Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:43, курсовая работа
Способность понимать людей и общаться с ними является очень важной не только для успешной жизни взрослого человека в современном обществе. Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки.
В истории психологических исследований проблема интеллекта является, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространённой, с другой стороны, остаётся самой дискуссионной. Так, например, до настоящего момента не сложилось однозначного определения интеллекта, хотя это понятие активно используются в различных областях психологической науки. Указанная неоднозначность еще больше проявляется в исследованиях по проблеме социального интеллекта. Это относительно новое понятие в отечественной социальной психологии, которое находится в процессе развития, уточнения, верификации.
Причём, от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция к переоценке себя. Устойчивая заниженная самооценка встречается крайне редко. Всё говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определённых качеств личности. Вышесказанное подтверждает решающую роль взрослых в становлении самооценки ребёнка.
Дети, имеющие адекватную самооценку в младшем школьном возрасте, активны, находчивы, бодры, обладают чувством юмора, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям, а после успешно решённой задачи выбирают такую же или более трудную.
Дети с завышенной устойчивой самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей.
Дети с завышенной неустойчивой самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха настаивают на своём или тут же переключаются на другую самую лёгкую задачу (38).
Заниженная неустойчивая самооценка у младших школьников проявляется ярко в поведении и чертах личности. Дети выбирают лёгкие задачи, они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чём-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.
Таким образом, можно заключить, что самооценка является сложным личностным образованием, в котором находят свое выражение знания ребенка о себе, его активность, направленная на открытие своего Я в общении и деятельности.
1.В настоящее время одной из наиболее важных проблем психологии является проблема социального развития и адаптации личности. Успешная адаптация является непременным условием полноценной жизнедеятельности человека. В связи с этим особый интерес для психологов, работающих в этой области, представляет концепция социального интеллекта.
2.Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект определяется как с совокупность когнитивных функций, которые обеспечивают способность к самоуправлению и самопознанию в целях адаптации субъекта к социальному окружению, и основным средством которой является коммуникативная компетенция.
3.Одним из важных направлений теоретического анализа проблемы социального интеллекта рассматривается вопрос о его соотношении с интеллектуальными характеристиками личности. Так ряд авторов полагает, что социальный интеллект является структурным компонентом системы интеллекта в целом. Другие авторы считают социальный интеллект включенным в целую систему интегративных качеств интеллектуального характера, лишь неявно подчеркивая его взаимосвязь с общим интеллектом.
4.Школа является одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие. Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать своё поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представление о себе - основа самооценки младших школьников.
Информация о работе Изучение феномена социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии