Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 10:08, контрольная работа
1.Способности и их виды.Развитие способностей.
2.Характер и его типы.Возрастные особености характера.
3.Темперамент и его типы.
В подростковом возрасте (8-14 лет) осуществляется интенсивная ориентация индивида в соционормативных требованиях на средовом микроуровне, актуализируется его стремление к наиболее успешной социальной адаптации. Существенное значение приобретает подражание авторитетным примерам, стремление подростка к эффективной социальной самореализации.
Юность (15-18 лет) категорична в оценках, максималистична в требованиях к жизни. Круг потребностей юных расширяется — наступает пора волевых действий, страданий и терзаний. Взаимодействовать с миром трудней, чем созерцать его. То, что было прекрасно на вид, может оказаться тяжелым на практике. Распоряжаться собой сложнее, чем распоряжаться вещами. В водовороте жизни надо уметь действовать и в ряде случаев — действовать лучше других. Мир наполняется обременительными социальными требованиями и непреложными обязанностями. Возникает кризис юности — рушатся декоративные модели счастья, познается относительность самою этого понятия. Неутолимая жажда счастья постепенно сменяется в человеке стремлением избежать хотя бы неудач и поражений. Но сил еще много и трудности преодолимы. Еще сильны ожидания счастья и вера в лучезарное будущее. Однако уже знакомо и чувство покинутости, ненужности. В то же время мир еще не познан до конца, полон красок и звуков, тяга к нему огромна.
Дальнейшая жизнь взрослого человека (19-35 лет) более спокойна и осмотрительна. Уже понятно, что жизнь не является беспрерывным потоком счастья и наслаждения, что следует довольствоваться тем, что есть, находя удовольствие и в маленьких радостях. Понимание мира человеком становится реалистичным, а во многих случаях — и по-житейски приземленным, прагматичным. Романтический туман прошлого развеян. Флер розовой пелены сброшен с большинства жизненных явлений, но не со всех, и жизнь еще сулит неожиданности. Силы мобилизуются на новые свершения — на то, что реально, полезно и достижимо. В плену у грез остаются немногие. Опыт освобождает человека отложных представлений и догм. Он хорошо различает опасность заблуждений и неадаптивного поведения. Человек познает как бы изнанку жизни — ее внутренние хитросплетения, тонкости взаимодействия людей. Происходит социальная самореализация индивида. Он еше судит о других по себе, утверждается в любви, дружбе, разнообразных формах социального взаимодействия. Возрастают его социальная зрелость и жизненная мудрость.
Но элегия хрупкости и бренности бытия все чаще звучит в его душе. И стаи птиц, улетающие в осеннюю даль, уже наводят его на грустные раздумья.
Возраст 36-40 лет считается жизненным водоразделом. С этого времени жизненные силы начинают понемногу убывать. Но процесс вначале идет очень медленно и компенсируется духовными приобретениями.
Вторая половина активной жизни (41-65 лет) предопределяется капиталом, созданным в ее первой половине.
В пожилом и старческом возрасте (с 66 лет) многие ценности переоцениваются, многое девальвируется, прожитая жизнь представляется сгустком отдельных событий. Только первая четверть жизни вспоминается как самая дорогая и счастливая и наиболее продолжительная, остальные периоды кажутся короткими и не очень благополучными. Многое вытесняется из памяти. То, что раньше мучило и терзало, становится малозначительным. Многое обесценивается, и время уже бежит, не оставляя следов. Прошлое обволакивается туманом и становится едва различимым. Однако отдельные личностно интимные события время от времени вспыхивают ярким пламенем и согревают душу животворящей жизненной энергией. И это еще раз доказывает, что во времени существует не все наше Я, а лишь отдельные его проявления.
К концу жизни у человека окончательно исчезают иллюзии, его характер обнажается в непосредственности, ослабляются социально-ролевые наслоения. И человек наконец узнает сам себя, свои подлинные мироотношения. Жизнь вновь приобретает оттенок созерцательности. Утихают страсти (которые и в молодости порой не приносили особого счастья). Но как юность не избегает печали, так и старость не избегает бодрости духа. Освободившись от многих житейских тягот, человек на склоне лет чувствует себя более свободным, зная подлинную цену всему земному.
Отвергая мишуру маскарадных нарядов и мирской суеты, старость более объективно относится к подлинным ценностям жизни, причисляя к ним прежде всего отсутствие острых страданий и духовно-созидательную деятельность. И человек наконец узнает, что самое ценное у него — это он сам.
Сильным чувством старого человека является чувство его значимости в делах минувших дней, состоявшейся самореализации, причастности к вечному потоку жизни. И даже уходя из этого мира, человек знает, что он не исчезает полностью. Его жизнь обеспечила беспрерывность человеческого бытия.
Характер людей может наиболее оптимально проявляться в разном возрасте. Одни люди особенно привлекательны в юности, другие деятельны, продуктивны и красивы в зрелом возрасте. Некоторые особенно привлекательны в старости, когда они становятся задушевными, доброжелательными, уступчивыми и полезными своей мудростью и бескорыстной гуманностью. Вероятно, в характере индивида имеется то, что предназначено для наиболее полного проявления в определенном возрасте.
Многое меняется в психике человека на протяжении всей его жизни — меняется объем его знаний, образ мыслей, поведенческие навыки, отношение к различным явлениям действительности. Но очень устойчивым, стабильным психическим образованием остается его Я-концепция, его жизненное самоощущение. Эта стабильность личностной концептуальности, очевидно, и породила понятие души человека.
Известный американский психолог Э. Эриксон (1902- 1994), осуществляя психоаналитическое исследование возрастных периодов жизни человека, подразделил весь жизненный цикл на восемь фаз. Каждая фаза имеет свои специфические особенности, в частности характеризуется определенными конфликтными состояниями, которые могут разрешаться благоприятно либо неблагоприятно для психического склада индивида.
Полоролевые (гендерные) различия характера
Некоторые особенности характеров людей обусловлены их половой принадлежностью.
Половые психические особенности связаны не только с биологическими факторами, но и с исторически сложившейся дифференциацией мужских и женских социальных ролей, разделением труда по половым признакам, различием в традиционном воспитании девочек и мальчиков в соответствии с культурно-историческими стереотипами женственности и мужественности.
Половая идентификация — самоотнесение индивида к определенному полу связана с его половой социализацией, развитием соответствующего полового самосознания, овладением социально-половой ролью. Половое самосознание индивида формируется в социальной среде, которая подкрепляет «правильное» половое поведение и порицает возможные отклонения.
Полоролевые нормы, система мужских и женских стереотипов поведения формируют у человека «образ мужчины» или «образ женщины». Первичная половая самоидентификация формируется уже к двум годам, а в шесть-семь лет интенсивно формируются половые установки, проявляющиеся в выборе игр, стиле поведения, половой сегрегации (формирование общностей одного пола).
В подростковом возрасте полоролевые ориентации особенно усиливаются, становятся ведущими в общении сверстников. При этом традиционно маскулинные (мужские) особенности несколько переоцениваются по сравнению с фемининными особенностями.
Гормональные сдвиги вызывают в этом возрасте половые изменения в строении тела и пубертатный (от лат. pubertas — возмужалость, половая зрелость) эротизм. Половая идентичность в подростковом возрасте критически осмысливается. При этом может возникать синдром дисморфобии — боязнь полового несоответствия. Дисгармония физического и психосоциального развития остро переживается, происходит интенсивное полоро- левое самоутверждение, формируется психосексуальная направленность личности. Дефекты полоролевой социализации, недостатки полового воспитания могут вызвать отклонения в поведении индивида (транссексуализм, гомосексуализм и др.).
Какие психологические особенности связаны с половой принадлежностью индивида? Некоторые исследователи считают, что девочки в общей массе превосходят мальчиков в речевых способностях, мальчики имеют преимущество в зрительно- пространственных способностях; мужчины более агрессивны и неустойчивы, чем женщины, их интеллект более аналитичен. Девочки и женщины лучше справляются с рутинными односложными видами деятельности. Восприятие облика человека женщинами более детализировано. Женщины более эмоционально чувствительны. Психика женщины более обусловлена наследственностью, психика мужчин — влияниями среды.
Высказываются мнения о половых различиях внушаемости, тревожности, соревновательности и доминантности. Для женщин более характерен эмоционально-экспрессивный стиль поведения, для мужчин — предметно-инструментальный.
Более высокие уровни культурного развития общества характеризуются тенденцией к преодолению противопоставления мужчин и женщин. Равенство мужчин и женщин в общественном производстве, овладение женщин «мужскими» профессиями ведет к формированию у них и соответствующих психических качеств. Однако это порождает некоторую неопределенность полоролевых ожиданий, ломку традиционных стереотипов половых ролей, что может вызвать конфликтность межличностных отношений.
Образы «идеального мужчины» и «идеальной женщины» в настоящее время менее определенны.
В связи с эмансипацией женщин в прогрессивных общественных условиях все более расширяются сферы совместной деятельности мужчин и женщин. Это ведет и к уменьшению психических различий между ними. В разных сферах жизнедеятельности проявление половых психических различий неодинаково. Более заметно эти различия проявляются в психофизиологической сфере — характеристиках сенсомоторных реакций, особенностях эмоциональных и волевых проявлений.
Национально-психологические особенности характера
Нация, народ, этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими особенностями культуры и психического склада, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Этнические особенности психики людей изучает этнопсихология. Однако и в рамках общей психологии национальные особенности характера имеют существенное значение.
Национальные особенности человека проявляются в его психофизиологии, эмоционально-волевых, поведенческих особенностях. У каждого народа есть свое название — собственное имя (этноним), а также самосознание. Но этническое самосознание — явление вторичное, оно производно от объективных условий жизнедеятельности этноса.
Этносы возникают не по воле людей, а в ходе объективного исторического процесса. В силу этих объективных обстоятельств формируются этнические особенности образа жизни народа, особый психический склад его представителей.
Вот как характеризует национально-психологические особенности русского народа и обусловившие их обстоятельства известный историк В. О. Ключевский: «Природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда... короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным неожиданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а затем отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии.
...Великоросс лучше работает один, когда на него никто не смотрит, и с трудом привыкает к дружному действию общими силами. Он вообще замкнут и осторожен, даже робок, вечно себе на уме, необщителен, лучше сам с собой, чем на людях...».
Можно не согласиться с категоричностью отдельных суждений великого знатока русской истории и души русского народа. Однако нельзя не согласиться с его общим постулатом: «Должно быть каждому народу от природы положено воспринимать из окружающего мира, как и из переживаемых судеб, и претворять в свой характер не всякие, а только известные впечатления, и отсюда происходит разнообразие национальных складов или типов...».
Характер человека, как уже отмечалось выше, не простая сумма черт, а структурно организованная система психических качеств. Своеобразие национального характера определяется не особой организацией мозговой деятельности, а культурно-историческими условиями. Особенности национального характера — особенности национального самосознания, историческая память народа, отражение в сознании людей важнейших социально-национальных процессов и на этой основе — отчленение себя от других народов. Глубокий след в памяти народа оставляют и исторические коллизии прошлого, и крупнейшие национально-культурные достижения.
Человек любой национальности, родившийся в своей культурно-исторической и природной среде, с ранних лет оказывается под сильным се влиянием (возникает эффект доминирования первичного воздействия). Утро жизни, то, что окружало человека в его колыбели и раннем детстве, имеет особую притягательную силу; любовь к Родине — одно из самых сильных человеческих чувств. На этой основе формируется национальная гордость, которая может быть и акцентуированной.
Национализм, идеология исключительности одной нации, ее превосходства над другими народами, не имеет объективной основы, является искаженным отражением действительности в сфере национального самосознания.
Великие мыслители крайне скептически относились к само- возвеличиванию национальных достоинств отдельных народов. Например, А. Шопенгауэр писал: «Нельзя не признать, что в национальном характере мало хороших черт, ведь субъектом его является толпа. Попросту говоря, человеческая ограниченность, извращенность и испорченность принимают в разных странах разные формы, которые именуются национальным характером. Когда опротивеет один, мы пускаемся расхваливать другой, пока с тем не случится того же. Каждая нация насмехается над другой, и все они в одинаковой мере правы».
3.Темперамент и его типы.
Типологии темперамента
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (VXVIII в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков организма” — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, — входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De temperamentum” (лат. “соразмерность”, “правильная мера”). Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью:сангвиника (от лат. sanguis — кровь), флегматика (от греч. phlegma — флегма), холерика (от греч. chole — желчь),меланхолика (от греч. melas chole — черная желчь). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.
Информация о работе Индивидуально-психологические свойства личности