Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 22:11, курсовая работа
Цель данной работы – изучить специфику общения в киберпространстве и проблемы, возникающие в процессе такого общения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть понятие «Телекоммуникационная сеть»;
• описать наиболее популярные формы общения в сети;
• исследовать особенности общения посредством Интернет;
• проанализировать Интернет-аддикцию, как негативную сторону влияния виртуальной среды;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ…………………………….……4
2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ИХ ОСОБЕННОСТИ…………………………………………………………...7
3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ………………………………………….…..11
4. АНАЛИЗ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ…………………………………….14
4.1. Понятие и критерии Интернет –зависимости…………………….14
4.2. Причины Интернет – зависимости………………………………..16
5. ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ…….21
5.1. Профилактика Интернет-зависимости……………………………21
5.2. Лечение Интернет-аддикции……………………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…….…27
Приложение 1…………………………………………………………………….28
Приложение 2……………………………………………………….....................29
Приложение 3…………………………………………………………………….31
навязчивое желание проверить e-mail;
постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;
жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;
жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
Выделяют следующие причины зависимости от общения в киберпространстве: получение социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности "творения персоны", вызывая тем самым определенную реакцию окружающих, получения признание окружающих. Кроме того, Интернет особенно важен для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним причинам) межличностно обеднена. В этих случаях, люди скорее и пользуют Интернет как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению.
5. ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
5.1. Профилактика Интернет-зависимости
Интернет может быть прекрасным местом как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем как разрешить детям выходить в интернет самостоятельно, следует установить ряд правил, c которыми должен согласиться ребенок.
До 10 лет: необходим высокий уровень защиты. Необходимо контролировать детей и следить за тем, чтобы у них не было доступа к неприемлемым материалам, пока им не исполнится 10 лет. Средства обеспечения безопасности в Интернете позволяют ограничить доступ к содержимому, веб-узлам и деятельности и активно контролировать использование Интернета детьми (см. Приложение 1).
От 11 до 14 лет: достаточен средний уровень защиты. Несмотря на то что дети этого возраста лучше разбираются в Интернете, имеет смысл следить за тем, чтобы у них не было доступа к неприемлемым материалам. С помощью средств обеспечения безопасности в Интернете можно ограничить доступ к содержимому и веб-узлам, а также регистрировать в отчете деятельность в Интернете. Важно убедиться, что дети этого возраста понимают, какие личные данные не следует передавать через Интернет (см. Приложение 2).
От 15 до 18 лет: возможен низкий уровень защиты. Подростки должны иметь практически неограниченный доступ к содержимому, веб-узлам или деятельности в Интернете. Они хорошо разбираются в Интернете, но все равно нуждаются в напоминаниях родителей о соответствующих мерах предосторожности. Родители должны быть готовы помочь подросткам и объяснить, как распознавать неприемлемые сообщения и избегать небезопасные ситуации. Имеет смысл, чтобы родители напоминали подросткам о том, какие личные сведения не следует передавать через Интернет (см. Приложение 3).
Елена Колосова и Юлия Хромова предлагают ряд мер по профилактике Интернет – аддикции.[16]
1. Использовать реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершеннее.
2. Определить свое место и цель в реальном мире. Искать реальные пути быть тем, кем хочется. Избегать простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.
3. Использовать компьютер как инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
4. Искать друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
5. Наполнять жизнь положительными событиями, поступками.
6. Иметь собственные четкие взгляды, убеждения.
7. Избегать лживости и анонимности в виртуальной реальности.
8. Пребывать «здесь и сейчас», а не «там».
9. Научиться контролировать собственное время и время за компьютером.
Колосова и Хромова предлагают сформулировать следующие правила работы в Интернет.[17]
1. Не разглашать всю личную информацию (имя, адрес, номер телефона, адрес электронной почты, номер школы, ФИО родителей).
2. Использовать трудноопределимые экранные имена.
3. Не оставлять в Интернете информацию о кредитных картах.
4. Не доверять незнакомцам. В Интернете каждый человек может прикинуться не тем, кто он есть на самом деле.
5.2. Лечение Интернет-аддикции
Для избавления от какой-либо зависимости у человека достаточно сил и умения, чтобы справиться с этой проблемой самостоятельно. От интернет-зависимости тоже можно избавиться своими силами, также как и от наркотической и иных видов зависимости. В большинстве случаев проблема имеет неустойчивый или временный характер и не требует специального лечения. Когда же пользование Интернетом становится избыточным или навязчивым, вызывает чувство вины или стыда, а также отнимает много времени в ущерб семье, друзьям и увлечениям, лучше остановиться и обдумать сложившуюся ситуацию со специалистом. Цель лечения интернет-зависимости заключается не в том, чтобы полностью прекратить пользование Интернетом, а в том, чтобы снизить его до разумных и умеренных пределов.
Хейди Ахъениеми и Теуво Пелтониеми[18] предлагают использовать следующие действия.
1. Разнообразие повседневной жизни. Время, затрачиваемое на Интернет можно использовать для иных занятий.
2. Ограничение пользования. Для этого можно использовать будильник либо начинать пользоваться интернетом только после часа какой-нибудь работы.
3. Определение целей Интернет-коммуникации до её начала. Сеансы должны быть краткими и упорядоченными.
4. Полный отказ от услуги или программы, вызывающей наибольшую зависимость.
5. Памятки как средство отвыкания. Составление списка проблем, вызываемых Интернет-зависимостью. Составление списка преимуществ отказа от пользования Интернетом.
6. Инвентаризация. Большое значение имеет рефлексия о том, от чего пришлось отказаться или что пришлось сократить из-за интернет-зависимости, и оцените значение этих факторов для пользовотеля.
7. Группа поддержки. Формирование здорового окружения Интернет-аддикта, организация его участия в различных мероприятиях.
8. Проведение индивидуальной и семейной терапии.
Во избежание такой проблемы, как Интернет-аддикция, проблемы рекомендуется обучать ребёнка с ранних лет правильной работе в сети Интернет. Если же такая проблема уже замечена у человека, необходимо назначить лечение, цель которого заключается не в том, чтобы полностью прекратить пользование Интернетом, а в том, чтобы снизить его до разумных и умеренных пределов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенных исследований можно сделать следующие выводы.
Российский Интернет активно развивается, каждый год плавно увеличивается количество пользователей в большей степени засчет регионов, соотношение мужчин и женщин в Интернете стало практически пополам, увеличивается возрастной диапазон пользователей Интернет. Интернет стал неотъемлемой частью экономической, социальной, культурной жизни современного человека.
Формы общения в Интернет бурно развивается. В настоящее время существует очень много способов общения в Интернете, основными из которых являются электронная почта, форумы, разнообразные конференции, чаты, сетевые игры и многое другое. Однако их влияние на пользователей изучено ещё не достаточно.
Люди обращаются к Интернет-общению в случаях нехватки реальных контактов или для реализации фрустрированных качеств личности. Но Интернет-коммуникация всё же суррогат реального общения. Существует ряд характерных особенностей коммуникации при помощи компьютерных сетей:
1. Анонимность.
2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия
3. Добровольность и желательность контактов.
4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста.
5. Cтремление к нетипичному, ненормативному поведению.
Негативной стороной влияния виртуальной среды являестся Интернет-аддикция. Выделяют различные критерии этого явления, такие как:
Навязчивое желание проверить e-mail,
Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет,
Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет,
Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
Выделяют следующие причины зависимости от общения в киберпространстве: получение социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности "творения персоны", вызывая тем самым определенную реакцию окружающих, получения признание окружающих. Кроме того, Интернет особенно важен для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним причинам) межличностно обеднена. В этих случаях, люди скорее и пользуют Интернет как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению.
Во избежание такой проблемы рекомендуется обучать ребёнка с ранних лет правильной работе в сети Интернет. Если же такая проблема уже замечена у человека, необходимо назначить лечение, цель которого заключается не в том, чтобы полностью прекратить пользование Интернетом, а в том, чтобы снизить его до разумных и умеренных пределов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.С. Андреев, А.В. Анцыборов Интернет-аддикция как форма зависимого поведения
http://www.narcom.ru/
2. Ахъениеми Х., Пелтониеми Т. Лечение Интернет-зависимости
http://www.paihdelinkki.fi
3. Десять фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в Интернете
http://microsoft.ru/
4. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете
http://flogiston.ru/
5. История Российского Интернет
http://www.euro-site.ru/
http://www.narcom.ru/
7. Колосова Е., Хромова Ю. Интернет-зависимость – миф или реальность?
http://ruk.1september.ru/
8. Лавренов А. Ю. Интернет – территория общения
http;//vio.fio.ru/
9. Чеботарева Н.Д. Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы
http://www.mytests.ru/
10. Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Смысл, 2001. – 420 с.
http://flogiston.ru/
Приложение 1
Налаживать открытое и дружественное общение с детьми никогда не рано. Говорите с ними о компьютерах и не игнорируйте их вопросы и любопытство.
Когда дети этого возраста пользуются Интернетом, родители всегда должны быть рядом с ними.
Составьте четкие правила использования Интернета.
Настаивайте на том, чтобы дети не раскрывали личные сведения, например: свое настоящее имя, адрес, номер телефона или пароли,-людям, с которыми они познакомились в Интернете.
Помогите детям придумать псевдонимы, не раскрывающие никаких личных сведений, если на веб-узле будет запрошено имя для персонализации отображаемых материалов.
Ознакомьтесь со средствами фильтрации веб-содержимого, которые помогут найти общий язык с детьми и установить родительский контроль.
При использовании средств обеспечения безопасности для всей семьи, создайте профили для каждого члена семьи в зависимости от его возраста.
Защитите детей от назойливых всплывающих окон с помощью функции блокирования всплывающих окон в обозревателе Internet Explorer.
Для блокирования всплывающих окон в автономном режиме можно использовать Защитник Windows. Защитник
Все члены семьи должны показывать пример поведения детям, которые только начинают использовать Интернет.
Поддерживайте открытые, дружеские отношения с детьми. Говорите с ними о компьютерах и не игнорируйте их вопросы и любопытство.