Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 20:54, контрольная работа
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых. Социально уязвимых семей и семей так называемой «группы риска» традиционно было достаточно много: семьи неполные и многодетные, в предразводной и послеразводной ситуациях, семьи с престарелыми, больными, инвалидами, алкоголиками и пр.
1. Системный подход в психосоциальной работе с семьей…………....2
2. Индивидуальная и семейная терапия в психосоциальной работе с семьей……………………………………………………………………………..5
Список литературы……………………………………………………..15
Содержание
1. Системный подход в
психосоциальной работе с
2. Индивидуальная и семейная
терапия в психосоциальной
Список литературы…………………………………
‘
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых. Социально уязвимых семей и семей так называемой «группы риска» традиционно было достаточно много: семьи неполные и многодетные, в предразводной и послеразводной ситуациях, семьи с престарелыми, больными, инвалидами, алкоголиками и пр.
Произошедшие в постсоветской
России глубокие социально-экономические
перемены привели к снижению уровня
жизни больших групп населения,
стрессу и, как следствие, к росту
числа невротических реакций, депрессивных
состояний и суицидов, конфликтности
и дисгармоний в супружеских
отношениях, нарушений поведения
детей вплоть до девиантного и
делинквентного и в целом - к ухудшению
социально-психологической
Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни. Сегодня среди всех острых экономических, политических, межнациональных проблем современного российского общества на первый план выходят проблемы сохранения, укрепления российской семьи, а также социального оздоровления общества.
Семьи, оказавшись в трудной
жизненной ситуации, должны иметь
возможность получения
Психосоциальная работа - это направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента [4].
Цель психосоциального подхода: поддержание равновесия между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность.
Владение психосоциальным подходом включает следующее:
- осуществление
- решение конфликтных и психотравмирующих ситуаций;
- обучение клиентов
- помощь в актуализации
творческих, интеллектуальных, личностных,
духовных и физических
- стимулирования самоуважения клиентов и их уверенности в себе.
Направление работы: оказание неклинической психологической помощи.
Одним из наиболее распространенных подходов в странах с развитой и адресно дифференцированной социальной работой является системный подход. Согласно этому подходу, семья рассматривается как социально-психологическая система, имеющая определенную структуру с теми или иными подструктурами (например, «супруги», «дети», «бабушка и внук») и системой взаимоотношений, отражающейся в поведении всех членов семьи.
Для семьи как системы характерны две потенциально противоречащие друг другу тенденции: тенденция к сохранению стабильности и тенденция к изменениям. Дестабилизация семьи может быть вызвана разными причинами, и в мировой литературе существуют типологии семейных кризисов, однако в контексте психосоциальной работы в первую очередь следует выделить такие типы кризисов, как:
«снег на голову» - шоковое состояние вследствие резко ухудшившегося положения семьи из-за внешних обстоятельств (потеря работы, снижение уровня материального благосостояния, вынужденная миграция и пр.);
«кризис опеки» - результат недееспособности кого-либо из членов семьи (новорожденный, хронически больной, инвалид или престарелый);
«кризис развития», связанный с этапами развития семьи.
Одной из наиболее характерных черт жизненного цикла многих российских семей является недостаточность или отсутствие физического и, главное, психологического разделения поколений (так, например, подавляющее большинство молодых семей продолжают жить вместе с родителями одного из супругов). В результате многие родители активно вмешиваются в личную жизнь своего взрослого ребенка на этапе выбора им спутника жизни, а в случае заключения брака фактически имеет место не образование новой семьи, а приход нового члена семьи в родительскую семью. На стадии рождения первого ребенка часто бывает неясно, кому принадлежат родительские функции - матери или бабушке, а впоследствии нерешенные детско-родительские проблемы обычно транслируются на взаимоотношения с собственными детьми.
В серьезном кризисе могут оказаться супруги среднего возраста, нередко находящиеся «между молотом и наковальней»: с одной стороны - традиционные трудности взаимоотношений с ребенком подросткового возраста, с другой - груз ухода за беспомощными и/или больными стариками-родителями.
Одна из главных задач психолога - создание благоприятного психологического климата, в центре которого личностное, заинтересованное общение родителей и детей. Но успешно решать ее он может только в совместной работе с родителями, задавая определенное содержание и продуктивные формы и методы психосоциальной работы.
Таким образом, организация психосоциальной работы с семьёй в социальной службе представляет собой сложный процесс, включающий такие аспекты, как анализ проблем и потребностей семей в их решении.
Психотерапия как метод лечения традиционно входит в компетенцию медицины, имея при этом, в качестве методов воздействия не только медикаментозные, но и психологические средства, находится на стыке нескольких областей знания: медицины, психологии, педагогики, социологии, философии и др.
Одним из подходов социальной работы с семьей является использование метода семейной терапии, в соответствии с которым члены семьи все вместе обсуждают свои проблемы с терапевтом.
2. Индивидуальная
и семейная терапия в
Семейная терапия - это преобразование отношений между членами семьи как системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов и с целью преодоления негативной психологической симптоматики и повышения функциональности семейной системы [3].
Семейная терапия - одновременно и подход, и метод. Она представляет собой «подход к пониманию психологических проблем людей в их взаимодействии с другими. Индивид всегда рассматривается как член разных социальных систем, из которых семья, как правило, самая важная. В свою очередь семья рассматривается как система, находящаяся во взаимодействии с другими системами, такими как сообщество соседей, школа, работа и учреждения здравоохранения и социального обеспечения. В фокусе работы семейного терапевта находятся не проблемы отдельного какого-либо члена семьи, а структура и процессы семьи в целом. Работа ведется над созданием условий для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечивает реализацию потенциальных возможностей каждого члена семьи.
Существующие сегодня виды психологической помощи семье разнообразны. Одна из них - психотерапевтическая модель предполагает, что причины тех или иных проблем или неблагополучия в семье лежат либо во внутрисемейном общении, либо в личностных особенностях членов семьи. И то и другое рассматривается не как следствие болезни, а как закономерный результат развития членов семьи и семьи в целом. В процессе развития исходные предпосылки: мотивация вступления в брак, поведение ребенка, стереотипы родительской семьи, сформировавшийся жизненный стиль, отношение к людям и событиям, личностные характеристики и т.д. - порождают систему эмоциональных связей и взаимоотношений, реализующихся в общении. Особенности этих связей и общения в целом, в свою очередь, служат предпосылками внутриличностных конфликтов, предопределяют способы неадекватного реагирования на ситуации, затрагивающие жизнь семьи. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, психолог стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению [1].
К основным формам оказания психосоциальной помощи относятся: индивидуальные и групповые.
Основные методы психосоциальной работы:
- психотерапевтическая беседа
как метод индивидуальной
- ведение групп как
метод групповой работы с
Основные направления:
- консультирование добрачных
проблем (проблемы любви и
- консультирование проблем
молодой семьи на первых
- консультирование детско-
- консультирование семейных
конфликтов, кризисов, супружеской
неверности, ревности, подозрений, консультирование
развода и послеразводных
Семейный психотерапевт
пользуется специальными методическими
приемами, которые называются техниками
семейной терапии. Большинство таких
техник заимствовано из общей психотерапии.
Но помимо этого разработаны
1. «Циркулярное интервью» - психотерапевт спрашивает одного из членов семьи, как относятся друг к другу двое других. В отличие от прямых вопросов о внутрисемейных взаимоотношениях, такая техника дает более существенную информацию как психотерапевту, так и семье, и вследствие этого имеет хороший психотерапевтический эффект).
2. «Позитивная коннотация» - положительное переопределение симптома, с которым приходит семья. Осуществляется семейным терапевтом таким образом, чтобы само знание о нем имело психотерапевтический эффект. Трудности и проблемы при этом не преуменьшаются, но семья побуждается к тому, чтобы рассматривать их как «друзей», указывающих выход из сложной ситуации.
3. Включенное супервидение позволяет семейному терапевту в процессе работы с семьей посоветоваться с коллегами-советниками, которые находятся за односторонним зеркалом, и могут неявно наблюдать за происходящим.
К «психосоциальным технологиям» отнесены: тренинги, семейная психотерапия, индивидуальная и групповая психотерапия, игротерапия, социо-психотерапия.
Анализ семейной ситуации
клиента и его личности и формулировку
«диагноза» позволяет психологу
или психотерапевту помочь семье
и ее членам. Психолог (психотерапевт)
работает с семьей над устранением
или профилактикой тех
Алгоритм оказания психосоциальной
помощи является классическим: первым
этапом является получение информации
о проблемах конкретной семьи
и проведение диагностики, затем
следует определение целей
- формирование правильного отношения семьи к семейной психотерапии, в частности создание мотивов к участию в ней;
- общие черты организации и проведения психотерапии;
- методики семейной психотерапии [6].
Формирование позитивного отношения к семейной психотерапии. Участие в семейной психотерапии ставит перед членами семьи нелегкие задачи. Во-первых, организационные: необходимо найти время и возможности для ее проведения. Психотерапия, как правило, проводится после работы, т. е. в вечернее время, когда могут присутствовать все члены семьи. Перед каждым занятием членам семьи приходится преодолевать усталость и желание провести время иным образом. Во-вторых, задачи эмоциональные. Участие в семейной психотерапии порождает чувство неуверенности, неопределенности, сопротивления и нежелания раскрывать некоторые стороны жизни своей семьи. Происходит актуализация семейной неудовлетворенности, конфликтных взаимоотношений. Перед членами семьи возникают задачи интеллектуальные. Вместо получения готовых советов членам семьи приходится участвовать в обсуждениях, выполнять упражнения, задания. В силу всех этих обстоятельств семейная психотерапия может быть успешной только в том случае, когда у членов семьи имеется сильная и устойчивая мотивация к участию в ней. Организация таких мотивов в психотерапии взаимосвязана с проведением первого занятия. Первое занятие (встреча, сеанс) является определяющим и с точки зрения значимости для дальнейшего хода семейной психотерапии, и с точки зрения трудности проблем, с которыми сталкивается психотерапевт. Именно в ходе первой встречи у члена семьи возникает представление о семейной психотерапии. На практике довольно редко приходилось сталкиваться с ситуацией, когда в первой встрече участвует вся семья. Типичны случаи обращения или направления на семейную психотерапию отдельного ее члена. Именно с него начинается работа по коррекции взаимоотношений в семье и по привлечению к семейной психотерапии остальных членов семьи. Члену семьи, обратившемуся первым, предстоит за весьма краткий срок (примерно часовая беседа) проделать достаточно длинный путь. Он приходит на эту встречу, как правило, с установкой на конкретную директивную помощь, рассчитывая получить совет либо задание сделать что-то конкретное. В действительности же в обмен на надежду в будущем избавиться от семейной проблемы психотерапевт ставит перед членом семьи большое количество новых проблем (где найти время для участия, как привлечь других членов семьи и др.). В этой обстановке психотерапевт должен помочь индивиду в короткий срок перейти к пониманию необходимости серьезной, глубокой и длительной работы, активности, ответственности за успех предстоящей психотерапии. Эти сложные задачи психотерапевту приходится решать в ходе первой встречи в весьма трудных условиях, когда он еще очень мало знает о члене семьи и когда легко допустить промах. Вот почему именно после первой встречи наиболее велик риск срыва семейной психотерапии. В результате подготовительной работы пациент готов к реальной встрече с такими ситуациями. Психологически они для него уже не будут неожиданностью. Он уже обсудил вопрос, как с ними бороться.
Информация о работе Индивидуальная и семейная терапия в психосоциальной работе с семьей