Индивидуальная и семейная терапия в психосоциальной работе с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 20:54, контрольная работа

Краткое описание

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых. Социально уязвимых семей и семей так называемой «группы риска» традиционно было достаточно много: семьи неполные и многодетные, в предразводной и послеразводной ситуациях, семьи с престарелыми, больными, инвалидами, алкоголиками и пр.

Содержание

1. Системный подход в психосоциальной работе с семьей…………....2
2. Индивидуальная и семейная терапия в психосоциальной работе с семьей……………………………………………………………………………..5
Список литературы……………………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

Психосоциальная работа.docx

— 35.56 Кб (Скачать файл)

Группа дальнейших «сомнений», выражаемых психотерапевтом, носит  скрытый разъяснительный характер. Их задача - сформировать у пациента интерес к самому содержанию будущей  психотерапевтической деятельности. Психотерапевт  «предупреждает» пациента, что ему  придется узнать самые различные  закономерности, «тайны» психологии семейной жизни, научиться путям  познания других людей и общения  с ними. Мысль о необходимости  быть «самому психологом» обычно находит понимание пациента. В  ходе беседы с психотерапевтом он уже успел убедиться в том, как трудно другому человеку рассказать о своей семье действительно  все. Он сам знает, что в своем  рассказе о себе и о своей семье  он об одних событиях ничего не сказал, другие подал в несколько искаженном свете, третьи подобрал тенденциозно с  тем, чтобы привлечь внимание психотерапевта к себе, своей проблеме, добиться сочувствия, помощи. В перспективе  научиться разбираться в семейных проблемах он видит шанс избавиться от беспокоящего его чувства беспомощности, которое он испытал при попытках решения своей семейной проблемы.

Проблема привлечения  других членов семьи по-разному решается разными психотерапевтами. Присутствие  всех членов семьи нередко рассматривается  как необходимое предварительное  условие для того, чтобы психотерапевт  вообще взялся за помощь членам семьи.

Присоединение к участию  в психотерапевтическом процессе другого (или других) члена семьи - один из переломных моментов в ведении психотерапии.

Проблема обеспечения  сильной и устойчивой мотивации  к участию в семейной психотерапии не ограничивается только первыми встречами  с семьей. В дальнейшем вопрос о  том, как у себя самого поддерживать желание и решимость продолжать лечение, становится предметом групповых  обсуждений. В соответствии с основным моментом, определяющим организацию  процесса семейной психотерапии, должно быть обеспечение возможностей для  применения самых разнообразных  стилей и их быстрой смены в  случае необходимости. Лучше что  бы такая возможность обеспечивалась сочетанием трех основных форм работы с семьей: индивидуальной работы с  отдельным членом, групповой психотерапии с членами семьи и с целой  семьей.

Семейная психотерапия за время своего развития приобрела  большое число различных техник. В практике семейной психотерапии играют немалую роль указания. Эффективность данной техники семейной психотерапии решающим образом зависит от правильности ее применения. Наиболее эффективно применение директив в следующих случаях:

1. Семья способна вести  себя иным, чем сейчас, способом, и такое поведение создает  возможность для коррекции нарушения.

2. Имеется возможность  перехода семьи к правильному,  ненарушенному поведению путем  расчленения этого перехода на  этапы. В этом случае имеет  место ситуация, когда для ликвидации  нарушения в жизни семьи необходимо  что-то делать иным способом. Переход  семьи к этому способу весьма  затруднен. Однако возможна разработка  серии директив, которые постепенно, шаг за шагом, подведут семью  к необходимому поведению.

3. Имеется возможность  реорганизации условий жизни  семьи и снятия таким образом  нарушений в ее жизни. Речь  идет об изменениях места жительства, работы, тех или иных сторон досуга, ведения домашнего хозяйства, режима семьи, определенных, достаточно легко меняемых привычек. Такие указания особенно часто приходится давать при семейной психотерапии с семьями алкоголиков, подростков с нарушениями поведения на фоне различных акцентуаций характера, а также при устойчивой конфликтности взаимоотношений в семье, если нервно-психическое расстройство у одного из членов семьи возникло именно в силу этой конфликтности. В практике имело немало случаев, когда значительного снижения конфликтности в семье удавалось добиться с помощью нетрудно выполнимых указаний семье [5].

Обусловленное общение. Сюда можно отнести разнообразные психотерапевтические методы, заключающиеся в том, что в обычные, привычные семейные взаимоотношения вводится какой-то новый элемент. Цель его - дать возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений в данном отношении. Один из приемов - обмен между членами семьи записками. В этом случае при обсуждении какого-либо вопроса члены семьи не говорят, а переписываются. Такой прием в определенных и необходимых случаях позволяет искусственно замедлить процесс коммуникации и сделать его более наблюдаемым для членов семьи. В результате они начинают замечать те особенности своей коммуникации, которые обычно ускользают от их внимания. Это искусственное добавление к обычным взаимоотношениям дает супругам возможность лучше ориентироваться во взаимных состояниях друг друга и учит их точнее учитывать это при общении. Опыт свидетельствует, что методика содействует росту культуры выражения агрессии супругами.

Техники, формирующие  умения и навыки. В ходе изучения семьи нередко обнаруживается, что у ее членов отсутствуют или недостаточно развиты навыки, умения, необходимые для успешной семейной жизни. Эти недостающие навыки формируются при применении самых разнообразных психотерапевтических техник. Давая указания членам семьи, подавая пример решения каких-либо проблем, проводя дискуссии, вводя «обусловленное общение», психотерапевт стремится, чтобы правильные формы общения превратились в соответствующие навыки.

Методики проигрывание семейных ролей в различного рода играх, символизирующих семейные отношения (например, в детской психотерапии игра в «звериную семью», в которой участвует папа-кот и мама-кошка), «обмен ролями» (например, игры, в которых родители и дети меняются ролями), «живые скульптуры» (члены семьи изображают различные аспекты своих взаимоотношений). «Стихией» ролевых игр является, конечно, детская психотерапия. Ролевая игра естественна для ребенка, и это широко используется для коррекции их поведения и их взаимоотношений с родителями. Обучение родителей роли психотерапевтического агента в жизни своих детей может происходить в форме тренинга детско-родительских отношений. Тренинг дает возможность поместить участников в особую реальность, где все процессы во много раз более сжаты и сконцентрированы по сравнению с обычным ходом событий.

Применение данной техники  у взрослых осложнено наличием у  них страха перед необходимостью выступить в какой-то иной роли, чем  та, к которой они на протяжении жизни привыкли. В практике проигрывание определенных ролей применяется  в основном в ходе семейных дискуссий. Если один из членов семьи убежденно  защищал точку зрения о том, как  должны быть организованы семейные взаимоотношения, ему предлагалось показать, «как это  должно выглядеть». Этот член семьи  выступал в таком случае в роли режиссера и сценариста, т.е. объяснял, кто и что должен делать. Такое  проигрывание помогает значительно  «приземлить» семейную дискуссию, приблизить ее к реальным взаимоотношениям в  семье.

Продолжительность семейной терапии может колебаться от нескольких недель до нескольких лет. Длительность терапии обусловлена тяжестью расстройств  у «носителя симптома», выраженностью  межличностных конфликтов в семье, стремлением членов семьи достичь  терапевтических изменений. Вначале семейная терапия проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи проходят 1 раз в 2 недели, а далее - 1 раз в 3 недели.

Таким образом, семьи, оказавшись в трудной жизненной ситуации, должны иметь возможность получения  профессиональной помощи, в первую очередь психосоциальной помощи специалистов социальной службы.

Основным содержанием  психосоциальной работы в системе  социальной работы с семьей является психологическая помощь, предназначенная  для содействия отдельного члена  семьи или семьи в целом  в решении широкого круга проблем.

К ним относятся межличностные  отношения, эмоциональные внутриличностные конфликты и переживания, проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи), проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то есть весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа.

Психологическая помощь включает в себя психодиагностику, психологическое  консультирование, коррекцию, психотерапию, разнообразные тренинги, профилактику, профориентацию и т.д. Каждый из перечисленных  методов психосоциальной работы имеет свою специфику применения, свои цели и задачи.

Самым сложным методом  является психотерапия, которая находит  свое место в системе социальной работы как семейная терапия, и требует  необходимого уровня профессиональной подготовки. В соответствии с данным подходом, члены семьи все вместе обсуждают свои проблемы с терапевтом

Реализуются названные методы, как в индивидуальной, так и  в групповой форме.

 

 

 

Список литературы

1. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. / А.Н. Елизаров. - М.: Ось-89, 2003. - 336 с.

2. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: учеб. пособие /Л.В. Сафонова. - М.: Академия, 2006. - 224 с.

3. Семейная терапия как метод социальной работы: Методические материалы / Сост. проф. В.В. Колков. - М.: МосГУ, 2006. - 39 с.

4. Системный подход в социальной работе / В.В. Колков. - М.: Институт социальной работы, 1997. -С. 104-108.

5. Халанская В.А. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебно-методическое пособие / В.А. Халанская, М.А. Ситникова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 222 с.

6. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. 4-е изд. - СПб.: Речь, 2007. - 192 с.

 


Информация о работе Индивидуальная и семейная терапия в психосоциальной работе с семьей