Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:27, контрольная работа
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество.
1. Индивидуальность и личность
1.1. Понятие «личность» и «индивидуальность»…………………… 3
1.2. Проявление индивидуальности личности ……………………… 7
1.3. Соотношение индивидуального и типичного в личности ……. 14
2. Ответы на тестовые задания …………………………………………… 21
Список использованных источников………………………………… 31
2. Это путь наименьшего
сопротивления при познании
Облегчая нам жизнь, типологическое мышление оказывает нам медвежью услугу. В чем она выражается?
Как уже было сказано, типологическое мышление останавливает дальнейшее познание. Подведение под тип дает нам знание не о самой личности, а о соответствии ее нашей типологии. Мы не можем узнать о человеке ничего сверх того, что заложено в саму типологию.
Подводя человека под определенный тип, мы делаем его равным самому себе. Изменение не возможно. Непонятно, как хулиган может стать не хулиганом, экстермист не экстермистом, а невротик - здоровым. Тем самым мы консервируем человека, помещаем его в заранее определенную ячейку.
Типологические обозначения
почти всегда категоричны. Человек
оказывается либо хулиганом, либо не
хулиганом, либо левым, либо правым, либо
коллективистом, либо нет. Промежуточные
стадии и градации невозможны в рамках
типологического подхода –
Не всем, но большинству
типологических характеристик присуща
положительная или
Некоторая искусственность. Это связано с тем, что каждый тип оказывается на каком-то одном качестве личности, которое абстрагируется и раздувается до таких размеров, чтобы охарактеризовать человека в целом. По сути, тип на этом строится, т.е. одно качество выделяется как определяющее и становится обозначением этого типа. Все типологии, по словам одного из основоположников психологии личности Г. Олпорта, устанавливают границы там, где нет границ. И любая типология определяется задачами, которые мы ставим. Отнесение человека к определенному типу является, по мнению Д. Леонтьева, является не познанием человека как такового, а познанием того, как он соотносится с какими-то нашими задачами.
Итак, отнесение человека к какому-то определенному типу не является познанием человека. Но было бы неверным сказать, что это вредно, не нужно и т.д. Оно дает ответ на какие-то конкретные практические вопросы. Например в ситуации профориентации, где стоит совершенно конкретная проблема сопоставление склонностей конкретных людей и различных типов профессий, типология играет конкретную практическую роль.
В другой ситуации – возьмем ту же нозология в психиатрии – тоже стоит практическая задача найти формы лечения, определить режим и т.д. Здесь тоже в соответствии с определенной практической целью типология работает. И те политические ярлыки, которые уже упоминались, тоже работают в конкретной практической ситуации. То есть все типологии работают в рамках решения конкретных практических задач, но вне этих задач, сами по себе какой-то познавательной ценности они не несут.
Второй вывод – если типология и ярлыки абстрагируют какой-то отдельный сегмент личности, то противоположный путь, ведущий ближе к истинному познанию – это путь познания личности в разных гранях, разных аспектах и проявлениях, не сводя ее к какому то одному обозначению.
2. Ответы на тесовые задания.
1- 1.3 |
11- 11.2 |
21- 21.1 |
31- 31.2 |
41- 41.1 |
51- 51.2 |
61- 61.3 |
71- |
81- 81.3 |
91- 91.3 |
2- 2.1 |
12- 12.2 |
22- 22.3 |
32- 32.3 |
42- 42.2 |
52- 52.3 |
62- 62.1 |
72- |
82- 82.3 |
92- 92.1 |
3- 3.2 |
13- 13.1 |
23- 23.2 |
33- 33.3 |
43- 43.2 |
53- 53.2 |
63- 63.1 |
73- |
83- 83.3 |
93- 93.1 |
4- 4.2 |
14- 14.1 |
24-24.2 |
34- 34.2 |
44- 44.1 |
54- 54.2 |
64- 64.1 |
74- 74.1 |
84- 84.2 |
94- 94.2 |
5- 5.3 |
15- 15.2 |
25- 25.3 |
35- 35.1 |
45- 45.2 |
55- 55.3 |
65- 65.1 |
75- 75.3 |
85- 85.2 |
95- 95.1 |
6- 6.2 |
16- 16.2 |
26- 26.1 |
36- 36.1 |
46- 46.2 |
56- 56.2 |
66- 66.2 |
76- 76.2 |
86- 86.2 |
96- 96.1 |
7- 7.2 |
17- 17.1 |
27- 27.3 |
37- 37.1 |
47- 47.3 |
57- 57.1 |
67- 67.1 |
77- 77.3 |
87- 87.3 |
97- 97.1 |
8- 8.3 |
18- 18.2 |
28- 28.2 |
38- 38.3 |
48- 48.2 |
58- 58.3 |
68- 68.1 |
78- 78.2 |
88- 88.3 |
98- 98.1 |
9- 9.2 |
19- 19.1 |
29- 29.2 |
39- 39.3 |
49- 49.2 |
59- 59.1 |
69- 69.2 |
79- 79.3 |
89- 89.2 |
99- 99.2 |
10- 10.1 |
20- 20.3 |
30- 30.1 |
40- 40.1 |
50- 50.1 |
60- 60.1 |
70- 70.1 |
80- 80.2 |
90- 90.3 |
100- 100.3 |
1. Целенаправленное,
планомерно осуществляемое
1.1) экспериментом; 1.2) беседой; 1.3) наблюдением.
2. К числу недостатков метода наблюдения можно отнести:
2.1) субъективизм; 2.2) многообразие информации; 2.3) естественную обстановку.
3. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:
3.1) беседы; 3.2) эксперимента; 3.3) наблюдения.
4. Предметом изучения современной психологии является:
4.1) поведение; 4.2) сознание; 4.3) механизмы психики.
5. Интроспекция – разновидность метода:
5.1) эксперимента; 5.2) беседы; 5.3) наблюдения.
6. Направленность исследования на выявление причинно-следственных отношений событий или фактов представлено общенаучным принципом:
6.1) развития; 6.2) детерминации; 6.3) системности.
7. Научная работа с подтверждающими материалами, доступными для повторения другими исследователями, выполнена с опорой на принцип:
7.1) объективности; 7.2) развития; 7.3) системности.
8. Прочитайте строки из стихотворения А.С. Пушкина:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
В них отражены:
8.1) психические процессы; 8.2) психические свойства; 8.3) состояния психики.
9. Рефлексия невозможна (затруднена):
9.1) во время деятельности; 9.2) во время сна; 9.3) во время бодрствования.
10. Агрессивное поведение испуганного подростка вызвано защитным механизмом:
10.1) смещение; 10.2) регрессия; 10.3) реактивное образование.
11. Проблемой бессознательного в психологии занимался:
11.1) А. Маслоу; 11.2) З. Фрейд; 11.3) Л.С. Выготский.
12. Инстинкты поведения относятся к сфере:
12.1) сознания; 12.2) бессознательного; 12.3) подсознания.
13. Осмысленность собственного существования в объективном мире представлена:
13.1) самосознанием; 13.2) бессознательным; 13.3) сознанием.
14. К микроструктуре деятельности относят:
14.1) операцию; 14.2) мотив; 14.3) деятельность.
15. В процессе выполнения деятельности личность представлена как:
15.1) объект; 15.2) субъект; 15.3) предмет.
16. Основной деятельностью для подростков считается:
16.1) интимно-личностная; 16.2) учебная; 16.3) эмоционально-экспрессивная.
17. Деятельность не предполагает отношение человека к жизни:
17.1) созерцательное; 17.2) активное; 17.3) преобразующее.
18. Интерференцией называют:
18.1) положительное влияние навыков; 18.2) отрицательное влияние навыков;
18.3) индифферентное влияние навыков.
19. Человека как индивида характеризует:
19.1) темперамент; 19.2) креативность; 19.3) система ценностей.
20. К «безличностным» характеристикам относят:
20.1) активность; 20.2) пассивность; 20.3) индивидуальность.
21. З. Фрейд считал ответственным за усвоение социальных норм и правил
инстанцию:
21.1) «Сверх-Я»; 21.2) «Я»; 21.3) «Оно».
22. Автором трансактного анализа является:
22.1) Б. Скиннер; 22.2) А. Адлер; 22.3) Э. Берн.
23. Мотив характеризует:
23.1) акт поведения; 23.2) причину поступка; 23.3) скорость действия.
24. Иерархия мотивов характеризуется как:
24.1) полимотивированность; 24.2) соподчинение;
26.3) доминирование социальных мотивов.
25. Взаимодействие между людьми представлено в общении как:
25.1) интеракция; 25.2) перцепция; 25.3) коммуникация.
26. Резко негативное отношение к человеку с первого взгляда без видимых на то причин, это:
26.1) эффект «свежести»; 26.2) эффект Ореола; 26.3) хало-эффект.
27. Другой человек рассматривается как равноправный партнёр в общении, как коллега в совместном поиске знаний при стиле:
27.1) либеральном; 27.2) авторитарном; 27.3) демократическом.
28. Привлекательность образа одного человека для другого называют:
28.1) аффилиация; 28.2) аттракция; 28.3) аффект.
29. Публичная зона общения расположена на расстоянии:
29.1) 1 – 2 метра; 29.2) 3 – 4 метра; 29.3) 7 – 8 метров.
30. К свойствам восприятия относят:
30.1) константность; 30.2) сосредоточенность; 30.3) интенсивность.
31. В словах Татьяны Лариной: «... Лишь ты вошел, я вмиг узнала, вся обомлела, запылала, и в мыслях молвила – вот он!» – отражено свойство
восприятия:
31.1) целостность; 31.2) избирательность; 31.3) структурность.
32. Два противоположных явления в памяти связывает ассоциация:
32.1) по смежности; 32.2) по смыслу; 32.3) по контрасту.
33. Форма мышления,
отражающая связи между
33.1) понятием; 33.2) рассуждением; 33.3) суждением.
34. Синонимом термина «репродуктивное» является термин:
34.1) эмпирическое; 34.2) воспроизводящее; 34.3) теоретическое.
35. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики –это:
35.1) анализ; 35.2) классификация; 35.3) абстракция.
36. Произвольное внимание не обусловлено:
36.1) осознанием долга и обязанности; 36.2) наличием мотивов, побуждений;
36.3) контрастностью внешних воздействий.
37. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, называется мышлением:
37.1) наглядно-действенным; 37.2) наглядно-образным; 37.3) абстрактным.
38. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:
38.1) новизна раздражителя; 38.2) усталость человека; 38.3) долг.
39. Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана:
39.1) с комплексом превосходства; 39.2) с самоуважением; 39.3) со способностью любить.
40. Мотивация является ведущим показателем личности в работах:
40.1) З.Фрейда; 40.2) Л. Божович; 40.3) Д.Б. Эльконина.
41. Использование на занятиях интересного наглядного материала является
стимулом развития учебной мотивации:
41.1) непосредственно побуждающей;
41.2) перспективно-побуждающей;
41.3) познавательно-побуждающей.
42. Потребность в самоактуализации в теории А.Маслоу является:
42.1) низшей; 42.2) высшей; 42.3) промежуточной.
43. Ускоренное
физическое и отчасти
43.1) акмэ; 43.2) акселерация; 43.3) ретардация.
44. Образование в России базируется на принципах:
44.1) демократичности; 44.2) авторитарности; 44.3) монархичности.
45. Когнитивное развитие личности характеризует её:
45.1) нравственную сферу; 45.2) интеллектуальную сферу; 45.3) сферу социализации.
46. К социальным механизмам не относят:
46.1) подражание; 46.2) восприятие; 46.3) фацилитацию.
47. Осмысление собственных побуждений возможно, используя метод:
47.1) эксперимента; 47.2) теста; 47.3) интроспекции.
48. Для маскулинного поведения человека свойственно проявление:
48.1) слабости, пассивности; 48.2) силы, мужества; 48.3) нежности, чувственности.
49. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия называется: