Индивидуальный стиль деятельности и влияние на него темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Каждый человек неповторим и отличается от другого разными особенностями, которые и характеризуют его индивидуальность. Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. С точки зрения современной психофизиологии он даётся человеку от рождения на всю жизнь. По ходу жизни темперамент остаётся стабильным, но может до определённой степени измениться под воздействием психических состояний и жизненных ситуаций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Темперамент и его свойства 4
1.1 Понятие темперамента 4
1.2. Характеристика типов темперамента и его свойства 4
Глава 2. Индивидуальный стиль деятельности и особенности его формирования 4
2.1 Понятие индивидуального стиля деятельности и его основные характеристики 4
Уровни индивидуального стиля деятельности 4
2.2. Диагностики формирования индивидуального стиля деятельности. 4
Глава 3. Способы формирование индивидуального стиля деятельности на базе темперамента. 4
Практическая часть 4
А) Методы исследования 4
1. Тест Айзенка на определение типов темперамента 4
2. Вопросник «Стиль саморегуляции поведения» 4
Б) Результаты исследования 4
В) Обсуждение результатов исследования 4
Заключение (Выводы) 4

Вложенные файлы: 1 файл

Индивидуальный стиль деятельности.docx

— 93.61 Кб (Скачать файл)

       В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменилась и вместо двух параметров — активности и чувствительности — были выделены уже четыре компонента: выносливость, пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены.

       Так, по мнению Русалова, психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают. Например, активность, как свойство темперамента, в познавательных психических процессах проявляется в том, насколько человек в состоянии сосредоточиться на определенном объекте или его аспекте. В свою очередь, темп проявляется в том, насколько быстро протекают соответствующие психические процессы.

        Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения и прекращения того или иного познавательного процесса или его переключения с одного объекта на другой. Например, некоторые люди медленно включаются в интеллектуальную деятельность или переключаются с одной темы на другую. Другие быстро запоминают или вспоминают информацию. Здесь также следует иметь в виду, что указанные особенности не определяют способности людей.

       И. Кант разделял темпераменты человека на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический». 

Сангвинический темперамент.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. 
У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными чувствами. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Флегматический темперамент.

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Холерический темперамент.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей

Меланхолический темперамент. 

     У меланхоликов медленно  протекают психические процессы, они с трудом реагируют на  сильные раздражители; длительное  и сильное напряжение вызывает  у людей этого темперамента  замедленную деятельность, а затем  и прекращение ее. В работе  меланхолики обычно пассивны, часто  мало заинтересованы (ведь заинтересованность  всегда связана с сильным нервным  напряжением). Чувства и эмоциональные  состояния у людей меланхолического  темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой  силой и длительностью; меланхолики  легко уязвимы, тяжело переносят  обиды, огорчения, хотя внешне все  эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям. Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество.  
       Наши врождённые особенности определяют динамику протекания наших психических процессов: их, темп, ритм продолжительность, интенсивность, а также некоторые черты поведения: подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций. Темперамент характеризует то, как мы действуем, а не то, что мы делаем. Следует иметь в виду, что в чистом виде типы темперамента не существуют. Между 4 типами темперамента располагается до 16 промежуточных форм как вариации основных типов. [1, с. 36]

Глава 2. Индивидуальный стиль деятельности и особенности его формирования

2.1 Понятие индивидуального стиля деятельности и его основные характеристики

      Деятельность – совокупность действий, выполняющих определенную функцию. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в которой реально выявляются свойства личности. Индивидуальный стиль деятельности не появляется у человека стихийно, его можно сформировать в процессе обучения и воспитания. Впервые формирование индивидуального стиля деятельности можно заметить еще в дошкольном возрасте. Это формирование происходит при решении игровых задач.

       В 60-х годах XX века широкое распространение получили исследование, связанные с индивидуальным стилем деятельности.

Над исследованиями в области индивидуального стиля деятельности работали такие специалисты, как Мерлин В.С. и Климов Е.А.

Именно Климов Е.А ввел понятие «индивидуального стиля деятельности». Под индивидуальным стилем деятельности Климов понимал “индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности”.

        Согласно исследованиям Климова можно выделить следующие особенности структуры индивидуального стиля деятельности. Во-первых, существуют такие особенности, которые стихийно возникают на основе имеющихся у человека топологических свойств нервной системы. Эти особенности принято обозначать за ядро ИСД. Они определяют первый приспособительный эффект и предопределяют направление дальнейшего взаимодействия со средой.

       Вторая группа является дополнением первой группе. Данная группа особенностей вырабатывается в течение сознательных или стихийных поисков. Например, у человека возникает стремление к доведению начатой работы до ее логического завершения, а значит, такую особенность можно рассматривать как своеобразный способ уравновешивания со средой.

Считается, что общепризнанные формальные признаки ИСД можно разделить на 3 вида:

    1. устойчивая система приемов и способов деятельности;
    2. система, обусловленная определенными личными качествами;
    3. система, являющаяся средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

      Можно сделать вывод, что формирование индивидуального стиля деятельности позволяет продвинуть личность на более высокий уровень реализации.

       Благодаря индивидуальному стилю деятельности возникают новые взаимосвязи между разнообразными индивидуальными свойствами разных иерархических уровней.

 

     2.2 Уровни индивидуального стиля деятельности

      Принято выделять несколько уровней индивидуального стиля деятельности.

      Более низкий уровень принято обозначать за индивидуальный стиль жизнедеятельности. К этому уровню можно отнести режим питания и стиль моторной активности. Разнообразие движений для достижения одной и той же цели характеризуют зону неопределенности моторной активности.      Наиболее полно эту зону исследовал Климов.

       Более высокий уровень индивидуального стиля характеризуется индивидуальной системой операция. Наиболее общий и основной признак заключается в соотношении ориентировочных, исполнительных и контрольных операций. Данный уровень разбивается на два типа:

  1. ориентировочные операции предшествуют исполнительным; предварительная ориентировка кратковременна, а мысленный план имеет схематический характер. В процессе выполнения он значительно расширяется и видоизменяется благодаря частным ориентировочным операциям [5].

      Например, исследования показали, что первый тип индивидуального стиля проявляется у старшеклассников во время составления подробного плана для написания сочинения.

  1. Второй тип индивидуального стиля проявляется в том, что учеником составляется весьма краткий план, при написании сочинения он детализируется.

        Значимый признак индивидуального стиля деятельности заключается в том, что различные ориентировочные, исполнительные и контрольные операции в нем взаимно связаны и взаимно обусловлены, что выражается в интеркорреляциях между ними [5,стр 82].

        Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.

        Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций.

       Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые приемы деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

       Умения — это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций.

       Навыки — это полностью автоматизированные, инстинктивно-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

       Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения.         Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

       Еще один прием деятельности — привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неосознанной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически.

       Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования, как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д.

2.2. Диагностики формирования  индивидуального стиля деятельности.

        Путь к мастерству лежит через самосовершенствование, осознание себя как творца в любой деятельности. Каждый проходит этот путь, опираясь на свои индивидуальные особенности. «Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности», – писал знаменитый психолог Б.М. Теплов.

2.3 Как определять индивидуальный стиль?  Вопрос  этот непростой и ответов на него существует множество. При всем многообразии ответы 
можно свести к одному слову – «диагностика». Возникает следующий вопрос: «Как разобраться в огромном море диагностических методик?» Действительно, даже для специалистов выбрать методики, простые в применении и наиболее точно отвечающие на поставленные вопросы, – трудная задача. Еще более сложной может оказаться задача применения полученных результатов в жизни и работе. Поэтому диагностику лучше проводить постепенно, каждый раз увязывая полученный итог с реальной жизнью и находя ответ на вопрос: «Как это помогает или мешает мне в работе?» 
       1.  Диагностика биологически обусловленных особенностей. С этой целью можно использовать методику Г. Айзенка. Описание получившегося в результате диагностики типа темперамента можно найти в книге Р.М. Грановской «Элементы практической психологии» 
        2.  Диагностика опыта. 
Для изучения особенностей своего опыта (знаний, навыков, форм и методов работы)  можно применять и диагностические методики, и рефлексию. О рефлексии подробнее будет сказано далее. 
Важным способом работы по диагностике и развитию подструктуры опыта является участие специалиста в работе методических объединений и различных формах повышения квалификации. 
         3.  Диагностика форм отражения. 
Для диагностики особенностей внимания, восприятия, памяти, мышления существует огромное количество методик. Применяя их, важно понимать, как вы будете использовать полученные результаты. 
         4.  Диагностика направленности. 
         Данная подструктура наиболее сложна для изучения, поскольку она затрагивает наиболее глубинные и важные для человека особенности личности. Кроме психодиагностических методик, хорошо использовать технику на самоописание и рефлексию. Например, можно использовать методику «Я через десять лет». 
       Существенное влияние на процесс формирования индивидуального стиля деятельности оказывают приемы стимулирования самоутверждения и приемы стимулирования самореализации. Приемы стимулирования самоутверждения направлены на преодоление психологических барьеров, которые связаны с неуверенностью в своих силах и сформированы еще в детстве. Чаще всего они возникают при организации творческой работы и, соответственно, легче всего преодолеваются также в ходе творческой деятельности.  
       Творчество – свойственная человеку целенаправленная работа, отмеченная неординарностью, оригинальностью, нестандартностью мышления, чувств, действий и направленная на получение новых существенных свойств, признаков, качеств конечного продукта практического и умственного труда, а также на осознание собственных возможностей во всех проявлениях интеллектуальной, эмоциональной и предметной деятельности.  
      Итак, занимаясь выработкой индивидуального стиля деятельности, необходимо помнить: 
      • поскольку индивидуальный стиль деятельности является выражением индивидуальности человека в конкретной работе, то он не может быть ошибочным; 
      • индивидуальный стиль вырабатывается под влиянием общих целей деятельности и представлений субъекта о ее успешности; 
       • наибольшая успешность деятельности обеспечивается благодаря выработанному индивидуальному стилю деятельности. 
       Предпосылками выработки индивидуального стиля являются: 
а) наличие зоны неопределенности деятельности, благодаря чему одна и та же деятельность может выполняться по-разному;

Информация о работе Индивидуальный стиль деятельности и влияние на него темперамента