Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 09:32, курсовая работа
Целью нашего исследования стало изучение психологических особенностей страха у детей среднего дошкольного возраста. Объект исследования: страхи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности проявления страха у детей 4-5 лет.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:
1. проанализировать и систематизировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. определить уровни и особенности страхов у детей дошкольного возраста.
Введение
3 - 4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ В ПСИХОЛОГИИ
5 - 29
1.1. Исследование страха в отечественной и зарубежной психологии
5 - 17
1.2. Исследования особенностей страхов у детей дошкольного возраста
18 - 29
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
30 -
2.1. Цели, задачи, содержание методик исследования
30 - 32
2.2. Экспериментальное изучение особенностей проявления
страха у детей среднего дошкольного возраста
33 - 38
Заключение
39 - 40
Список источников и литературы
- тревожность в отношении с
ребенком, избыточное предохранение
его от опасности и изоляция
от общения его со
- излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
- большое количество запретов
со стороны родителя того же
пола или полное
- отсутствие возможности для
ролевой идентификации с
- конфликтные отношения между родителями в семье;
- психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
- психическое заражение
Отечественные психологи Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др. и американские
учёные Альфред Адлер, Гарри Стэк Салливан
и др. утверждают, что в ранние годы особое
значение имеет удовлетворение витальных,
т.е. жизненных потребностей, таких как
еда, питье, сон, собственная безопасность.
Когда эти потребности удовлетворяются
в полной мере, возникают социальные потребности:
общение с взрослым, его ласка, любовь,
привнесение информации об окружающем
мире – все то, что способствует развитию
человека как личности.
Детские страхи, если к ним правильно
относиться, понимать причины их появления,
чаще всего исчезают бесследно. Причин
детских страхов множество. Причина первая и наиболее понятная –
конкретный случай, который напугал ребенка (
По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда малыш будет бояться уже на бессознательном уровне.
Также А. И. Захаров считает, что причиной
детских страхов могут быть многочисленные
запреты со стороны родителей и воспитателей,
а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка. Так самые распространенные – это внушенные страхи.
Их источник – взрослые, окружающие малыша
(родители, бабушки, воспитатели), которые
непроизвольно, иногда слишком эмоционально,
предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания
на то, что его напугало больше: сама ситуация
или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимае
Очень часто причиной страха у ребенка могут быть взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, и малыш не хочет идти в садик, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Так же причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.
Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медики. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не считаются нормой для данного возраста ребенка или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. Детский невроз страха может быть наследственным заболеванием, передающимся всем членам одной семьи. В данном случае имеется в виду наследование типа нервной системы и ее особенностей. Некоторые дети склонны к различным нервным расстройствам, т.е. они более ранимы, более эмоциональны, такие дети часто плачут, у них часто случаются истерики. Поэтому появление какой-то критической ситуации выбивает их из колеи еще больше. Например, люди с имунодифицитом часто болеют, к ним «пристают» все инфекции. А дети с расшатанной психикой и неврозами, получают вдобавок еще и страхи [10].
Кулинцова И. в своей статье описывает 3 вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения [15].
2. Бредовые страхи – это страхи, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или боится одевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша, они могут служить началом развития аутизма. Дети с бредовыми страхами должны лечиться в клиниках неврозов и больницах. Однако причина может оказаться вполне логичной. Например, ребенок боится надевать определенные ботиночки, потому что он просто когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь боится повторения ситуации.
3. Сверхценные страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с идефиксами) и вызванные собственной фантазией ребенка. Первоначально такие идеи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К таким страхам относятся социальные страхи: боязнь отвечать у доски, заикание.
Детские сверхценные страхи считаются самыми распространенными. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как правило, дети «зацикливаются» и не могут «вытащить» из своей фантазии. К детскому сверхценному страху можно отнести: страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.
Например, боязнь воды теоретически можно
отнести к двум видам страха: навязчивым
и сверхценным. Но если ребенок когда-то тонул, и теперь боится воды
– это навязчивый страх, а если нет причины,
то это уже сверхценный. Существ
Анализируя таблицу, мы видим, что среднее
число страхов у девочек выше, чем у мальчиков.
Наиболее чувствительны к страхам дети
6-7-летнего возраста.
Так, в таблице мы также можем увидеть,
что мальчики среднего дошкольного возраста
боятся: нападения, потеряться, мамы и
папы, сказочных персонажей, страшных
снов, темноты, животных, транспорта, высоты,
воды, пожара, войны и уколов. А девочки
этого же возраста испытывают страх болезни,
чужих людей, бояться потеряться, мамы
и папы, сказочных персонажей, страшных
снов, темноты, животных, транспорта, тесных
маленьких помещений, воды, огня, улиц
и боли.
Особо сложным – «кризисным» периодом,
как можно увидеть из таблицы, является
7-летний возраст. Также следует обратить
внимание на другие «кризисные» возрасты:
3-4 года (общее количество страхов у мальчиков
снижается, а у девочек возрастает), 11-12
лет. В норме с 12 лет количество страхов
должно сокращаться, а к 16-18 годам они должны
уйти.
Таким образом, проанализировав психолого-
педагогическую литературу, можно сказать,
что проблемой детских страхов занимались
такие ученые, как А. И. Захаров, А. С. Спиваковская,
И. Кулинцова и другие. Также анализ литературы
показал, что дети среднего дошкольного
возраста испытывают страх наказания,
ночных кошмаров и темноты.
Особенности проявления страха в экспериментальном аспекте представлены во 2 главе.
Глава 2
Изучение уровня страха
у детей среднего дошкольного
возраста
2.1 Цели, задачи, содержание методик исследования
Цель: определить особенности проявления страхов у детей 4-5 лет.
Экспериментальное исследование было направлено на решение следующих задач: 1. определить уровень страха у детей 4-5 лет.
2.выявить особенности проявления страха у детей 4-5 лет.
Эксперимент проводился на базе дошкольного образовательного учреждения №5 города Малоярославца Калужской области. В эксперименте принимали участие 20 детей 4-5 лет.
Для выявления особенностей проявления страхов были использованы: опросник А.И. Захарова «Страхи детей», проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи».
Опросник А. И. Захарова «Страхи детей»
Цель: определение страхов, присущих среднему дошкольному возрасту.
Ход: методика проводится в виде индивидуальной беседы с детьми, в процессе которой им задаются 29 вопросов (см. Приложение 2). Беседа проводится не торопливо и обстоятельно. Экспериментатор перечисляет страхи и ждет ответа от детей «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Вопрос, боится или не боится ребенок, повторяется время от времени, чтобы избежать наводки страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов детей, экспериментатор просит давать развернутые ответы типа « не боюсь темноты », а не « нет » или « да ». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, периодически подбадривает его и хвалит за то, что он говорит все как есть. Страхи перечисляются по памяти.
Обработка результатов: В качестве единицы отсчета используется среднее число страхов, которое сопоставляется с аналогичным числом, полученным от деления суммы всех страхов в соответствующей возрасту детей контрольной группе на число определенных нами детей.
Количество страхов всех детей
Количество детей
0-12 – низкий уровень выраженности страха
13-15 – средний уровень выраженности страха
16-29 – высокий уровень выраженности страха
Так, высокий уровень выраженности страха предполагает такие особенности, как неадекватная самооценка, тревожность, напряженность, пугливость, ребенок не достаточно общителен, проявляет подозрительность и недоверчивость к окружающим.
Средний уровень страха предполагает достаточную общительность, не напряженность, быстроту ответов на вопросы.
Низкий уровень страха характеризуется наименьшей тревожностью, не напряженностью, уверенностью в себе, общительностью, налаженностью отношений с окружающими, преобладанием повышенного настроения, быстротой ответов на вопросы.
Проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи»
Цель: выявление страхов у детей.
Ход: перед каждым ребенком кладется лист бумаги и цветные карандаши.
После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Ребенок может спросить у взрослого, как нарисовать страх. Подсказать можно, но в самых общих чертах — так, чтобы на визуальное воплощение детской фантазии не повлиял субъективизм взрослого. К примеру, если ребенок спрашивает, как нарисовать Бабу Ягу, следует ответить: "Нарисуй ее так, как ты видишь!" "А как я ее вижу? — может спросить ребенок. — Какое у нее лицо, нос?" Отвечайте приблизительно так: "Нарисуй большой нос крючком и большие зубы". Взрослый, таким образом, не навязывает ребенку свое представление, а только подталкивает его к тому, чтобы его собственное представление образа более четко отразилось в сознании.
Детям предлагается инструкция: « Давайте нарисуем то, чего вы больше всего боитесь».
Оценка уровня выраженности страха осуществлялась по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях (черный, красный, синий либо розовый, желтый, голубой), яркость рисунков, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаша.
Высокий уровень страха предполагает неуверенность в себе, нерешительность, низкую самооценку, недоверчивость к окружающим, присутствие агрессия и подозрительности.
Средний уровень страха - общительность, адекватная самооценка, уверенность в себе.
Низкий уровень страха - достаточная уверенность в себе, общительность, преобладание повышенного настроения.
2.2 Экспериментальное изучение особенностей проявления страхов у детей среднего дошкольного возраста
В ходе проведения диагностики уровня развития страха у детей среднего дошкольного возраста нами были использованы опросник А. И. Захарова «Страхи детей» и проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи».
Обратимся к результатам эксперимента,
проведенного по методике «опросник страхи
детей», которые представлены в рисунке
1 и в таблице приложения…
Рис.1. Распределение детей среднего дошкольного
возраста по уровням проявления страха
Из данных, приведенных в рисунке, видно, что наибольший процент составляют дети с низким (50 %) уровнем страха. Это почти в 3 раза больше, чем количество испытуемых со средним уровнем страха (15%). Среднее число детей (35%) при диагностике показали высокий уровень страха. Причем самыми распространенными страхами являются:
Информация о работе Изучение особенностей проявления страхов у детей среднего дошкольного возраста