Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:43, курсовая работа
Способность понимать людей и общаться с ними является очень важной не только для успешной жизни взрослого человека в современном обществе. Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки.
В истории психологических исследований проблема интеллекта является, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространённой, с другой стороны, остаётся самой дискуссионной. Так, например, до настоящего момента не сложилось однозначного определения интеллекта, хотя это понятие активно используются в различных областях психологической науки. Указанная неоднозначность еще больше проявляется в исследованиях по проблеме социального интеллекта. Это относительно новое понятие в отечественной социальной психологии, которое находится в процессе развития, уточнения, верификации.
Самооценка (англ. self-esteem) - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции [1].
Самооценка выполняет
регуляторную и защитную функции, влияя
на поведение, деятельность и развитие
личности, ее взаимоотношения с
другими людьми. Отражая степень
удовлетворенности или
Самооценка развитого индивида образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщенности [8. с. 156].
Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом (Джеймс, 1991) [2].
Следует признать, что до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения понятия "самооценка". В следствие этого возникают трудности сопоставления этого концепта с другими, использующимися в сфере психологии "Я". C.Веллес и Г. Марвест (1976), перечисляя огромное количество понятий, применяемых в данной области ("доверие к себе", "осознание себя", "оценка себя" и т.д.).
При изучении «Я-концепции» чаще всего пользуются определением и структурной схемой Р. Бернса [47, с. 25].
В схеме выделяется три
компонента: «образ Я» (представления
о себе), самооценка (оценка этих представлений)
и потенциальная поведенческая
реакция. В соответствии со своими представлениями
о себе и своей самооценкой
люди выбирают наиболее подходящую для
себя деятельность. Обладая неадекватной
(несоответствующей
Советские психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей ей жизнедеятельностью (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн). Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями.
Исследования показывают, что критерии, по которым оценивают качества человека в обществе и по которым он оценивает качества других, применяются им и по отношению к самому себе. Подчеркивая детерминацию самооценки личности общественными отношениями, С.Л. Рубинштейн писал: « Общественная оценка человека основывается у нас … на его общественно полезном труде … на том, что он собой представляет, и что он дает. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это новое … отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания» [7,с. 49].
Самооценка - сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Исходным методологическим положением для исследователей самооценки является классическое положение К. Маркса о том, что «человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр относится к самому себе как к человеку» [8,с. 62].
По мнению Л.И. Божович, познание другого не только опережает познание самого себя, но и служит для него источником и опорой. Сравнение, сопоставление себя с другими является общепризнанным критерием самооценки. Сравнивая себя с другими людьми в процессе деятельности, человек замечает у себя то, что сначала замечает у других, и в результате приходит к осознанию своих поступков и действий, свойств и качеств собственной личности. Происходит своеобразный перенос различных свойств личности. Подмеченных у другого человека, на самого себя. Это подтверждается результатами ряда психологических исследований [9,с. 350].
Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности. По мнению Л, И, Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания школьника. «Во-первых, являясь критерием соответствия его поведения требования окружающих, она как бы указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и его эмоциональное благополучие, его поведение, и его отношение к самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать его предметом сознания оценки самого человека» [9,с. 371]. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку [10, с.68].
Формируясь в процессе
всей жизнедеятельности личности, самооценка,
в свою очередь, выполняет важную
функцию в ее развитии, выступает
регулятором различных видов
деятельности и поведения человека.
Многие советские ученые изучали
самооценку как свойство личности,
выполняющее определенную функцию
в ее развитии, обусловливающее поведение
и деятельность человека, характер
его взаимоотношений с
По мнению Д.Б. Эльконина, уже у детей старшего дошкольного возраста управление своим поведением приобретает « внутренний механизм». Ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе, к своим возможностям. Е.И. Савонько полагает, функция самооценки как регулятора поведения развивается на ряду с развитием других психических особенностей ребенка и на каждой возрастной ступени приобретает качественное своеобразие. Развитие этой функции самооценки ученые связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение[11,с. 99].
Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. Умение человека оценить свои силы и возможности, устремления, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, умение самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель имеет огромное значение в формировании личности [9 с. 55].
Самооценка в зависимости
от своей формы (адекватная, завышенная,
заниженная) может стимулировать
или, наоборот, подавлять активность
человека. Неадекватная, низкая самооценка
снижает уровень социальных притязаний
человека, способствует развитию неуверенности
в собственных возможностях, ограничивает
жизненные перспективы
Западноевропейские и
американские психологи рассматривают
самооценку как механизм, обеспечивающий
человеку ориентацию в окружающей среде,
согласованность его внутренних
требований к себе с внешними условиями.
При этом социальная среда понимается
ими как всегда враждебная человеку,
враждебная его потребностям и стремлениям.
Эта точка зрения З.Фрейда и неофрейдистов
(К. Хорни, Э. Фромм). Поскольку самооценка
человека, считают они, складывается
под давлением постоянного
«Высокая самооценка, – говорит Р.Бернс, – обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий. Ребёнок приобрёл в семье способность к сотрудничеству, уверенность в том, что он окружён любовью, заботой и вниманием. Всё это создаёт прочную основу для его социального развития» [6, с. 211].
От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, в общественной работе.
«Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» [18, с. 44], – так характеризовал этот возраст Н.С. Лейтес.
Младший школьный возраст
– время закрепления мотива
достижения успеха в
Уровень развития самосознания
переходит на другую качественную ступень.
Ребёнок осознаёт себя не изолированным,
а находящимся в системе
Стремление к позиции
школьника характеризует
Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться, оформляться самооценка – обобщённое, т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребёнка к себе. Самооценка опосредует отношение ребёнка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми, поскольку индивид созрел для такого анализа как физиологически, так и психически. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить своё уже целостное поведение в соответствии с социальными нормами [20].
Представление о себе в младшем школьном возрасте формируется в процессе оценочной деятельности самого ребёнка, в процессе его общения с другими людьми. Младшие школьники различают в себе больше качеств, чем дошкольники. Происходит обогащение психологического словаря, оценки и самооценки дифференцируются.
Знать самооценку ребёнка
очень важно для установления
отношений с ним, для нормального
общения, в которое люди неизбежно
включаются. Особенно важно учитывать
самооценку младшего школьника. Как
и всё в нём, она ещё только
формируется и поэтому в
Усваивая в процессе обучения и воспитания определённые нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определённым образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он с всё большей определённостью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определёнными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки.
В самооценке отражаются представления ребёнка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего – пусть ещё несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности.
В самооценке отражается то, что ребёнок узнаёт о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Особенности самооценки младших школьников.
У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок:
Информация о работе Изучение феномена социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии