Изучение феномена социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Способность понимать людей и общаться с ними является очень важной не только для успешной жизни взрослого человека в современном обществе. Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки.
В истории психологических исследований проблема интеллекта является, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространённой, с другой стороны, остаётся самой дискуссионной. Так, например, до настоящего момента не сложилось однозначного определения интеллекта, хотя это понятие активно используются в различных областях психологической науки. Указанная неоднозначность еще больше проявляется в исследованиях по проблеме социального интеллекта. Это относительно новое понятие в отечественной социальной психологии, которое находится в процессе развития, уточнения, верификации.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 36.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

    1. Особенности проявления и развития самооценки в младшем школьном возрасте

 

          Самооценка (англ. self-esteem) - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.  Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции [1].

Самооценка выполняет  регуляторную и защитную функции, влияя  на поведение, деятельность и развитие личности,  ее взаимоотношения с  другими людьми. Отражая степень  удовлетворенности или неудовлетворенности  собой, уровень самоуважения, самооценка. создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

Самооценка развитого индивида образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщенности [8. с. 156].

Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом (Джеймс, 1991) [2].

Следует  признать, что  до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого  определения понятия "самооценка". В следствие этого возникают трудности сопоставления этого концепта с другими, использующимися в сфере психологии "Я". C.Веллес и Г. Марвест (1976), перечисляя огромное количество понятий, применяемых в данной области ("доверие к себе", "осознание себя", "оценка себя" и т.д.).

При изучении «Я-концепции» чаще всего пользуются определением и структурной схемой Р. Бернса [47, с. 25].

В схеме выделяется три  компонента: «образ Я» (представления  о себе), самооценка (оценка этих представлений) и потенциальная поведенческая  реакция. В соответствии со своими представлениями  о себе и своей самооценкой  люди выбирают наиболее подходящую для  себя деятельность. Обладая неадекватной (несоответствующей действительному  уровню развития качеств и др.) самооценкой, человек может ошибиться в  выборе деятельности (и не достигать  успеха в избранной сфере).

Советские психологи рассматривают  самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей ей жизнедеятельностью (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн). Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями.

Исследования показывают, что критерии, по которым оценивают  качества человека в обществе и по которым он оценивает качества других, применяются им и по отношению  к самому себе. Подчеркивая детерминацию самооценки личности общественными отношениями, С.Л. Рубинштейн писал: « Общественная оценка человека основывается у нас … на его общественно полезном труде … на том, что он собой представляет, и что он дает. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это новое … отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания» [7,с. 49].

Самооценка  - сложное  динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Исходным методологическим положением для исследователей самооценки является классическое положение К. Маркса о  том, что «человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как  к себе подобному, человек Петр относится  к самому себе как к человеку» [8,с. 62].

По мнению Л.И. Божович, познание другого не только опережает познание самого себя, но и служит для него источником и опорой. Сравнение, сопоставление себя с другими является общепризнанным критерием самооценки. Сравнивая себя с другими людьми в процессе деятельности, человек замечает у себя то, что сначала замечает у других, и в результате приходит к осознанию своих поступков и действий, свойств и качеств собственной личности. Происходит своеобразный перенос различных свойств личности. Подмеченных у другого человека, на самого себя. Это подтверждается результатами  ряда психологических исследований [9,с. 350].

Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими  людьми результатов поведения и  деятельности человека, а также непосредственно  качеств его личности. По мнению Л, И, Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания  школьника. «Во-первых, являясь критерием соответствия  его поведения требования окружающих, она как бы указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и его эмоциональное благополучие,  его поведение, и его отношение к самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать его предметом сознания  оценки самого человека» [9,с. 371]. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку [10, с.68].

Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает  регулятором различных видов  деятельности и поведения человека. Многие советские ученые изучали  самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию  в ее развитии, обусловливающее поведение  и деятельность человека, характер его взаимоотношений с окружающими  людьми.

По мнению Д.Б. Эльконина, уже у детей старшего дошкольного  возраста управление своим поведением приобретает « внутренний механизм». Ребенок начинает регулировать  свое поведение через отношение  к себе, к своим возможностям. Е.И. Савонько полагает, функция самооценки как регулятора поведения  развивается  на ряду с развитием других психических  особенностей ребенка и на каждой возрастной ступени приобретает  качественное своеобразие. Развитие этой функции самооценки ученые связывают  со становлением ее устойчивости, так  как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение  человека к себе и может оказывать  существенное влияние на его поведение[11,с. 99].

Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение  к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком  собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к  ним отношение. Умение человека оценить  свои силы и возможности, устремления, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, умение самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель имеет огромное значение в формировании личности [9 с. 55].

Самооценка в зависимости  от своей формы  (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать  или, наоборот, подавлять активность человека. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности  в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д.  Заниженная самооценка наносит ущерб и обществу, так  как человек не в полной мере реализует  свои силы и возможности, трудится не с полной отдачей.

Западноевропейские и  американские психологи рассматривают  самооценку как механизм, обеспечивающий человеку ориентацию в окружающей среде,  согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями. При этом социальная среда понимается ими как всегда враждебная человеку, враждебная его потребностям и стремлениям. Эта точка зрения З.Фрейда и неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромм). Поскольку самооценка человека, считают они, складывается под давлением постоянного конфликта  между внутренними пробуждениями  и внешними запретами, адекватная самооценка невозможна в принципе. Представление  человека о самом себе является неполным, искаженным. По мнению З. Фрейда, наиболее сложные и острые внутренние конфликты  личности связанны с переоценкой  и недооценкой своей личности. Идеализированное представление человека о своем «Я» постоянно сталкивается с актуальным и реальными «Я»[12,с.67].

«Высокая самооценка, –  говорит Р.Бернс, – обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий. Ребёнок приобрёл в семье способность  к сотрудничеству, уверенность в  том, что он окружён любовью, заботой  и вниманием. Всё это создаёт прочную основу для его социального развития» [6, с. 211].

От самооценки человека зависит  характер его общения, отношения  с другими людьми, успешность его  деятельности, дальнейшее развитие его  личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и  возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как  уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни  и к выполнению которых считает  себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его  самооценки ярко выявляются в различных  ситуациях выбора, как в трудных  жизненных ситуациях, так и в  повседневной деятельности, в общественной работе.

          «Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» [18, с. 44], – так характеризовал этот возраст Н.С. Лейтес.

 Младший школьный возраст  – время закрепления мотива  достижения успеха в устойчивое  свойство человека. Доверительность  и открытость, послушание и исполнительность  – важные личностные особенности  младших школьников, усиление сознательного  контроля и волевой регуляции  деятельности. Это время формирования  самооценки и нормального уровня  притязаний. Ребёнок начинает различать  свои способности и возможности,  осознавать, что успех зависит  от старания и прилагаемых  усилий, а не только от имеющихся способностей [20].

Уровень развития самосознания переходит на другую качественную ступень. Ребёнок осознаёт себя не изолированным, а находящимся в системе человеческих отношений, т.е. у него появляется переживание  себя как существа социального. Этот уровень развития самосознания непосредственно связан с развитием особого личностного новообразования – внутренней позиции школьника.

Стремление к позиции  школьника характеризует личность ребёнка в целом, определяя его  поведение, деятельность и систему  отношений к действительности и  самому себе. Исследования доказали, что  представление о себе тесно связаны  с отношением к себе, т.е. самооценкой.

Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться, оформляться  самооценка – обобщённое, т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребёнка к себе. Самооценка опосредует отношение ребёнка к  самому себе, интегрирует опыт его  деятельности, общение с другими  людьми, поскольку индивид созрел для такого анализа как физиологически, так и психически. Эта важнейшая  личностная инстанция, позволяющая  контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить своё уже целостное поведение  в соответствии с социальными  нормами [20].

Представление о себе в  младшем школьном возрасте формируется  в процессе оценочной деятельности самого ребёнка, в процессе его общения  с другими людьми. Младшие школьники  различают в себе больше качеств, чем дошкольники. Происходит обогащение психологического словаря, оценки и  самооценки дифференцируются.

Знать самооценку ребёнка  очень важно для установления отношений с ним, для нормального  общения, в которое люди неизбежно  включаются. Особенно важно учитывать  самооценку младшего школьника. Как  и всё в нём, она ещё только формируется и поэтому в большей  мере, чем у взрослого, поддаётся  воздействию, изменению.

Усваивая в процессе обучения и воспитания определённые нормы  и ценности, школьник начинает под  воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определённым образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он с всё большей определённостью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определёнными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки.

В самооценке отражаются представления  ребёнка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего – пусть ещё  несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции  его поведения  в целом и учебной деятельности в частности.

В самооценке отражается то, что ребёнок узнаёт о себе от других, и его возрастающая собственная  активность, направленная на осознание  своих действий и личностных качеств.

                       Особенности самооценки младших школьников.

У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок:

  1. адекватная устойчивая
  2. завышенная устойчивая
  3. неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.

Информация о работе Изучение феномена социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии