Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 15:41, курсовая работа
Каждый человек неповторим и отличается от другого разными особенностями, которые и характеризуют его индивидуальность. Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. С точки зрения современной психофизиологии он даётся человеку от рождения на всю жизнь. По ходу жизни темперамент остаётся стабильным, но может до определённой степени измениться под воздействием психических состояний и жизненных ситуаций.
Введение 3
Глава 1. Темперамент и его свойства 4
1.1 Понятие темперамента 4
1.2. Характеристика типов темперамента и его свойства 4
Глава 2. Индивидуальный стиль деятельности и особенности его формирования 4
2.1 Понятие индивидуального стиля деятельности и его основные характеристики 4
Уровни индивидуального стиля деятельности 4
2.2. Диагностики формирования индивидуального стиля деятельности. 4
Глава 3. Способы формирование индивидуального стиля деятельности на базе темперамента. 4
Практическая часть 4
А) Методы исследования 4
1. Тест Айзенка на определение типов темперамента 4
2. Вопросник «Стиль саморегуляции поведения» 4
Б) Результаты исследования 4
В) Обсуждение результатов исследования 4
Заключение (Выводы) 4
б) желание
человека сделать свою деятельность более
успешной;
в) желание человека сделать свою деятельность
более приятной, приносящей эмоциональное
удовлетворение.
Индивидуальный стиль вырабатывается
на протяжении длительного времени. Скорость
его формирования у разных людей может
быть разной, но в целом надо учитывать
общие закономерности формирования индивидуального
стиля.
Глава 3. Способы формирование
индивидуального стиля деятельности на
базе темперамента.
3.1. Особенности действий
индивида и их связь с темпераментом.
Динамические черты личности
человека выступают не только во внешней
манере поведения, не только в движениях
– они проявляются и в умственной сфере,
в сфере побуждения, в общей работоспособности.
Естественно, особенности темперамента
сказываются в учебных занятиях и трудовой
деятельности. Но главное заключается
в том, что различия по темпераментам –
это различия не по уровню возможности
психики, а по своеобразию ее проявлений.
Определенное сочетание свойств темперамента,
проявляющееся в познавательных процессах,
действиях и общении человека, определяет
его индивидуальный стиль деятельности.
Он представляет собой систему зависящих
от темперамента динамических особенностей
деятельности, которая содержит приемы
работы, типичные для данного человека.
Поскольку характеристики
темперамента определяют динамику психических
процессов, то можно было бы предположить,
что темперамент определяет успешность
деятельности человека.
Индивидуальный стиль
деятельности позволяет людям с различными
особенностями нервной системы, с разным
характером и темпераментом добиваться
одинаковой эффективности при выполнении
работы разными способами.
Существуют четыре пути приспособления
темперамента к требованиям деятельности.
Первый
путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить
к данной деятельности лиц, которые не
обладают необходимыми свойствами темперамента.
Данный путь реализуют лишь при отборе
на профессии, предъявляющие повышенные
требования к свойствам личности (диспетчеры
энергосистем, горноспасатели, водолазы,
летчики и т.п.).
Деятельность в этих профессиях связана
с регулярным экстренным напряжением,
риском, опасностью, большой ответственностью.
Профессиональный
отбор помогает выделить претендентов
с наиболее подходящими для данной специальности
психофизиологическими свойствами, поскольку
часть требуемых некоторыми профессиями
качеств плохо поддается тренировке, они
ограничены свойствами темперамента.
Например, известно, что слабо развитое
чувство времени или малая скорость двигательной
реакции лишь в некоторых пределах могут
быть развиты путем индивидуальной тренировки.
С целью повышения эффективности профессионального
отбора разработаны специальные тесты,
позволяющие оценить характеристики внимания,
точность оценки времени, скорость двигательной
реакции.
Важен не только профессиональный
отбор, но и профориентация, т.е. определение
для каждого человека такой трудовой деятельности,
которая соответствовала бы не только
его интересам, но и его индивидуальным
особенностям и возможностям. Исследования
показывают, что лица, получившие профессиональную
специализацию с учетом их психофизиологических
характеристик, испытывают большое удовлетворение
от своего труда, что самым благоприятным
образом сказывается на их производительности.
Второй
путь – приспособления темперамента к
деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых
к человеку требований, условий и
способов работы (индивидуальный подход).
При этом обучение и воспитание должны
не пытаться изменить темперамент, а помогать
учащемуся преодолевать недостатки того
или иного темперамента, развивать его
положительные стороны. Прежде всего –
это такая организация труда и отдыха,
которая учитывает своеобразие темперамента
ребенка.
Контроль над темпом работы с учетом особенностей
темперамента учащихся должен состоять
в том, чтобы подвижные не допускали поверхностного
и небрежного выполнения заданий, а медлительные
выполняли их быстрее.
Врожденные свойства
темперамента проявляются у человека
и в таких психических процессах, которые
зависят от воспитания, от социальной
среды и от способности управлять своими
реакциями. Поэтому конкретная реакция
на ситуацию может определяться как влиянием
характерных отличий нервной системы,
так и явиться следствием обучения и профессионального
опыта. Например, высокая скорость реакции
у опытного водителя, летчика, мастера
бокса или фехтования – не обязательно
природное свойство их нервной системы,
она может быть достигнута и в результате
тренировки и обучения. Но пределы развития
скорости определены врожденными свойствами
нервной системы.
Третий
путь заключается в преодолении отрицательного
влияния темперамента посредством формирования положительного
отношения к деятельности и соответствующих
мотивов. Например, на очень интересном
уроке, вызывающем повышенную активность
учащихся, степень сдержанности холериков
не меньше, чем сангвиников, а работоспособность
меланхоликов не ниже, чем флегматиков.
Четвертый,
основной и наиболее универсальный путь
приспособления темперамента к требованиям
деятельности – формирование ее индивидуального
стиля. Под индивидуальным стилем деятельности
понимают такую индивидуальную систему
приемов и способов действия, которая
характерна для данного человека и целесообразна
для достижения успешного результата.
Человек обычно выбирает такие приемы
и способы выполнения действия, которые
в наибольшей степени соответствуют его
темпераменту, но выбирает он их не всегда
осознанно. Задача учителя – оценить целесообразность
их и помочь учащемуся сознательно, творчески
вырабатывать индивидуальный стиль деятельности.
То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем
как признаки его темперамента (разнообразные
движения, реакции, формы поведения), часто
является отражением не столько темперамента,
сколько индивидуального стиля деятельности,
особенности которого могут совпадать
и расходиться с темпераментом.
Поскольку каждая
деятельность предъявляет к психике человека
и ее динамическим особенностям определенные
требования, нет темпераментов, идеально
пригодных для всех видов деятельности.
Можно образно описать, что люди холерического
темперамента более пригодны для активной
рискованной деятельности («воины»), сангвиники
— для организаторской деятельности («политики»),
меланхолики — для творческой деятельности
в науке и искусстве («мыслители»), флегматики
— для планомерной и плодотворной деятельности
(«созидатели»). Для некоторых видов деятельности,
профессий противопоказаны определенные
свойства человека, например, для деятельности
летчика-истребителя противопоказаны
медлительность, инертность, слабость
нервной системы. Следовательно, флегматики
и меланхолики психологически малопригодны
для подобной деятельности.
Индивидуальный стиль
не проявляется у человека сам собой, стихийно.
Он формируется в процессе обучения и
воспитания. Первые зачатки формирования
индивидуального стиля деятельности наблюдаются
уже в старшем дошкольном возрасте при
решении практических задач игрового
характера.
Ядро индивидуального
стиля определяет комплекс имеющихся
у человека свойств нервной системы. Среди
тех особенностей, которые относятся к
самому стилю, можно выделить две группы:
1. Приобретаемые в опыте
и носящие компенсаторный характер по
отношению к недостаткам индивидуальных
свойств нервной системы человека.
2. Способствующие
максимальному использованию имеющихся
у человека задатков и способностей, в
том числе полезных свойств нервной системы.
Динамические черты
личности человека выступают не только
во внешней манере поведения, не только
в движениях - они проявляются и в умственной
сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности.
В зависимости от
особенностей темперамента люди различаются
не конечным результатом действий, а способом
достижения результатов. Были проведены
исследования, с целью установить, зависимость
между способом выполнения действий и
особенностями темперамента. В этих исследованиях
рассматривался индивидуальный стиль
деятельности как путь к достижению результатов
или способ решения определенной задачи,
обусловленной главным образом типом
нервной системы. Результаты исследований
подавляющего большинства авторов, независимо
от особенностей исследуемых групп и экспериментальных
ситуаций, в которых изучался типичный
для данных индивидов способ выполнения
действий, показывают, что именно тип нервных
процессов, оказывает существенное влияние
на формирование определенного стиля
деятельности.
Перед сангвиником
следует непрерывно ставить новые, по
возможности интересные задачи, требующие
от него сосредоточенности и напряжения.
Необходимо постоянно включать его активную
деятельность и систематически поощрять
его усилия.
Флегматика нужно
вовлечь в активную деятельность и заинтересовать.
Он требует к себе систематического внимания.
Его нельзя переключать с одной задачи
на другую. В отношении меланхолика недопустимы
не только резкость, грубость, но и просто
повышенный тон, ирония. Он требует особого
внимания, следует вовремя хвалить его
за проявленные успехи, решительность
и волю. Отрицательную оценку следует
использовать как можно осторожнее, всячески
смягчая ее негативное действие. Меланхолик
- самый чувствительный и ранимый тип с
ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
От темперамента зависит,
каким способом человек реализует свои
действия, но при этом не зависит их содержательная
сторона. Темперамент проявляется в особенностях
протекания психических процессов, оказывая
влияние на скорость воспоминания и прочность
запоминания, беглость мыслительных операций,
устойчивость и переключаемость внимания.
Продуктивность работы человека
тесно связана с особенностями его темперамента.
Так, особая подвижность сангвиника может
принести дополнительный эффект, если
работа требует от него частого перехода
от одного рода занятий к другому, оперативности
в принятии решений, а однообразие, регламентированность
деятельности, приводит его к быстрому
утомлению. Флегматики и меланхолики,
наоборот, в условиях строгой регламентации
и монотонного труда обнаруживают большую
продуктивность и сопротивляемость утомлению,
чем холерики и сангвиники.
В поведенческом общении
можно и нужно предвидеть особенности
реакции лиц с разным типом темперамента
и адекватно на них реагировать.
Если оценить приведенные
психологические характеристики темперамента,
то увидим, что в каждом из них есть как
хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник
эмоционален и отличается хорошей работоспособностью,
но побуждения его неустойчивы, так же
неустойчиво и его внимание. Меланхолик
отличается меньшей работоспособностью
и большой тревожностью, но зато он тонко
чувствующий человек, как правило, осторожный
и осмотрительный. Следовательно, нет
темпераментов "плохих" или "хороших"
- каждый темперамент хорош в одних условиях
и плох в других. Не определяет он и социальной
ценности человека - от темперамента не
зависят склонности, мировоззрения и убеждения
человека, содержание его интересов. Под
влиянием жизненных условий, определенного
образа действий у холерика может сформироваться
инертность, медлительность, безынициативность,
а у меланхолика - энергичность и решительность.
Варианты ответов на вопросы: "да", "нет". Первый ответ, пришедший Вам в голову, является правильным. Ваши ответы - "да" - плюс, "нет" - минус - фиксируйте на листке бумаги.
1)Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы испытать сильные ощущения?
2)Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?
3)Считаете
ли Вы себя беспечным
4)Правда ли, что Вам очень трудно отвечать "нет"?
5)Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
6)Всегда
ли Вы сдерживаете свои
7)Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
8)Быстро
ли Вы обычно действуете и
говорите, и не растрачиваете
ли много времени на
9)Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
10)Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?
11)Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
12)Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
13)Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?
14)Часто ли
Вас беспокоят мысли о том,
что Вам не следовало бы
чего-нибудь делать или
15)Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?
16)Вас легко обидеть?
17)Любите ли Вы часто бывать в компании?
18)Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других людей?
19)Верно, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
20)Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но особенно близких Вам?
21)Часто ли Вы мечтаете?
22)Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?
23)Часто ли Вас тревожит чувство вины?
24)Все ли
ваши привычки хороши и
25)Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
26)Считаете
ли Вы себя человеком
27)Считают ли Вас человеком живым и веселым?
28)После того,
как дело сделано, часто ли
Вы возвращаетесь к нему
29)Вы обычно молчаливый и сдержанный, когда находитесь среди людей?
30)Вы иногда сплетничаете?
31)Бывает ли, что Вам не спиться оттого, что разные мысли лезут в голову?
32)Верно ли, что Вам приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?
33)Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
34)Нравиться ли Вам работа, требующая постоянного внимания?
35)Бывает ли, что Вас "бросает в дрожь"?
36)Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?
37)Верно ли, что Вам не приятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
38)Вы раздражительны?
39)Нравиться ли Вам работа, которая требует быстроты действий?
40)Верно ли,
что Вам не редко не дают
покоя мысли о разных
41)Вы ходите медленно и неторопливо?
42)Вы когда-нибудь опаздывали на свидание, работу или учебу?
43)Часто ли Вам снятся кошмары?
44)Верно ли,
что Вы такой любитель
45)Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
46)Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
47)Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
48)Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?
49)Можете Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?
50)Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?
51)Трудно
ли получить настоящее
52)Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
53)Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
54)Бывает
ли, что Вы говорите о вещах,
в которых совсем не
55)Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
56)Любите ли Вы подшутить над другими?
57)Страдает ли Вы от бессонницы?
ОБРАБОТКА ТЕСТА
Если ответ "ключа" совпадает с Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, - ноль баллов.
1. Шкала достоверности.
Ответ "да" на вопросы: 6, 24, 36.
Ответ "нет" на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Сосчитайте сумму. Если результат от 5 и больше баллов, это значит, Вы отвечали не так, как есть на самом деле, а так как Вам хотелось бы или так, как принято в обществе. Другими словами, Ваши ответы не достоверны.
2. Шкала экстраверсии.
Ответ "да" на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56.
Ответ "нет" на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51.
Сосчитайте сумму.
• больше 19 - яркий экстраверт,
• больше 15 - экстраверт
• 12 - среднее значение,
• меньше 9 - интроверт,
• меньше 5 - глубокий интроверт
3. Шкала эмоциональной
Ответ "да" на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
• больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,
• больше 14 - высокий уровень нейротизма,
• 9 - 13 - среднее значение,
• меньше 7 - низкий уровень нейротизма.
Получив суммы по значениям «Шкала экстраверсии» и «Шкала эмоциональной устойчивости» отметьте их, соответственно, на горизонтальной оси «Интроверсия-экстраверсия» и вертикальной оси «Эмоциональная устойчивость». Точка пересечения покажет ваш тип темперамента.
Начертите оси координат: горизонтальная ось - "шкала экстраверсии", вертикальная ось - "шкала эмоциональной устойчивости". Каждая шкала от 1 до 24, пересекаются в точке 12. Отметьте свои показатели на осях. Найдите точку пересечения. Точка может лежать на оси, если одна из шкал равна 12.
Результат, который Вы получили, - Ваш преобладающий тип темперамента. По шкале экстраверсии вы можете посмотреть тип направленности личности: экстраверт или интроверт.
Предлагаем Вам ряд высказываний об особенностях поведения.
Последовательно прочитав каждое высказывание, выберите один из четырех возможных ответов: "Верно ", "Пожалуй, верно ", "Пожалуй, неверно ", "Неверно " и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов.
Не пропускайте ни одного высказывания. Помните, что не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуальных особенностей Вашего поведения.
1) Свои планы на будущее
люблю разрабатывать в малейших деталях.
2)
Люблю всякие приключения, могу идти на
риск.
3)
Стараюсь всегда приходить вовремя, но
тем не менее часто опаздываю.
4)
Придерживаюсь девиза: «Выслушай совет,
но всё равно сделай по своему»
5)
Часто полагаюсь на свои способности ориентироваться
походу дела и не стремлюсь заранее представить
последовательность своих действий.
6)
Окружающие отмечают, что я недостаточно
критичен к себе и своим действием, но
сам я это не всегда замечаю.
7)
Накануне контрольных или экзаменов у
меня появляется чувство, что не хватило
1-2 дней для подготовки.
8)
Чтобы чувствовать себя уверенно, мне
необходимо знать, что ждёт меня завтра.
9)
Мне трудно заставить себя что-либо переделать,
даже если качество сделанного меня не
устраивает.
10)
Не всегда замечаю свои ошибки, чаще всего
это делают окружающие меня люди.
11)
Переход на новую систему работы не причиняет
мне особых неудобств.
12)
Мне трудно отказаться от принятого решения,
даже под влиянием близких людей.
13)
Я не отношу себя к людям, жизненным принципом
которых является «семь раз отмерь, один
отрежь»
14)
Не выношу, когда меня опекают и что-то
за меня решают.
15)
Не люблю много раздумывать о своём будущем.
16)
В новой одежде я чаще всего ощущаю себя
неловко
17)
Всегда заранее планирую свои расходы,
не люблю делать незапланированных покупок.
18)
Избегаю риска, плохо справляюсь с неожиданными
ситуациями.
19)
Моё отношение у будущему всегда меняется:
то строю радужные планы, то будущее мне
кажется мрачным.
20)
Всегда стараюсь продумать способы достижения
цели, прежде чем начну действовать.
21)
Предпочитаю сохранять независимость
даже от близких мне людей.
22)
Мои планы на будущее обычно реалистичны,
и я не люблю их менять.
23)
В первые дни отпуска или каникул при смене
образа жизни всегда появляется чувство
дискомфорта.
24) При большом объёме работы
неминуемо страдает качество результатов.
25)
Люблю перемены в жизни, смену обстановки
и образа жизни.
26)
Не всегда во время замечаю изменения
обстоятельств и из-за этого терплю неудачи.
27)
Бывает, что настаиваю на своём, даже когда
не уверен в свое правоте.
28)
Люблю придерживаться заранее намеченного
на день плана.
29)
Прежде чем выяснить отношения, стараюсь
представить себе различные способы преодоления
конфликтов.
30)
В случае неудачи, всегда ищу, что же было
сделано неправильно
31)
Не люблю посвящать кого-либо в свои планы,
редко следую чужим советам
32)
Считаю разумным принцип, сначала нужно
ввязаться , а затем искать средства для
победы.
33) Люблю помечтать о будущем,
но это скорее фантазии, чем реальность.
34)
Стараюсь всегда учитывать мнения товарищей
о себе.
35)
Если я занят чем-то важным для себя, то
могу работать в любой обстановке.
36)
В ожидании важных событий, стараюсь представить
последовательность своих действий при
том или ином развитии ситуации.
37)
Прежде чем взяться за дело, мне необходимо
собрать полную информацию об условиях
его выполнения и сопутствующих обстоятельствах.
38) Редко отступаюсь от начатого
дела.
39)
Часто допускаю небрежное отношение к
своим обязательствам в случае усталости
или плохого самочувствия.
40)
Если я считаю что прав, то меня не волнует
мнение окружающих по поводу о моих действиях.
41)
Про меня говорят, что я ‘разбрасываюсь’,
не умею отделить главное от второстепенного.
42) Не умею и не люблю
заранее планировать свой
43)
Если в работе не удалось добиться устраивающего
меня качества, то стремлюсь переделать,
даже если окружающим это неважно.
44)
После разрешения конфликтной ситуации,
мысленно возвращаюсь к ней, перепроверяю
предпринятые действия и результаты.
45)
Непринуждённо чувствую себя в незнакомой
компании, новые люди мне обычно интересны
46)
Обычно резко реагирую на возражения,
стараюсь думать и делать всё по-своему.
Обработка результатов.
Подсчет показателей опросника производится по ключам, представленным ниже, где "Да " означает положительные ответы, а "Нет " - отрицательные.
Регуляторные шкалы |
Ответы, совпадающие с ключом (1 балл) | |
Верно Пожалуй, верно |
Пожалуй, Не верно не верно | |
Планирование |
1, 8, 17, 22, 28, 31, 36 |
15, 42 |
Моделирование |
11, 37 |
2, 7, 19, 23, 26, 33, 41 |
Программирование |
12, 20, 25, 29, 38, 43 |
5, 9, 32 |
Оценивание результатов |
30, 44 |
6, 10, 13, 16, 24, 34, 39 |
Гибкость |
2, 11, 25, 35, 36, 45 |
16, 18, 43 |
Самостоятельность |
4, 12, 14, 21, 27, 31, 40, 46 |
34 |
Общий уровень саморегуляции |
1, 2, 4, 8, 11, 12, 14, 17, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 35, 36, 37, 38, 40, 43, 44, 45, 46 |
3, 5, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 19, 23, 24, 26, 32, 33, 34, 39, 41, 42 |
Информация о работе Индивидуальный стиль деятельности и влияние на него темперамента