Индивидуальное самообслуживание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:12, реферат

Краткое описание

Развитие ребенка с совокупностью дефектов зрения и слуха идет совершенно иным путем, чем у слепых или глухих. Эта особенность в основном заключается в том, что катастрофически падает возможность общения слепоглухонемого ребенка с окружающими его людьми.
Развитие слепоглухих опирается на сохранные анализаторы (обоняние, кинестетическая, тактильная и вибрационная чувствительность) и интеллектуальные функции. Большую роль в развитии слепоглухих детей играет обучение.
Слепоглухонемого ребенка до начала его специального обучения и воспитания характеризуют как совершенно беспомощного и лишенного способности человеческого поведения и мышления. Раннее выявление нарушения зрения и слуха у детей позволяет в нужный момент оказать психологическую помощь семье, своевременно начать воспитание ребенка и существенно улучшить перспективы его развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………3
Индивидуальное самообслуживание……………………………………….….4
Формирование образов…………………………………………………………4-6
Организация жизнедеятельности……………………………………………..…6-9
Заключение…………………………………………………………………….…10
Литература………………………………………………………………………..11

Вложенные файлы: 1 файл

Индивидуальное самообслуживание пед.пом..docx

— 43.37 Кб (Скачать файл)

Подъем начинается с предъявления ребенку жеста «вставай». Воспитатель помогает ему подняться. Затем ребенку предъявляется жест «надень колготки». Далее по мере необходимости, •если ребенок затрудняется переключиться с одного действия на другое, воспитатель подсказывает ему жестом очередное действие. Ребенок в колготках и тапочках, но без майки в соответствии с ориентирами при помощи воспитателя подходит к прикроватной тумбочке, берет там мыло, пасту, зубную щетку и со спинки кровати — полотенце. Воспитатель, ориентируя ребенка в пути, ведет его в туалет, рукой ребенка кладет на полку мыло, зубную пасту и щетку, вешает полотенце, рукой ребенка открывает кран и предъявляет ему жест «умываться». После этого воспитатель подставляет руки ребенка под струю воды, намыливает их, помогает ему умыться. При возвращении в спальню воспитатель рукой ребенка вешает полотенце, а затем подводит его к тумбочке, куда ребенок кладет туалетные принадлежности. Завершив туалет ребенка, воспитатель дает ему жест «надень майку и рубашку», а затем протягивает его руку к спинке стула, где они висят.

В ранний период первоначального воспитания слепоглухонемого ребенка нецелесообразно привлекать к зарядке, уборке кровати, проветриванию помещения. Необходимость этих действий, не подкрепляемых удовлетворением естественных нужд, не дойдет до сознания ребенка.

Одетого ребенка воспитатель ведет  в столовую, усаживает на стул, его руками повязывает передник, рукой ребенка изучает расположение столовых принадлежностей, вкладывает ему в руку ложку, зачерпывает пищу в тарелке и, прежде чем поднести ложку с пищей ко рту ребенка, касается его пальцами . рецепторной зоны губ, давая ребенку жест «есть» и сразу же подкрепляя его порцией пищи.

После приема пищи необходимо руками ребенка взять салфетку, вытереть ему губы, пальцы, затем сложить в стопку использованные тарелки, снять передник, подойти к умывальнику и после соответствующего жеста, если ребенок сам не произведет действия, в совместном действии вымыть его руки.

Как видно из приведенного примера, основные действия по самообслуживанию сопровождаются вспомогательными и атрибутивными действиями. Необходимость- их выполнения при обучении слепоглухонемого ребенка вызвана не только гигиени-рескими' соображениями. Подготовительные и атрибутивные действия создают необходимый внутренний настрой, готовность ребенка к совершению основного действия.

Неуклонное следование стабильному чередованию разных видов деятельности в течение дня позволяет ребенку самостоятельно прогнозировать свою деятельность, а это прямой путь к выработке у него самостоятельности и активности при, самообслуживании.

С течением времени, когда ребенок прочно усвоит стабильную систему последовательных действий, полезно усложнять первоначальную деятельность ребенка, добавлять новые действия по самообслуживанию. Наконец, ребенок познакомится с тем, что в очеловеченном пространстве и очеловеченном времени могут быть неожиданные перестановки и изменения,

Прием пищи. У ребенка за столом должно быть постоянное место. Рядом предусматривается место для воспитателя, который обучает ребенка правильно использовать столовые принадлежности. Начало приема пищи сопровождается атрибутивными действиями: ребенок в совместной с воспитателем деятельности должен вымыть руки, его руками  ему повязывают передник, руками ребенка воспитатель ориентирует его в расположении столовых   приборов,  и  только  затем   по  предъявлению  жеста «есть»   начинается   само действие.  Прежде всего необходимо научить ребенка действовать ложкой. Не следует унывать, если это получится не сразу. Ведь и у обычных детей с трудом воспитываются подобные навыки, потому что это сложное действие,   состоящее  из   нескольких   последовательно   выполняемых движений: вращательного — при зачерпывании пищи, поступательного— в тарелке, а затем по направлению ко рту ребенка

      При обучении 'ребенка навыкам владения ложкой, так же как и другим навыкам, используется принцип совместной разделенной дозированной деятельности.

Этот принцип был сформулирован  А. И. Мещеряковым и при его жизни успешно применялся при первоначальном воспитании и обучении слепоглухонемых детей. Впоследствии указанный принцип распространился на все этапы трудового обучения слепоглухонемых. В чем же он состоит? Разберем на примере.

Воспитатель, вложив в руку ребенка  ложку, производит его рукой все необходимые действия: зачерпывает пищу в тарелке, подносит ложку с пищей ко рту, легким прикосновением к его губам раздражает рецепторную зону, добиваясь, чтобы ребенок проявил активность и сделал губами захватывающие движения. Каждый раз, как только ложка приближается к губам ребенка и ребенок делает захватывающие движения, его активность подкрепляется новой порцией пищи. Затем воспитатель при поднесении ложки ко рту ребенка снижает свою активность, давая тем самым простор активности ребенка. Ребенок стремится к насыщению, его ручка напрягается, он быстрее получает подкрепление. Малейшая активность ребенка всячески поощряется и стимулируется воспитателем. В совместном разделенном действии наступает период, когда часть действия, наиболее простую, выполняет ребенок, а часть действия, навыками которой он еще не овладел, продолжает выполнять взрослый. Таким образом, действие разделяется на две смыкающиеся части. Всякое совместное разделенное действие усилиями воспитанника и воспитателя должно быть доведено до завершения, т. е. до получения подкрепления. Иначе смысл действия будет непонятен ребенку.

В действии с ложкой ребенок прежде всего научается выполнять самое близкое к подкреплению и самое простое движение руки с ложкой ко рту, затем поступательное движение ложки в тарелке и, наконец, после долгих тренировок — зачерпывающие движения.

Таким образом, самостоятельные действия ребенка все дальше и дальше отступают от подкрепления.

Очень важно все время дозировать помощь ребенку. При встрече с непреодолимым препятствием, когда воспитатель не успевает вовремя прийти на помощь, ребенок не может получать подкрепление и навык будет угасать. Но если воспитатель будет подавлять активность ребенка своей излишней инициативой, малыш привыкнет к тому, что его обслуживают, и тоже прекратит прилагать собственные усилия. Стало быть, в совместном разделенном действии одинаково опасно «недопомочь» ребенку и оказать ему излишнюю помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Правильное  воспитание ребенка раннего возраста с глубокими нарушеними зрения и слуха в семье возможно только при чутком отношении взрослых к самым незаметным проявлениям его активности, при умении всячески поддержать эту активность и развить ее с целью стимулировать любые контакты со взрослым и с предметами окружающего мира. Постоянство расположения окружающих ребенка предметов и соблюдение временного распорядка дня способствуют его правильной ориентации во времени и пространстве. Самостоятельное передвижение по дому и освоение действий с предметами создают предпосылки для успешного познавательного и речевого развития. Даже максимально ограниченная сенсорная сфера слепоглухого ребенка создает условия для его психического развития. При сохранных познавательных возможностях и правильном отношении родителей к слепоглухому ребенку он способен к определенному спонтанному развитию. Показателем такого успешного развития является появление общения между ребенком и его близкими с помощью естественных жестов. Однако усвоение словесной речи возможно только при специальном обучении.

В развитии слепоглухого ребенка дошкольного  возраста на ведущее место выступает  формирование первых средств общения  – жестов. Благодаря взрослому, ребенок постепенно усваивает очередность повседневных бытовых ситуаций (утренний туалет, завтрак, игры, обед, дневной сон, полдник, прогулка, ужин, вечерний туалет и подготовка ко сну и т.п.). Предмет или жест, изображающий действие с предметом, могут стать сигналом каждой такой значимой для ребенка бытовой ситуации. Самостоятельное освоение слепоглухим ребенком сначала отдельных действий, а затем и целого цикла действий внутри каждой бытовой или игровой ситуации позволяет сделать естественный жест знаком определенного отдельного предмета и действия с ним. Все это подготавливает замену естественного жеста условным знаком, дает возможность в дальнейшем заменить жест дактильным словом, а затем и письменной фразой (написанной большими буквами или рельефно-точечным шрифтом Брайля).

Огромное  значение для формирования правильных представлений об окружающем имеет  для слепоглухого ребенка лепка, моделирование, рисование и игра. Именно эти виды деятельности позволяют  контролировать адекватность представлений  ребенка об окружающем, с их помощью  происходит обобщение значения первых слов детей, когда одним названием  можно обозначить реальный предмет  и его изображение, реальный предмет  и предмет, замещающий его в игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы

  1. Роль индивидуального самообслуживания в оченловечении слепоглухих детей
  2. Роль режима дня в жизни слупоглухих детей
  3. Особенности формирования образов у слепоглухих детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

  1. http://slepgluh.ru/
  2. Апраушев А. В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
  3. Мещеряков А.И., Мареева Р.А. Первоначальное обучение слепоглухонемого ребенка., - М.: «Просвещение», 1964.

 


Информация о работе Индивидуальное самообслуживание