Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 20:54, контрольная работа
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых. Социально уязвимых семей и семей так называемой «группы риска» традиционно было достаточно много: семьи неполные и многодетные, в предразводной и послеразводной ситуациях, семьи с престарелыми, больными, инвалидами, алкоголиками и пр.
1. Системный подход в психосоциальной работе с семьей…………....2
2. Индивидуальная и семейная терапия в психосоциальной работе с семьей……………………………………………………………………………..5
Список литературы……………………………………………………..15
Группа дальнейших «сомнений»,
выражаемых психотерапевтом, носит
скрытый разъяснительный
Проблема привлечения
других членов семьи по-разному решается
разными психотерапевтами. Присутствие
всех членов семьи нередко рассматривается
как необходимое
Присоединение к участию в психотерапевтическом процессе другого (или других) члена семьи - один из переломных моментов в ведении психотерапии.
Проблема обеспечения
сильной и устойчивой мотивации
к участию в семейной психотерапии
не ограничивается только первыми встречами
с семьей. В дальнейшем вопрос о
том, как у себя самого поддерживать
желание и решимость продолжать
лечение, становится предметом групповых
обсуждений. В соответствии с основным
моментом, определяющим организацию
процесса семейной психотерапии, должно
быть обеспечение возможностей для
применения самых разнообразных
стилей и их быстрой смены в
случае необходимости. Лучше что
бы такая возможность
Семейная психотерапия за
время своего развития приобрела
большое число различных
1. Семья способна вести
себя иным, чем сейчас, способом,
и такое поведение создает
возможность для коррекции
2. Имеется возможность
перехода семьи к правильному,
ненарушенному поведению путем
расчленения этого перехода на
этапы. В этом случае имеет
место ситуация, когда для ликвидации
нарушения в жизни семьи
3. Имеется возможность
реорганизации условий жизни
семьи и снятия таким образом
нарушений в ее жизни. Речь
идет об изменениях места
Обусловленное общение. Сюда можно отнести разнообразные психотерапевтические методы, заключающиеся в том, что в обычные, привычные семейные взаимоотношения вводится какой-то новый элемент. Цель его - дать возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений в данном отношении. Один из приемов - обмен между членами семьи записками. В этом случае при обсуждении какого-либо вопроса члены семьи не говорят, а переписываются. Такой прием в определенных и необходимых случаях позволяет искусственно замедлить процесс коммуникации и сделать его более наблюдаемым для членов семьи. В результате они начинают замечать те особенности своей коммуникации, которые обычно ускользают от их внимания. Это искусственное добавление к обычным взаимоотношениям дает супругам возможность лучше ориентироваться во взаимных состояниях друг друга и учит их точнее учитывать это при общении. Опыт свидетельствует, что методика содействует росту культуры выражения агрессии супругами.
Техники, формирующие умения и навыки. В ходе изучения семьи нередко обнаруживается, что у ее членов отсутствуют или недостаточно развиты навыки, умения, необходимые для успешной семейной жизни. Эти недостающие навыки формируются при применении самых разнообразных психотерапевтических техник. Давая указания членам семьи, подавая пример решения каких-либо проблем, проводя дискуссии, вводя «обусловленное общение», психотерапевт стремится, чтобы правильные формы общения превратились в соответствующие навыки.
Методики проигрывание семейных ролей в различного рода играх, символизирующих семейные отношения (например, в детской психотерапии игра в «звериную семью», в которой участвует папа-кот и мама-кошка), «обмен ролями» (например, игры, в которых родители и дети меняются ролями), «живые скульптуры» (члены семьи изображают различные аспекты своих взаимоотношений). «Стихией» ролевых игр является, конечно, детская психотерапия. Ролевая игра естественна для ребенка, и это широко используется для коррекции их поведения и их взаимоотношений с родителями. Обучение родителей роли психотерапевтического агента в жизни своих детей может происходить в форме тренинга детско-родительских отношений. Тренинг дает возможность поместить участников в особую реальность, где все процессы во много раз более сжаты и сконцентрированы по сравнению с обычным ходом событий.
Применение данной техники у взрослых осложнено наличием у них страха перед необходимостью выступить в какой-то иной роли, чем та, к которой они на протяжении жизни привыкли. В практике проигрывание определенных ролей применяется в основном в ходе семейных дискуссий. Если один из членов семьи убежденно защищал точку зрения о том, как должны быть организованы семейные взаимоотношения, ему предлагалось показать, «как это должно выглядеть». Этот член семьи выступал в таком случае в роли режиссера и сценариста, т.е. объяснял, кто и что должен делать. Такое проигрывание помогает значительно «приземлить» семейную дискуссию, приблизить ее к реальным взаимоотношениям в семье.
Продолжительность семейной терапии может колебаться от нескольких недель до нескольких лет. Длительность терапии обусловлена тяжестью расстройств у «носителя симптома», выраженностью межличностных конфликтов в семье, стремлением членов семьи достичь терапевтических изменений. Вначале семейная терапия проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи проходят 1 раз в 2 недели, а далее - 1 раз в 3 недели.
Таким образом, семьи, оказавшись в трудной жизненной ситуации, должны иметь возможность получения профессиональной помощи, в первую очередь психосоциальной помощи специалистов социальной службы.
Основным содержанием психосоциальной работы в системе социальной работы с семьей является психологическая помощь, предназначенная для содействия отдельного члена семьи или семьи в целом в решении широкого круга проблем.
К ним относятся межличностные
отношения, эмоциональные внутриличностные
конфликты и переживания, проблемы
социализации (выбор профессии, создание
семьи), проблемы персонализации (возрастные
и экзистенциальные), то есть весь спектр
эмоционально-смысловой жизни
Психологическая помощь включает в себя психодиагностику, психологическое консультирование, коррекцию, психотерапию, разнообразные тренинги, профилактику, профориентацию и т.д. Каждый из перечисленных методов психосоциальной работы имеет свою специфику применения, свои цели и задачи.
Самым сложным методом является психотерапия, которая находит свое место в системе социальной работы как семейная терапия, и требует необходимого уровня профессиональной подготовки. В соответствии с данным подходом, члены семьи все вместе обсуждают свои проблемы с терапевтом
Реализуются названные методы, как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Список литературы
1. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. / А.Н. Елизаров. - М.: Ось-89, 2003. - 336 с.
2. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: учеб. пособие /Л.В. Сафонова. - М.: Академия, 2006. - 224 с.
3. Семейная терапия как метод социальной работы: Методические материалы / Сост. проф. В.В. Колков. - М.: МосГУ, 2006. - 39 с.
4. Системный подход в социальной работе / В.В. Колков. - М.: Институт социальной работы, 1997. -С. 104-108.
5. Халанская В.А. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебно-методическое пособие / В.А. Халанская, М.А. Ситникова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 222 с.
6. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. 4-е изд. - СПб.: Речь, 2007. - 192 с.
Информация о работе Индивидуальная и семейная терапия в психосоциальной работе с семьей