Изучение особенностей проявления страхов у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования стало изучение психологических особенностей страха у детей среднего дошкольного возраста. Объект исследования: страхи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности проявления страха у детей 4-5 лет.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:
1. проанализировать и систематизировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. определить уровни и особенности страхов у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
3 - 4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ В ПСИХОЛОГИИ
5 - 29
1.1. Исследование страха в отечественной и зарубежной психологии
5 - 17
1.2. Исследования особенностей страхов у детей дошкольного возраста
18 - 29
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
30 -
2.1. Цели, задачи, содержание методик исследования
30 - 32
2.2. Экспериментальное изучение особенностей проявления
страха у детей среднего дошкольного возраста
33 - 38
Заключение
39 - 40
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая страхи.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

- тревожность в отношении с  ребенком, избыточное предохранение  его от опасности и изоляция  от общения его со сверстниками;

- излишне ранняя рационализация  чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;

- большое количество запретов  со стороны родителя того же  пола или полное предоставление  свободы ребенку родителем другого  пола, а также многочисленные  нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;

- отсутствие возможности для  ролевой идентификации с родителем  того же пола, преимущественно  у мальчиков, создающее проблемы  в общении со сверстниками  и неуверенность в себе;

- конфликтные отношения между  родителями в семье;

- психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;

- психическое заражение страхами  в процессе общения со сверстниками  и взрослыми. 
 Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др. и американские учёные Альфред Адлер, Гарри Стэк Салливан и др. утверждают, что в ранние годы особое значение имеет удовлетворение витальных, т.е. жизненных потребностей, таких как еда, питье, сон, собственная безопасность. Когда эти потребности удовлетворяются в полной мере, возникают социальные потребности: общение с взрослым, его ласка, любовь, привнесение информации об окружающем мире – все то, что способствует развитию человека как личности.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Причин детских страхов множество. Причина первая и наиболее понятная – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей покусанных собакой развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.) А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка: «Не будешь спать – заберет Баба-Яга!» [10].

По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда малыш будет бояться уже на бессознательном уровне. 

Также А. И. Захаров считает, что причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка. Так самые распространенные – это внушенные страхи. Их источник – взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет! [10].        Детская фантазия, одна из наиболее частых причин страха. Ребенок – существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.        Существуют внутрисемейные конфликты. Очень часто ребенок чувст-вует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной.

Очень часто причиной страха у ребенка могут быть взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, и малыш не хочет идти в садик, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Так же причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медики. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не считаются нормой для данного возраста ребенка или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. Детский невроз страха может быть наследственным заболеванием, передающимся всем членам одной семьи. В данном случае имеется в виду наследование типа нервной системы и ее особенностей. Некоторые дети склонны к различным нервным расстройствам, т.е. они более ранимы, более эмоциональны, такие дети часто плачут, у них часто случаются истерики. Поэтому появление какой-то критической ситуации выбивает их из колеи еще больше. Например, люди с имунодифицитом часто болеют, к ним «пристают» все инфекции. А дети с расшатанной психикой и неврозами, получают вдобавок еще и страхи [10].

Кулинцова И. в своей статье описывает 3 вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения [15].

  1. Навязчивые страхи – гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. 

2. Бредовые страхи – это страхи, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или боится одевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша, они могут служить началом развития аутизма. Дети с бредовыми страхами должны лечиться в клиниках неврозов и больницах. Однако причина может оказаться вполне логичной. Например, ребенок боится надевать определенные ботиночки, потому что он просто когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь боится повторения ситуации. 

3. Сверхценные страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с идефиксами) и вызванные собственной фантазией ребенка. Первоначально такие идеи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К таким страхам относятся социальные страхи: боязнь отвечать у доски, заикание.

Детские сверхценные страхи считаются самыми распространенными. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как правило, дети «зацикливаются» и не могут «вытащить» из своей фантазии. К детскому сверхценному страху можно отнести: страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков. 

Например, боязнь воды теоретически можно отнести к двум видам страха: навязчивым и сверхценным. Но если ребенок когда-то тонул, и теперь боится воды – это навязчивый страх, а если нет причины, то это уже сверхценный.           Существуют основные виды страхов, проявление которых в определенном возрасте считается нормой.  В таблице 1 приложения 1 приведены данные исследований М. Кузьминой для детей дошкольного возраста [15].

Анализируя таблицу, мы видим, что среднее число страхов у девочек выше, чем у мальчиков. Наиболее чувствительны к страхам дети 6-7-летнего возраста.        
 Так, в таблице мы также можем увидеть, что мальчики среднего дошкольного возраста боятся: нападения, потеряться, мамы и папы, сказочных персонажей, страшных снов, темноты, животных, транспорта, высоты, воды, пожара, войны и уколов. А девочки этого же возраста испытывают страх болезни, чужих людей, бояться потеряться, мамы и папы, сказочных персонажей, страшных снов, темноты, животных, транспорта, тесных маленьких помещений, воды, огня, улиц и боли. 

Особо сложным – «кризисным» периодом, как можно увидеть из таблицы, является 7-летний возраст. Также следует обратить внимание на другие «кризисные» возрасты: 3-4 года (общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает), 11-12 лет. В норме с 12 лет количество страхов должно сокращаться, а к 16-18 годам они должны уйти. 
 Таким образом, проанализировав психолого- педагогическую литературу, можно сказать, что проблемой детских страхов занимались такие ученые, как А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, И. Кулинцова и другие. Также анализ литературы показал, что дети среднего дошкольного возраста испытывают страх наказания, ночных кошмаров и темноты.

Особенности проявления страха в экспериментальном аспекте представлены во 2 главе.

 
         

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

 Изучение уровня страха  у детей среднего дошкольного  возраста 
 
2.1 Цели, задачи, содержание методик исследования

 

Цель: определить особенности проявления страхов у детей 4-5 лет. 

Экспериментальное исследование было направлено на решение следующих задач:  1. определить уровень страха у детей 4-5 лет.

2.выявить особенности проявления страха у детей 4-5 лет.      

Эксперимент проводился на базе дошкольного образовательного учреждения №5 города Малоярославца Калужской области. В эксперименте принимали участие 20 детей 4-5 лет.       

Для выявления особенностей проявления страхов были использованы: опросник А.И. Захарова «Страхи детей», проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи».

Опросник А. И. Захарова «Страхи детей»

Цель: определение страхов, присущих среднему дошкольному возрасту.

Ход: методика проводится в виде индивидуальной беседы с детьми, в процессе которой им задаются 29 вопросов (см. Приложение 2). Беседа проводится не торопливо и обстоятельно. Экспериментатор перечисляет страхи и ждет ответа от детей «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Вопрос, боится или не боится ребенок, повторяется время от  времени, чтобы избежать наводки страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов детей, экспериментатор просит давать развернутые ответы типа « не боюсь темноты », а не « нет » или « да ». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, периодически подбадривает его и хвалит за то, что он говорит все как есть. Страхи перечисляются по памяти.

Обработка результатов: В качестве единицы отсчета используется среднее число страхов, которое сопоставляется с аналогичным числом, полученным от деления суммы всех страхов в соответствующей возрасту детей контрольной группе на число определенных нами детей.

 

Количество страхов всех детей

Количество детей

 

0-12 – низкий уровень выраженности страха

13-15 – средний уровень выраженности страха

16-29 – высокий уровень выраженности страха       

 

 

 Так, высокий уровень выраженности страха предполагает такие особенности, как неадекватная самооценка, тревожность, напряженность, пугливость, ребенок не достаточно общителен, проявляет подозрительность и недоверчивость к окружающим.

Средний уровень страха предполагает достаточную общительность, не напряженность, быстроту ответов на вопросы.

Низкий уровень страха характеризуется наименьшей тревожностью, не напряженностью, уверенностью в себе, общительностью, налаженностью отношений с окружающими, преобладанием  повышенного настроения, быстротой ответов на вопросы.

 

Проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи»

Цель: выявление страхов у детей.

Ход: перед каждым ребенком кладется лист бумаги и цветные карандаши.

После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Ребенок может спросить у взрослого, как нарисовать страх. Подсказать можно, но в самых общих чертах — так, чтобы на визуальное воплощение детской фантазии не повлиял субъективизм взрослого. К примеру, если ребенок спрашивает, как нарисовать Бабу Ягу, следует ответить: "Нарисуй ее так, как ты видишь!" "А как я ее вижу? — может спросить ребенок. — Какое у нее лицо, нос?" Отвечайте приблизительно так: "Нарисуй большой нос крючком и большие зубы". Взрослый, таким образом, не навязывает ребенку свое представление, а только подталкивает его к тому, чтобы его собственное представление образа более четко отразилось в сознании.

Детям предлагается инструкция: « Давайте нарисуем то, чего вы больше всего боитесь». 

Оценка уровня выраженности страха осуществлялась по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают  в изображениях (черный, красный, синий либо розовый, желтый, голубой), яркость рисунков, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаша.

Высокий уровень страха предполагает неуверенность в себе, нерешительность, низкую самооценку, недоверчивость к окружающим, присутствие агрессия и подозрительности.

Средний уровень страха - общительность, адекватная самооценка, уверенность в себе.

Низкий уровень страха - достаточная уверенность в себе, общительность, преобладание повышенного настроения.

 

 

 

 

2.2 Экспериментальное изучение особенностей проявления страхов у детей среднего дошкольного возраста

 

В ходе проведения диагностики уровня развития страха у детей среднего дошкольного возраста нами были использованы опросник А. И. Захарова «Страхи детей» и проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи».

Обратимся к результатам эксперимента, проведенного по методике «опросник страхи детей», которые представлены в рисунке 1 и в таблице приложения…  
 
Рис.1. Распределение детей среднего дошкольного возраста по уровням проявления страха

 

Из данных, приведенных в рисунке, видно, что наибольший процент составляют дети с низким (50 %) уровнем страха. Это  почти в 3 раза больше, чем количество испытуемых со средним уровнем страха (15%). Среднее число детей (35%) при диагностике показали высокий уровень страха. Причем самыми распространенными страхами являются:

Информация о работе Изучение особенностей проявления страхов у детей среднего дошкольного возраста