Индивидуальность и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:27, контрольная работа

Краткое описание

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество.

Содержание

1. Индивидуальность и личность
1.1. Понятие «личность» и «индивидуальность»…………………… 3
1.2. Проявление индивидуальности личности ……………………… 7
1.3. Соотношение индивидуального и типичного в личности ……. 14
2. Ответы на тестовые задания …………………………………………… 21
Список использованных источников………………………………… 31

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная, Психология - копия.docx

— 54.76 Кб (Скачать файл)

Таким образом, исходным пунктом  в рассмотрении сложившейся индивидуальности должна быть более или менее сложившаяся, зрелая личность, т. е. человек, интегрированный  в общество и являющийся полноценным  субъектом деятельности, обладающий сформированным интеллектом. Чем больше социально интегрирован индивидуум, тем больше у него возможностей реализовать  свою индивидуальность (Р. Мэй). Характер как интеграт личности по отношению  к индивидуальности есть баланс функции  сохранения, «обеспечения безопасности индивидуальности» за счет понимания и адекватного отношения к действительности (направленность) и возможности противостоять деструктивным воздействиям (воля), и функции изменчивости, пластичности (изменение отношений, развитие способностей).

Описывая индивидуальность, необходимо рассмотреть сферу ее бытия, субъектные характеристики, специфические  для нее отношения и способ интеграции этих отношений в структуру.

Сфера бытия индивидуальности – «мой» мир, внутренний мир, который  как изначальная данность сформировался  в ходе развития личности. По мере того как индивидуум личностно относится  к окружающему внешнему и социальному, «нашему» миру, они становятся частью «моего» мира, мира внутреннего, «втягиваются»  в него, становятся «событийными»  миру внутреннему. Таким образом, «мой», внутренний мир приобретает пространственное (внешний мир), социальное (люди, социальные институты) и временное измерение. Последнее можно проиллюстрировать  простым примером. В сутках 24 часа. Исключим 8 часов на сон. Остается 16 часов. 8 часов я трачу на труд, который, предположим, сам по себе для  меня чужд, бессмысленен и даже неприятен. Эти 8 часов – не «мое» время, это  время «самоотчуждения». Исключим эти 8 часов из «моего» времени и  останется 8 часов. 4 часа я, предположим, нехотя трачу на быт, 2 часа я трачу  по обязанности на общение с какими-то людьми, которые мне, предположим, давно  неинтересны (теща, свекровь, жена, с  которой утрачены былые отношения). Исключим и эти «не мои» 6 часов. Остается 2 часа – и тут… я включаю  телевизор, чтобы не остаться наедине  с собой. «Мое» время равно 0.

Развитие личности означает экспансию, расширение «моего» мира во временном, пространственном и социальном измерении, это означает, что индивидуальность обретает свое бытие. Таким образом, становление индивидуальности проявляется  в форме самореализации личности. Если использовать аналогию с темпераментом, личность как общественный, социализированный  индивид является формально-динамической характеристикой по отношению к индивидуальности. Активность и способ интеграции личности в общество определяет только границы и возможности расширения «моего» мира, за счет этого – разнообразие его содержания, но не ту работу, которую индивидуальность с этим содержанием выполняет.

Социальная активность личности, расширение социальных и межличностных  отношений с другими людьми означает возможность расширения «моего»  мира в социальном измерении, возможность  установления с некоторыми из них  глубоких интериндивидуальных отношений. Другие люди входят в «мой» мир  не как объекты и носители социальных функций, а как другие «жизненные»  миры, и отношение к ним не субъект-объектное, а субъект-субъектное, интерсубъективное. В этом новом плане существования  индивидуума, в «моем» мире, чтобы  стать настоящим отцом, мне недостаточно усвоить нормы отцовского поведения, обязанности отца по отношению к  ребенку как объекту ролевого поведения. Отцом можно стать, только понимая ребенка и принимая своеобразие  и ценность его внутреннего мира.

Социальное поведение  и межличностное общение как  нормативно регулируемые действия в  интериндивидуальном общении как  деятельности на уровне индивидуальности становятся поводом к другому, «драматургическому», действию, цель которого – взаимораскрытие  внутренних миров, «обмен» личностным содержанием, а основной критерий регулирования  и осуществимости – взаимная искренность  и правдивость. Статус интересной, творческой индивидуальности является отдельной, самостоятельной ценностью: часто  люди стремятся к общению с  творческими людьми (художниками, писателями и т. д.), предполагая в них богатую  внутренним содержанием индивидуальность и неосознанно желая в общении  с ними обрести что-то новое, неизвестное, загадочное, то, чего в собственной  индивидуальности нет или недостает.

В пространственном измерении  профессиональная предметная деятельность и сформированный интеллект становятся поводом и возможностью творчества. Для индивидуальности обязательные, предписанные и контролируемые требуемым результатом или кем-то способы действий подобны стенам тюрьмы, ограничивающим пространство ее существования.

Если деятельность и интеллект  позволяют, предметная деятельность как  творчество становится увлекательной  и свободной игрой с природой, которой можно задавать вопросы, экспериментировать, изменять способ действий и ждать ответных реакций. Учитывая, что природа не злонамеренна, это игра с партнером, а не покорение. Природа как предмет деятельности персонифицируется и приобретает  статус равноправного субъекта, который  должен быть постигнут в самостоятельной  логике его существования. Без вопроса  нет мысли, а отвечая на вопрос, мы вынуждены «играть за природу», пытаясь ее понять, т. е. возникают  субъект-субъектные отношения.

Природа творческой активности человека иллюстрируется хорошо известными феноменами эффекта неразрешенной  задачи, когда люди упорно возвращаются к ней в мыслях, даже если в  этом нет утилитарной необходимости, феноменом сдвига мотива на цель, когда  цель деятельности становится ее мотивом.

Таким образом, основной единицей творческой предметной деятельности становится не решение задач установленными способами, а решение проблем  или поиск решений поставленных задач, а основным отношением – субъект-субъектное.

В том случае, если личность не реализовалась в социальном поведении  и профессиональной деятельности как  форме предметной деятельности, она  может реализоваться в других, исторически выработанных видах  деятельности.

Способом экспансии «моего»  мира во внешний мир, пространственного  расширения может быть игра, хобби, «общение с природой», путешествия  как способ познавать природу  и экспериментировать с ней, видеть ее изменения за счет простого перемещения в пространстве.

Если в социальном поведении  нет поводов и возможностей для  полноценного интериндивидуального общения, расширения «моего» мира в его  социальном измерении, человек может  дополнить его религиозными и  философскими исканиями, увлечением искусством, создать в своей фантазии тот  мир, в котором его индивидуальность обретет свое бытие, вступит в  «заочное» общение с другими  индивидуальностями, благодаря тому, что существуют философия, религия  и искусство как деятельность и технология открытия своего внутреннего  мира (и понимания мира внешнего и социального) другим людям. Таким  образом, индивидуальность как сфера  духовной деятельности человека диалогична по своей сущности.

Основной функцией индивидуальности как интеграта является сохранение и изменение своей сверхсоциальной, родовой сущности, не ограниченной только рамками существующего социального  порядка: осознание несовершенства существующего социального порядка  и ограниченной возможности его  актуального изменения, конечности своего существования приводит человека к кризису и преодолению этого  кризиса за счет развития внутреннего  мира, восполняющего личностные дефициты и компенсирующего несовершенство мира внешнего.

Основное содержание индивидуальности – внутренний мир личности, основная форма деятельности – интеграция этого мира и как следствие  – личности.

 

1.3. Соотношение индивидуального и типичного в личности.

 

Элементами психологической  структуры личности являются психологические  свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Только в словаре С.И. Ожегова, содержится 51333 слова, и около 1500 из них означают свойства личности. Но все это трудновообразимое число свойств личности, психологи пытаются условно уложить в некоторое число подструктур.

 

Низшим уровнем личности является биологически обусловленная  подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и  темперамента.

Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности  психологических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, мышления, ощущений, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, самосовершенствования этих качеств.

Далее уровнем личности является также ее социальный опыт, в который  входят приобретенные человеком  знания, навыки, умение, привычки.

Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая желания, интересы склонности, идеалы, мировоззрение, особенности характера, самооценки.

Различия людей между  собой многопланово: на каждой из подструктур  имеются различия убеждений и  интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера.

В психологии существует два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго - определение типов личности.

Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических  признаков. Выделение черт личности предполагает существование конечного  набора базисных качеств, а индивидуальные различия определяются степенью их выраженности. Чтобы показать характер переменных, охватываемых факторным анализом, приведем несколько примеров поверхностных  черт по Кеттеллу:

1. уверенность в себе - покорность.

2. интеллектуальность –  ограниченность

3. зрелость ума – непоследовательность, подверженность влиянию и т.д.

При типологическом подходе  исходят из положения, что тип  личности является целостным образованием, не сводимых к комбинации отдельных  личностных факторов. Его содержание раскрывается описанием типичного  или усредненного представителя  группы лиц, относимых к данному  типу. Например такой тип личности, как «авторитарная личность», - конгломерат, по крайней мере, четырех факторов личности, не сводящийся ни к одному из них – доминантности.

Издавна делались попытки  свести практически бесконечное  множество индивидуальностей к  небольшому количеству типичных портретов. В структуру индивидуально-типических свойств входят конституциональные и нейродинамические.

Выделяют общую и частную  конституцию человека. Под общей  конституцией понимают совокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей и свойств, закрепленных в наследственности и определяющих специфику всех реакций  организма на воздействие среды.

Иными словами, общая конституция  – это общая характеристика организма. Можно предположить, что в основе общей конституции человека лежит  генотип человека.

В структуре частных конституций  выделяют два основных класса: класс  морфологических конституций и  класс функциональных.

Поскольку телосложение в  сравнении с другими видами конституции  – это легко наблюдаемая характеристика организма, характеризующая его  как единое целое, именно оно занимает центральное, а иногда и единственное место в понятии «конституция человека». Поэтому, описывая конституционные  особенности индивида, необходимо иметь  ввиду весь спектр конституциональных особенностей человека.

Наибольшую известность  приобрели конституциональные типологии  человеческой психики Э. Кречмера и  У. Шелдона.

Немецкий ученый Э. Кречмер  в своей знаменитой работе «Строение  тела и характер» пытался найти  те связи, которые существуют между  строением тела человека и его  психическим складом. На основе большого объема клинических наблюдений он пришел к выводу: тип телосложения предопределяет не только формы психических заболеваний, но и наши основные личностные (характерологические) особенности.

Кречмер описал 4 типа телосложения и соответствующие типы темперамента:

Типы телосложения Типы темперамента

Астенический (лептосомный) Шизотимный

Атлетический Искотимный

Пикнический

Диспластический Циклотимный

Например, Астенический тип  – это люди, как правило, высокого роста, с хрупким телосложением, плоской грудной клеткой. Астеники имеют шизотимный темперамент. К  более распространенным характеристикам  следует отнести необщительность, замкнутость, сдержанность, серьезность. Следующую группу качеств составляют застенчивость, боязливость, сентиментальность, повышенная возбудимость.

В основе варианта У. Шелдона  лежат системы антропометрических показателей («компонентов телосложения»), соответствие которым оценивается  по семи бальной шкале. И Э. Кречмер  и У. Шелдон пришли к выводу о существовании  трех «соматотипов», т.е. максимально  непохожих друг на друга – «эндоморфный», «мезоморфный», «эктоморфный».Трем основным соматотипам соответствуют три  варианта психической структуры  человека.

Чем же так привлекательно типологическое мыщление? По мнению Д. Леонтьева:

1. Универсальностью. Наклеивание  «ярлыков» срабатывает всегда. Нет  человека, которого с первого  взгляда нельзя было бы подвести  под тип. Более того, одного  человека можно подвести под  неограниченное количество типов.

Информация о работе Индивидуальность и личность