Индивидуально-психологические свойства личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 10:08, контрольная работа

Краткое описание

1.Способности и их виды.Развитие способностей.
2.Характер и его типы.Возрастные особености характера.
3.Темперамент и его типы.

Вложенные файлы: 1 файл

психология12.docx

— 104.83 Кб (Скачать файл)

С точки зрения психологов, четыре темперамента — лишь одна из возможных систем для оценки психологических особенностей (существуют и другие, например, «интроверсия — экстраверсия»). Описания темпераментов довольно сильно отличаются у различных психологов и, по-видимому, включают в себя достаточно большое количество факторов.

Предпринимались попытки подвести научно-экспериментальную базу под теорию темпераментов (И.П. Павлов, Г.Ю. Айзенк, Б.М. Теплов и др.), однако результаты, полученные данными исследователями, лишь частично совместимы друг с другом. Интерес представляет исследование Т.А. Блюминой (1996), в котором она предприняла попытку сопоставить теорию темпераментов со всеми известными на тот момент (более 100) психологическими типологиями, в том числе с точки зрения методов определения данных типов.

В целом классификация по темпераментам не удовлетворяет современным требованиям к факторному анализу личности и в настоящий момент интересна скорее с исторической точки зрения.Современная наука видит в учении о темпераментах отголосок еще античной классификации четырех типов психического реагирования в сочетании с интуитивно подмеченными типами физиологических и биохимических реакций индивидуума.

В настоящее время концепцию четырех темпераментов подкрепляют понятиями «торможение» и «возбуждение» нервной системы. Соотношение «высокою» и «низкого» уровней для каждого из этих двух независимых параметров дает некую индивидуальную характеристику человека, и, как результат. — формальное определение каждого из четырех темпераментов. На смайликах (см. рис. 7) можно интерпретировать улыбку; как легкость процессов торможения, а насупленные брови — как проявление легкости возбуждения.

Работа ученых над геномом человека создает условия для раскрытия функций генов человека, которые определяют темперамент через гормоны (серотонин, мелатонин, дофамин) и другие биохимические медиаторы. Биохимия и генетика позволяют установить и формализовать психологические фенотипы людей, замеченные еше врачами древности.Оригинальная концепция темперамента представлена в книгах Я. Фельдмана «Теория уровней и модель человека» (2005) и «Философ на пляже» (2009). В них рассматривается ситуация «человек в потоке однотипных задач». Выясняется, что человек включается в решение постепенно, постепенно уменьшается число ошибок и время решения одной задачи. Тогда говорят, что «работоспособность растет» или «разогрев растет». Затем наступает максимум (плато), далее разогрев падает до нуля (отказ от решения, отдых). Полагается, что у каждого человека такая кривая повторяется периодически, это и есть его индивидуальная характеристика. Если случайно выбранных людей поместить в один и тот же поток задач, то их кривые разогрева распадутся на четыре группы. Эти четыре типа кривых разогрева в точности соответствуют четырем темпераментам:

  • быстрый подъем — высокое и короткое плато — быстрый спад (холерик);
  • умеренно быстрый подъем — умеренно высокое и короткое плато — умеренно быстрый спад (сангвиник);
  • медленный подъем — низкое и длинное плато — медленный спад (флегматик);
  • очень медленный подъем — высокий всплеск в середине и возврат к низкой точке — и потом медленный спад до нуля (меланхолик).

Итак, темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Кн.1, 2.

Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996.

Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб., 2000.

Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1998.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2000.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 1997.

Ерофеев А.К. ЭВМ в психодиагностике в высшей школе. М., 1987.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. М., 2002.

Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1999.

Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000.

Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.И. Щербакова. М., 1987.

Практикум по педагогике и психологии высшей школы / Под ред. А.К. Ерофеева. М., 1991.

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М., 1995.

Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: Практический курс. СПб., 2001.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

 


Информация о работе Индивидуально-психологические свойства личности