Использование арт-терапии как метод коррекции детей дошкольного возраста.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе речь пойдет о страхах детей дошкольного возраста, так как, в этом возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу.. Мы рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-терапевтического метода

Вложенные файлы: 1 файл

оглавление.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

 

 

 

Глава № 1

Введение

В работе с детьми очень важно  использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арттерапия предоставляет ребенку  возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики  ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

Я в  своей работе не берусь описать все  многообразие арттерапевтических форм работы с детьми. Но на некоторых я остановлюсь более подробно, и особое внимание я уделю проблеме разрешения, переживания страхов. Страхи являются неотъемлемой частью каждого человека. В определенные моменты страхи могут разрастаться и в какие-то моменты захватывать человеческое существо целиком. Уход от страхов другими словами избегание, на мой взгляд, не является конструктивным выходом из ситуации. Страхи теряют силу, когда мы смотрим им в лицо. Это сложно сделать взрослому человеку, а ребенку почти невозможно в большинстве случаев. Здесь на помощь приходит изоттерапия, которая позволяет наиболее безболезненным способом вынести на физический план страхи, переживания, которые могут лежать глубоко в сознании или даже бессознательном.

 

Арттерапия.

Термин "арттерапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые  проводились в больницах и  центрах психического здоровья.

Арттерапия – это  специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь  изобразительной и творческой деятельности.

Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических  идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу.

Основная цель арттерапии состоит  в гармонизации развития личности через  развитие способности самовыражения  и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

Важнейшей техникой арттерапевтического  взаимодействия здесь является техника  активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности  арттерапии связаны с предоставлением  клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими.

В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников  обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых  от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так  и в качестве одного из вспомогательных  методов. Выделяют два основных механизма  психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через пере структурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение".

В психотерапевтическом контексте  можно сказать, что занятия изобразительным  искусством носят спонтанный характер – в отличие от тщательно организованной деятельности по обучению пациентов рукоделию или рисованию. При проведении арттерапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Руководители поощряют участников выражать свои внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.

Обзор литературы по арттерапии свидетельствует о том, что это сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов.

Кратохвин [6; ст. 278] разделяет арттерапию на сублимационную, деятельную и проективную, однако, это разделение основано  на внешнем характере метода и  касается только экспрессивного компонента. В зарубежной психотерапии выделяют 4 основных направления в применении арттерапии:

1.Использование для  лечения уже существующего произведения  искусства путем их анализа  и интерпретации пациентом (пассивная  Арттерапия).

2.Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная Арттерапия).

3.Одновременное использование  первого и второго принципов.

4.Акцентирование роли самого  психотерапевта, его взаимоотношения  с пациентом в процессе обучения его творчеству, классификация, приводимая в книге Хайкина "Художественное творчество глазами врача", включает в себя роль эстетического компонента и представления о лечебной направленности фактора и уровня адаптации, на которой это действие проявляется:

1.Социально-личностный уровень  адаптации: в основе адаптирующегося  действия лежит неосознаваемая  созидательная гармонизация, интегрирующая  сила, некоего эстетического и  творческого начала, заложенного  в искусстве.

2.Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение и компенсация достигаются за счет не столько  эстетического действия, сколько вследствие снижения напряжения.

3.Ассоциативно-коммуникативный уровень  адаптации: лечебное действие  арттерапии достигается подключением  интеллектуальных операций (проекция, обсуждение и  осознание конфликта), облегчением психотерапевтических контактов и доступа врача к психопатологическим переживаниям, не требующим эстетического компонента, ибо результат достигается даже при простейшем проективном изображении проблем.

4. Социально-коммуникативный уровень  адаптации: в качестве адаптирования  используются прикладные возможности  творчества, арттерапия рассматривается  упрощенно, как один из видов  занятости, вариант организации  и время провождения, принципиально не отличающегося от других аналогичных методов.

5.Физиологический уровень адаптации:  учитывается физическое, физиологическое  и координационно-кинетическое влияние  пластического изображения, творчества  на организм и психику.

Каждый из элементов классификации допускает использование искусства и в экспрессивном творческом  варианте, когда творят сами больные, и в импрессивном, когда используется восприятие уже готового произведения изобразительного творчества.

Согласно взглядам Гольдштейна, творчество-это одно из средств, преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. По мнению Маслоу, основной источник человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлении к самоактуализации и самовыражению, которое имеется, однако, только у здоровых людей. У невротиков эта потребность нарушена, и искусство может быть способом ее восстановления. Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, Маслоу указывает на мгновение высшего переживания красоты и экстаза. Задача психотерапевта-помочь людям ощутить эти мгновения, создать условия для их возникновения, научить пациента высвобождать подавленное, познавать собственное Я. Сдерживание творческих сил является причиной неврозов, и смысл психотерапии в ее высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.

Широко распространены взгляды на арттерапию как на особую форму реагирования и сублимации.

Художественная сублимация возникает тогда, когда инстинктивный  импульс человека заменяется визуальным художественно-образным представлением. Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения, позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или речи, а врачу обеспечивает прямой доступ к бессознательному.

Некоторые исследователи считают  рисование средством снятия напряжения, за счет возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворения бессознательных желаний. Осуществляется это путем сознательной творческой деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение в символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений. Произведение способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживание сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для тех, кто не может "выговориться", выразить свои фантазии в творчестве легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арттерапии больной правильнее и реальнее оценивает свои нарушения. Рисование, как и сновидение, снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющий словесное выражение конфликтных бессознательных элементов. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для пациента и необычной для всех остальных форме. Как один из вариантов арттерапии используются зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.

Физическое и физиологическое  влияние арттерапии заключается  в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы. В своих работах Де Фере открыл зависимость скорости кровообращения и силы мускульных сокращений от цвета и освещения. Например, в странах, каллиграфического письма (Китай, Япония) с давних времен для лечения нервных потрясений применяется рисование иероглифов. В настоящее время выяснилось, что при этом человек полностью расслабляется и заметно снижается частота его пульса.

 

Цели арттерапии.

  1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение.
  2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от "цензуры" сознания.
  3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
  4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
  7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
  8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

В арттерапии очень много разновидностей подходов. Например, музыкотерапия, сказкотерапия, телесно-ориентированая терапия и т.д. Но мне хочется остановиться более подробно на изотерапии.

 

Изотерапия.

Теоретические основы терапии  с помощью изобразительного искусства  исходят из психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, который использовал собственное рисование для подтверждения идеи о первоначальных и универсальных символах, из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением Наумбургх. В дальнейшем большое влияние на развитие арттерапии оказали психотерапевты гуманистической направленности.[2; ст.216]

Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить  и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается  в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

«Художественное самовыражение» так  или иначе, связано с укреплением  психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный  фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. В настоящее время формы арттерапевтической  работы с детьми разнообразны. В некоторых случаях эта работа имеет явно "клинический" характер. Как, например, в случае умственной отсталости, аутизма, грубых эмоциональных и поведенческих нарушений у ребенка и осуществляется в медицинских учреждениях или в специальных школах, или школах-интернатах. В других случаях арттерапевтическая работа имеет скорее профилактический или “развивающий” характер,как, например, в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств, или определенных проблем психологического порядка, и проводится в обычных школах или при социальных центрах. Ребенок использует изобразительную деятельность как способ осмысления  действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости.

Информация о работе Использование арт-терапии как метод коррекции детей дошкольного возраста.