Изучение уровня сформированности эмпатии студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Профессиональному самоопределению личности в последние годы уделяется все большее внимание. Основные причины этого связаны с расширением сфер мобильности личности: профессиональной, социальной и политической, где профессиональная сфера является основой. Это определяет необходимость изучения социальных ориентации и факторов, влияющих на профессиональное самоопределение, успешное осуществление деятельности, а также выбор последующей специализации в рамках конкретной специальности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические подходы к проблеме формирования эмпатии в психологической литературе……………………………………………………..4
1.1. Характеристика эмпатии в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………………...4
1.2. Чувство эмпатии и социализация личности……………………………….10
1.3. Виды и функции эмпатии…………………………………………………..18
2. Особенности проявления эмпатии у студентов……………………………21
2.1. Особенности эмпатии у студентов………………………………………...21
2.2. Роль эмпатии в развитии личности студента…….………………………23
Заключение……….……………………………………………………………..26
3. Эмпирическое исследование определения уровня эмпатии у студентов…………………………………………………………………………29
3.1. Объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования……….29
3.2. Результаты эмпирических исследований………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………36
Литература……………………………………………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 126.77 Кб (Скачать файл)

Структура эмпатии состоит из трех компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Каждый из компонентов имеет свои показатели сформированности. Они определяют проявление эмпатии на разных уровнях ее развития.

При изучении содержательной стороны эмпатии ученые акцентируют внимание на разных аспектах ее формирования:

  • эмпатия рассматривается как качество личности и как процесс;
  • исследуются уровни развития эмпатии;
  • изучаются этапы ее становления;
  • отрабатываются механизмы формирования эмпатии;
  • определяются факторы эмпатийного процесса.

Таким образом, налицо широкая палитра взглядов и мнений.

Общим же элементом признается идентификация с другим, которая помогает понять, "предсказать" другого в результате "вчувствования".

Различия же в употреблении термина эмпатии чаще связаны с тем, на каком аспекте делается акцент: на идентификации с аффективным (эмоциональным), когнитивным (познавательным) или коммуникативным (поведенческим) аспектом. Эмпатия может формироваться при условии общей положительной установки его на других людей. Предпосылками для воспитания эмпатии являются развитость эмоциональной идентификации, качество восприятия эмоционального конфликта (личностная рефлексия), стабильность альтруистических форм поведения. Проявление эмпатии тесно связано с определенным уровнем развития нравственного сознания человека.

В межличностном общении эмпатия выполняет:

1) коммуникативные, регулятивные эмотивные, социально-перцептивные  функции в процессе общения;

2) эмпатия опосредует личностное развитие участников общения - снимает эмоциональный дистресс, помогает субъекту эмпатии ориентироваться в ситуации и адаптироваться к партнеру по взаимодействию;

3) способствует  подтверждению, самораскрытию, поддержке  и облегчению страданий объекта  эмпатии;

4) эмпатия может выполнять функцию сдерживания агрессии личности, если она имеет высокий уровень развития (например, просоциальная эмпатия). Если же уровень развития эмпатии отличается примитивностью, субъект не способен в эмоциональном отклике на переживания других, не способен прогнозировать действия другого и распознавать его эмоциональные состояния, то эмпатия теряет функцию предотвращения агрессии. В этом случае она бессильна.

Таким образом, эмпатия в современной психологической науке является объектом пристального изучения ученых. Данное психическое явление рассматривается и как процесс, и как состояние, и как психическое свойство. При этом эмпатия с одной стороны выступает как условие продуктивной профессиональной деятельности в тех областях, где объектом деятельности выступает другой человек, а с другой стороны, она предстает как объект формирования.

Анализ различных подходов к трактовке сущности и становлению эмпатии у студентов позволяет выявить основные ее компоненты.

1. Произвольная  децентрация, перенос своего "Я" в другого человека, сонастроенность с ним на одну "эмоциональную волну".

2. Сопереживание  и сочувствие как формы соучастия  в эмоциональном состоянии партнера  по общению.

3. Постижение  эмоционального состояния другого  через осознание собственных переживаний, перевоплощение, интроекцию (рефлексия).

4. Активное  эмпатическое слушание.

5. Конгруэнтность  выражения своего собственного  подлинного "Я".

6. Передача  партнеру по общению понимания  его переживаний с помощью  вербальных и невербальных средств.

Достаточная развитость указанных выше компонентов, выраженность их в целостном единстве - признак высокого уровня сформированности эмпатии у студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Эмпирическое исследование уровня  эмпатии у студентов.

3.1. Объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования.

Объект исследования: личность студента.

Предмет иследования: эмпатические способности у студентов.

Цель исследования: изучение уровня проявления эмпатии современного студента.

Гипотеза: Предполагается, что у студентов Факультета СПТ достаточного уровня. Предлагается проверить уровнь эмпатии у студентов.

Задачи исследования:

- Экспериментально  изучить уровень развития эмпатических  способностей у студентов;

- Разработать  рекомендации по развитию эмпатических  способностей у студентов.

База исследования:

БГПУ. В исследовании принимали участие студенты заочного отделения, факультет СПТ. В исследовании приняли участие 30 человек. В качестве диагностического инструментария мной были выбраны следующие методики:

Методики:

  1. Тест эмпатийного потенциала личности (экспресс-диагностика эмпатии, разработанная И.М. Юсуповым);
  2. Опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна;

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Результаты эмпирических исследований.

 

Тест эмпатийного потенциала личности.

Предлагаемая методика успешно используется казанским психологом И.М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

Методика состоит из 36 утверждений, с которыми испытуемые соглашаются, или опровергают. Вопросы и ключи представлены в приложении1. Результаты исследования занесены в таблицу1, для большей наглядности уровня эмпатии у студентов, результаты опроса представленные в таблице1 переведены в график1.

Таблица 1.

 

Испытуемый

Результат

Испытуемый

Результат

1.Максим К.

42

16.Полина Т.

55

2.Ирина З.

51

17.Сергей С.

34

3.Александра  П.

35

18.Виктория М.

37

4.Марина М.

54

19.Юля Г.

38

5.Катя Б.

43

20.Валентина П.

56

6.Елена П.

60

21.Светлана Л.

43

7.Юля А.

44

22.Анна Я.

48

8.Марина С.

43

23.Александра Д.

48

9.Яна Я.

40

24.Андрей Л.

47

10.Татьяна И.

49

25.Андрей К.

38

11.Генадий  Ж.

50

26.Илья В.

39

12.Екатерина Ш.

50

27.Александра Б.

38

13.Денис Д.

40

28.Наталья М.

42

14.Ольга Л.

56

29.Юлия Д.

49

15.Наталья Д.

59

30.Леонид П.

35


 

Исходя из данных полученных проводимым исследованием никто из 30 опрошенных студентов не набрал высокого балла, у 27 человек – уровень эмпатии достигает нормального уровня (средний), у 3 человек – по результатам исследования – низкий уровень эмпатии.

 

 

         Далее для  большей наглядности результаты  представлены на графике 1. 

График1.

 

       На графике видно, что уровень  эмпитики у испытуемых почти одинаковый, однако не достаточно высок, как нами предполагалось.

     Опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна.

 

Данный опросник предназначен для диагностики уровня развития эмпатийных тенденций личности. Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Опросник состоит из 33 предложений-утверждений. В нем выявляется субъективный показатель уровня развития эмпатии у испытуемого, основанный на его самооценке. Текст опросника и ключ к нему, представлены в приложении 2. Данные результатов опроса предоставлены в таблице 2, для большей наглядности переведены в график 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

 

Испытуемый

Результат

Испытуемый

Результат

1.Максим К.

27

16.Полина Т.

11

2.Ирина З.

23

17.Сергей С.

14

3.Александра  П.

15

18.Виктория М.

9

4.Марина М.

24

19.Юля Г.

28

5.Катя Б.

27

20.Валентина П.

21

6.Елена П.

19

21.Светлана Л.

28

7.Юля А.

31

22.Анна Я.

24

8.Марина С.

22

23.Александра Д.

25

9.Яна Я.

14

24.Андрей Л.

17

10.Татьяна И.

20

25.Андрей К.

21

11.Генадий  Ж.

28

26.Илья В.

7

12.Екатерина Ш.

25

27.Александра Б.

24

13.Денис Д.

20

28.Наталья М.

12

14.Ольга Л.

25

29.Юлия Д.

23

15.Наталья Д.

30

30.Леонид П.

14


 

В результате диагностики проведенного исследования по методики А. Мехрабиена и Эпштейна, мы выявили, что только у 4 человек из 30 опрошенных выявлен высокий уровень эмпатии, у 14 – отмечается средний уровень эмпатии, у 6 – низкий уровень и у оставшихся 6 – очень низкий.

Для большей наглядности, результаты проведенного исследования изображены ни графике 2.

График 2.

 

На графике наглядно можно проследить уровень эмпатии у студентов. У большинства опрошенных студентов он находится на низком уровне, что не очень благоприятствует выбранной ими будущей профессии. 

 

И так, в результате проведенных исследований мы выявили, что уровень эмпатии у студентов факультета СПТ не соответствует, нашему первому предположению. Это дает нам возможность сделать вывод, о необходимости развития эмпатии у студентов.

Для развития уровня эмпатии рекомендуем:

  1. Использовать методики, которые способствуют расширению и осознанию эмоционально-чувственного опыта человека. К ним относятся игры и упражнения, стимулирующие развитие механизма эмпатии.

Например, можно использовать следующие тренинги, подтвердившие себя в передовой педагогической практике:

- «Улыбка».

Участники тренинга знакомятся с многообразием смыслов, закодированных в художественном описании улыбки, используя предложенные фрагменты текстов, анализируя портретную живопись, сами изображая разные виды улыбок и составляя психологическую партитуру описания улыбок;

- «Глаза, Взгляд».

Участники тренинга наблюдают за изменением выражения глаз какого-то человека и составляют партитуру его эмоционального состояния, делают зарисовки собственных эмоциональных состояний, выраженных в невербальном поведении, подбирают литературно-художественные примеры эмоционального состояния;

- «Жесты. Поза».

Техника выполнения этого упражнения идентична предыдущим. Участники тренинга также используют репродукции портретной живописи, иллюстрации к художественным произведениям, фотографии, анализируют мемуарную, биографическую и эпистолярную литературу;

- «Звуки  голоса».

Участники знакомятся с эмоциональными характеристиками человеческих голосов, развивают способность читать эмоциональные состояния, выраженные в звуках голоса на основе: составления словаря эпитетов и метафор, подбора художественных текстов, записи собственного голоса, голосов других людей и их дальнейшей интерпретации и т.д.

- « Настроение».

Используя это упражнение, участники учатся определять настроение, выраженное, например, в стихах или картинах, распознавать, как передано то или иное эмоциональное состояние;

Информация о работе Изучение уровня сформированности эмпатии студентов