник страхи детей», проективная методика «мои страхи».
В ходе опросника было выявлено, что большинству детей свойственен низкий уровень страха. Детям этого уровня присущ такой страх, как страх темноты и такие особенности, как общительность, не напряженность, уверенность в себе, хорошие отношения с окружающими, преобладание повышенного настроения.
Проективная методика показала, что преобладают дети с высоким уровнем выраженности страха. Для детей с этим показателем характерно то, что они не уверенны в себе, нерешительны, недоверчивы к окружающим, также у них присутствует агрессия и подозрительность. Их рисунки расплывчаты, не четкие, преобладают темные цвета (черный, серый, темно- синий, коричневый), прерывистые линии, их разнонаправленность при штриховке, сильный нажим карандаша. Большинство детей в своих рисунках изобразили сказочных персонажей.
3. Проблема развития страха в дошкольном возрасте является актуальной и психолого-педагогическая литература обладает достаточными сведениями о видах, особенностях и причинах страха, но не достаточно экспериментальных данных.
Таким образом, изложенный в работе материал позволяет утверждать, что цель нашего исследования изучение психологических особенностей страха у детей среднего дошкольного возраста была достигнута, а также были достигнуты все задачи исследования.
Список источников и литературы
1. Андрусенко, В.Н. Социальный страх. –
Свердловск, 1991. – 125 с.
2. Большой толковый психологический словарь
/ Перевод с англ. Ребер Артур. М. : АСТ, Вече,
2001. – 560 с.
3. Варга, А. Я. Системная психотерапия. Краткий
лекционный курс. – СПб. : Питер, 2001. – 278
с.
4. Вард, И. Фобия. – М. : Проспект, 2002. – 78
с.
5. Введение в психологию / Под ред. А. В.
Петровского. – М. : Академия, 1998. – 576 с.
6. Вологодина, Н. Г. Детские страхи днем
и ночью. – М.: Феникс, 2006 –106с.
7. Гозман, Н. Я., Алешина, Ю. Е. Социально-
психологические исследования семьи:
проблемы и перспективы / Н. Я. Гозман, Ю.
Г. Алешина. // Психологический журнал.
– 1991. - №12. – С. 84-92.
8. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского
языка. В 4-х кн., кн. 4. – М. : Русский язык,
1982. - 592 с.
9. Дубровина, И. В., Данилова, Е. Е., Прихожан,
А. М. Психология : Учебник для студентов
средних педагогических заведений / Под
ред. И. В. Дубровиной. - М. : Академия, 1999. – 214 с.
10. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи
у детей. – СПб. : Питер, 2000. – 448 с.
11. Захаров, А. И. Как преодолеть страхи у
детей. – М. : Педагогика, - 1986. – 112 с.
12. Зверева, О. Л., Ганичева, А. Н. Семейная
педагогика и домашнее воспитание. – М.
: Проспект, - 1999. – 308 с.
13. Изард, Эмоции человека. – М. : Просвещение,
1980. – 320 с.
14. Краткий психологический словарь / Сост.
Л. А. Карпенко. Ред. А. В. Петровский, М.
Г. Ярошевский. – М. : Политиздат, 1985. –
431 с.
15. Кулинцова, И. Прогоним детские страхи
/ И. Кулинцова. // Дошкольное воспитание.
– 2007. - №4. – С. 24-31.
16. Леви, В. Л. Приручение страха. – М. : Метафора,
2006. – 192 с.
17. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов
высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1.
Общие основы психологии – 2-е изд. – М.
: Просвещение, 1995. – 576 с.
18. Овчарова, Р. В. Практическая психология.
– М. : Сфера, 1996. – 337 с.
19. Прихожан, А. М. Психологический справочник,
или как обрести уверенность в себе : Кн.
для учащихся. – М. : Просвещение, - 1994. –
191 с.
20. Психологический словарь / Под ред. Ю.
Л. Неймера. – Ростов- на- Дону. : Феникс,
2003. – 604 с.
21. Рогов, Е. И. Настольная книга практического
психолога. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 308 с.
22. Семиотика страха. Сборник статей. –
М. : Европа, 2005. – 456 с.
23. Философский словарь / Под ред. А. В. Спиркина.
– М. : Просвещение, - 2000. – 458 с.
24. Фрейд З. Психология бессознательного.
– М. : 1989. – 296 с.
25. Юрчук В. В. Современный словарь по психологии.
– М. : Элайда, 2000. – 704 с.
Информация о работе Изучение особенностей проявления страхов у детей среднего дошкольного возраста