Использование арт-терапии как метод коррекции детей дошкольного возраста.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе речь пойдет о страхах детей дошкольного возраста, так как, в этом возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу.. Мы рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-терапевтического метода

Вложенные файлы: 1 файл

оглавление.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

После обсуждения снова предлагается игра, в которой все активно  участвуют. Она имеет подвижный  характер, требует выдержки и содержит некоторый риск, например игра в  кегли, сражение на деревянных шпагах, стрельба присосками из пистолета или лука. Игра строится так, что бы ребенок обязательно сумел выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе.

С согласия детей можно поиграть некоторые из только что "снятых с повестки дня" страхов, скажем, спрыгнуть с тумбочки, пролезть через несколько стульев, воспроизвести обстановку медицинского кабинета и т.д.

В конце встречи рисунки, на которых  изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: "А теперь нарисуй так, что бы было видно, что ты не боишься, и принеси мне опять свои рисунки". Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не боящимся. Скажем, не ребенок убегает от Бабы Яги, а она от него; он уже не плачет от боли; сражается с драконом; плывет по воде и летит на самолете. Здесь очевиден эффект внушения – установки на преодоление страха в воображении путем его определенного, заданного графического изображения. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребенка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции творца. Срабатывает и феномен групповой поддержки. Ребенок уже не один на один со своими страхами – они вышли наружу, потеряли свой ореол исключительности, да и поблекли после их предыдущего изображения. К тому же психолог родители создают психически благоприятное поле поддержки и веры в его способность справиться со страхами.

Новый сделанный дома рисунок с  изображением себя как победившего  страх прикрепляется к старому, и, когда все рисунки или большинство из них готовы, организуется встреча с психологом. В среднем на рисование себя как не боящегося уходит 2 недели, и нужно заранее назначить встречу. До нее организуется как можно больше подвижных, спортивных игр, прогулок, экскурсий и по возможности не допускаются конфликтные ситуации в семье.

Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных  дома масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов. Например, паука можно сделать  из проволочки и материи, дракона – из веревочек на палке и т.д. когда подобные поделки – плод совместной деятельности детей и родителей, результаты устранения страхов, как правило, лучше, особенно при участии отца.

На данной третьей, по счету встрече, (первая – диагностическая) так же предлагается вначале игра, но уже с учетом прошедших ранее страхов. Для этого на игровой площадке среди различных предметов находятся отражающие прежние страхи маски, куклы. Ненавязчиво предоставляется возможность поиграть с ними, что усиливает достигнутый эффект.

После игры разминки проводиться обсуждение задания с установкой: "Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и  спрашивать, боишься ли ты теперь или  не боишься". Положительный результат  каждый раз подкрепляется похвалой: "так", "хорошо", "молодец". За обсуждением следует опять игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки, книжки или значка.

Эффект устранения страхов достаточно выражен и устойчив (А.И. Захаров) и составляет 50 % при изображении  страхов по типу "боюсь" и 80-85 % от оставшихся страхов – при изображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребенок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше. Если же автор не включает себя и на втором рисунке, где он "обязан" быть по инструкции, то это указывает или на исключительную интенсивность страха, или на его навязчивый характер, что обычно сочетается при фобии.

Возникает вопрос: а нельзя ли сразу  предложить детям рисовать себя как  не боящихся, сэкономить, так сказать, время? Да, можно, но эффект будет ниже и не такой стойкий. Нужно время, чтобы ребенок сам преодолел внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдет постепенная дезактуализация страха в его сознании и разовьется вера в свои силы, возможности, способности.

Оставшиеся страхи можно проиграть  по сочиненным на их тему историям.

 

 

Библиография

 

  1. Д. Аллан "Ландшафт детской души"; СПб – Минск, 1997
  2. А.И. Захаров "Дневные и ночные страхи у детей"; СПб, 2000
  3. А.И. Копытин "Основы арттерапии"; СПб, 1999
  4. А.А. Осипова "Общая психокоррекция"; М, 2000
  5. В. Оклендер "Окна в мир ребенка"; М, 1997
  6. Психотерапия. Под ред. Б.Д. Карвасарского; СПб, 2000
  7. Проективная психология.; М, 2000
  8. К. Рудестам "Групповая психотерапия"; СПб, 1998

 




Информация о работе Использование арт-терапии как метод коррекции детей дошкольного возраста.