Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 16:11, курсовая работа
Цель исследования.
Учитывая, все обозначенные категории поставили цель исследования: изучение способов диагностики и преодоления тревожности у детей младшего возраста.
Гипотеза.
В соответствии с поставленной проблемой были выдвинуты гипотезы:
– Наблюдаются гендерные различия в проявлении тревожности у ребёнка;
– Существуют эффективные методы диагностики и коррекции тревожности у детей младшего возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проявления дошкольной тревожности
Особенности дошкольного возраста
Понятие тревожности. Причины детской тревожности
Особенности поведения тревожного ребенка
1.2.2 Гендерные аспекты тревожности
Методы психокоррекции дошкольной тревожности
Глава 2. Исследование уровня дошкольной тревожности у детей младшего дошкольного возраста
Организация и проведение диагностики уровня дошкольной тревожности
Обработка и интерпретация полученных данных
Рекомендации для родителей по снижению тревожности у детей
Заключение
Список использованной литературы
– тревожные дети характеризуются особой чувствительностью, склонностью к вредным привычкам, наличием страхов, зажатостью и т. д.;
– замечено, что существуют гендерные различия в проявлении тревожности у детей;
– существует достаточно много эффективных коррекционных методик по преодолению и снижению тревожности у детей дошкольного возраста, которые ведутся по многим направлениям (работа над самооценкой ребёнка, обучение его методам самокоррекции, расширение общих возможностей ребёнка и т.п.).
Глава 2. Исследование уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста
тревожности у младших школьников
В целях проверки гипотезы
о гендерных различиях в
Исследование проводилось в детском саде в Свердловской области. В исследовании принимали участие 19 человек, из них 9 девочек и 10 мальчиков.
На первом этапе исследования детям была предложена методика Филлипса, с целью изучения уровня и характера тревожности у ребёнка.
Тест школьной тревожности Филлипса предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со вступлением в коллектив детского сада у детей. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться детям, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».
При определении уровня тревожности анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние ребёнка, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством. Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):
2.2 Обработка и интерпретация полученных данных
На втором этапе исследования полученные результаты были обработаны и занесены в таблицу для последующего сравнения и выявления уровня тревожности.
Воспроизведение чувств.
Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер.
Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию.
Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих психических заноз.
У детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей.
Показательны в этом отношении воспоминания детей 6-7 лет, связанные с чувством вины и стыда.
Так после участия в этюдах "психогимнастики" Дима П. вдруг вспомнил, как его охватил стыд, когда он примерно год назад обманул свою маму "Я съел полтарелки супа, а маме сказал, что целую. Мне мама пообещала, если я съем целую тарелку, купить маску поросенка. Мы пошли покупать маску, и мне стало стыдно. Я признался маме, что сказал ей неправду. Мама всё равно вошла в магазин, но маску почему-то не купила".
Мальчик пережил и воспроизвел в рассказе чувство стыда. Дима в 6 лет уже хорошо различает основные эмоции. Недоумение, которое застряло в эмоциональной памяти ребенка, было погашено тем, что ему была предложена роль поросенка на костюмированном утреннике и мама купила ему маску. Эта покупка была символом того, что его наконец-то простили.
В процессе занятий психогимнастикой необходимо обратить своё внимание на детей с пониженным фоном настроения, а так же на реакцию сверстников на депрессивный облик и поведение этих детей.
Снятие страхов.
При изображении эмоций страха и гнева, несмотря на очень выразительное их внешнее воспроизведение и некоторое возбуждение, у детей всегда оставалось понимание, что они переживают их понарошку. Этот нюанс был использован в дальнейшем для обесценивания некоторых реальных страхов у детей.
При проигрывании этюдов на имитацию чувства страха дети обычно просили вновь и вновь повторять их.
Радостное настроение проявляется на лицах в блеске глаз, улыбка, смехе, как только заканчивался этюд и дети выходили из своих образов. Страх перед сказочными персонажами: змея-Горыныча, ведьмы снимаются за 1 - 2 занятие психогимнастикой.
Помимо игры, дети еще и могут нарисовать змея-Горыныча.
Нередко у детей дошкольного возраста бывают страхи одиночества и темноты. П. Ф. Каптерев (1901 г.) отмечал, что темнота производит сильное устрашающее впечатление на детей, вызывает ужас. Такие страхи могут возникнуть, когда ребенка запирают в наказание в темноте. Испуг, вызванный тьмой и одиночеством, для части детей драматичен, у некоторых могут обнаружиться нервно-психические расстройства.
Чтобы выявить наличие страха перед темнотой у детей, можно предложить им зайти в неосвещенную комнату и побыть там около минуты.
Боязнь пред темнотой проявляют меньше дети с невысоким интеллектом и бедным воображением.
Боязнь школы.
Здоровые психически и физически дети с радостным нетерпением ждут начала школьной жизни.
Но есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией. Эти дети в первые 6 лет жизни по разным причинам не научились устанавливать естественные контакты с родственниками, не смогли своевременно освободиться от симбиоза с матерью.
Такая важная перемена в жизни ребенка, как поступление в школу, может достичь силы стрессовой ситуации. У ребенка может возникнуть страх, что он будет нелюбим учителем и соучениками. Таким детям просто необходимы занятия психогимнастикой. А Вольтман (1951 г.) использовал биодраммы, где между детьми распределяются только роли животных.
А. Вольтман считает, что дошкольнику легче принять роль животного, чем роль самого себя. Поэтому можно провести игру в школу - "звериную" и "людскую".
В "звериной" школе
можно разрешить любое
"Школа для людей"
должна быть представлена как
нечто светлое, возвышенное,
Вспомогательные средства общения, способствующие коррекции настроения, поведения и психомоторики детей.
К вспомогательным средствам общения, используемым на психогимнастике, относят рисование и музыку.
Рисование помогало обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиливало эффект от постоянно проводимого на занятиях психогимнастикой тренажа отдельных видов неречевого общения - мимики и пантомимики. Об изобразительной деятельности в психокоррекционных целях говорится во многих работах, посвященных детской психотерапии. За рубежом это арт - терапия (лечение искусством). В нашей стране метод использования изобразительной деятельности в лечебных целях, называется рисуночной психотерапией (А. И. Захаров, 1982 г.) или изотерапией (Р. Б. Хайкин, 1988).
Рисование помогает снимать напряжение у детей.
Мимика в рисунках.
Тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике можно с помощью разрезных шаблонов своеобразных пиктограмм.
Несколько пиктограмм составляют шаблоны.
А) Дети рассматривают карточки, называют настроение, затем карточки разрезаются на верхнюю и нижнюю части. Детям предлагают восстановить карточки, соединить лица.
Б) Шаблоны используются те же, но меньшего размера, кроме того, овал символизирующий лицо, помещается на карточке так, чтобы ребенок смог бы пририсовать к голове тело. Дети дошкольного возраста могут собирать шаблоны А и Б с тремя контрастными эмоциями: печаль - удивление - радость; радость - страх и т. д., нельзя только, чтобы в триаде были эмоции страхи и удивления из-за схожести мимического выражения этих эмоций.
Игра в кляксы.
Помогает ослаблению
возбуждения слишком
Свободное или тематическое рисование.
Иногда дети окрашивают лицо или фон вокруг тем цветом, который у них ассоциируется с тем или иным эмоциональным состоянием. Многие для показа гнева используют черную или красную краску. С помощью цвета ребенок может сказать о своем эмоциональном состоянии. Многие дети с пониженным фоном настроения любят сиреневые и лиловые тона. Серые и коричневые тона часто употребляются напряженными, конфликтными и расторможенными детьми. (М. Люшер считает, что пристрастие к серым и коричневым тонам свидетельствует о желании расслабления и покоя).
Тематическое рисование на занятиях психогимнастикой обычно направлено на выявление страхов у детей. Сам процесс рисования способен влиять на поведение детей: они делаются спокойнее и доступнее.
Музыка - доступна детям не требует предварительной подготовки. С давних пор используется, как лечебный фактор В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей. С помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения.
Методические рекомендации.
От 25 мин. до 1 ч. 30 мин. Продолжительность зависит от возраста, качества внимания и поведения детей. Курс психогимнастики состоит из 20 занятий. Длительность его при 2-х занятиях в неделю около 3-х месяцев. Дошкольников группе должно быть не более 6. В группу можно приглашать 1 - 2 ребенка не нуждающегося в психогимнастике, они могут быть полезны в группе.
Таблица 1
Показатели общего уровня тревожности у детей в детском саде
по методике Филлипса
№ п/п |
Фамилия и имя учащихся |
Общий уровень тревожности по тесту, % |
Дикая Настя |
29 | |
Меманшвили Дима |
45 | |
Кузнецова Вероника |
45 | |
Трегубов Вова |
24 | |
Воронюк Наташа |
32 | |
Воронюк Оля |
39 | |
Хабаров Кирилл |
39 | |
Савельев Коля |
37 | |
Приймак Дима |
41 | |
Шуварин Дима |
25 | |
Бычкова Дарья |
43 | |
Малышева Аня |
38 | |
Оськин Рома |
34 | |
Алиева Алина |
37 | |
Волков Вова |
33 | |
Полубояринова Виолетта |
26 | |
Сорокина Алена |
26 | |
Ерохин Данила |
33 | |
Додов Рустам |
21 |
Информация о работе Изучение тревожности у детей дошкольного возраста