Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 22:37, реферат
Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Гуг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. Начиналось все с рисования: малыш рисует свой дом, свою семью и таким образом символически высказывает то, что пока ему не удается выразить словами – свои страхи, эмоциональное состояние, психологические травмы. А, как известно, первый шаг к любому решению проблемы – назвать ее.
Использование метода игротерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в детстве. Почему именно с песочницей, куклами и жмурками мы ассоциируем наше детство? Оказывается это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться.
Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Гуг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. Начиналось все с рисования: малыш рисует свой дом, свою семью и таким образом символически высказывает то, что пока ему не удается выразить словами – свои страхи, эмоциональное состояние, психологические травмы. А, как известно, первый шаг к любому решению проблемы – назвать ее. Пока ребенок не умеет определять объективно весь мир, он отражает в своих безобидных играх свое психическое состояние и уровень умения общаться с другими детьми. До сих пор рисунок является неплохим тестовым контролем детского эмоционального настроения и одним из занятий игротерапии.
Вскоре была изучена и
применена музыкальная и
Игротерапия (Авторская технология работы с игрушками) – ответвление психодрамы, где место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы «берут» на себя «игрушки», которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале терапевта также: краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства, которые были или, «волей судьбы», не были в мире ребенка.
Использование «игрушек»
в психотерапевтической работе дает
возможность клиенту
Спектр применения Игротерапии весьма широк и предусматривает возможность работы с синдромом посттравматического стресса, при хронификации печали, с ранними детскими травмами с амнестическим компонентом.
Метод Игротерапии помогает
решать не только личностные, но и как
следствие этого
в стратегическом и креативном подборе, управлении персоналом;
в увеличении производительности труда каждого работника;
в повышении эффективности деятельности компании в целом.
Такой подход дает Игротерапии
ряд интересных возможностей и, в
некоторых случаях, специфических
преимуществ перед другими
Психолог и разработчик методов иготерапии М Панфилова сделала вывод о том, что с помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику малышей, уменьшать их гиперактивность и агрессию. Автор предлагает примерные планы игровой терапии с детьми и родителями, описывает терапевтические и развивающие игры, знакомит с приемами и методами взаимодействия взрослых с гиперактивными, тревожными, агрессивными детьми. С помощью игротерапии Панфиловой сейчас во многих детсадах проводят занятия на расслабление («Снеговик тает»), речь и выход негативных эмоций («Ругаться овощами»).
Таким образом, игра, наравне со сказкотерапией, стала лучшей «практикой развития» (С. Л. Рубинштейн) для всех детей, независимо от умственных и физических возможностей. В игре ребенок начинает гибче мыслить, учится принимать самостоятельные решения и вести диалог с окружающими. Покупая кубики, пирамидки или конструкторы своему чаду мы покупаем ему его мозг, логику. А физическое развитие? Тренировка пальчиков, рук и всего тела лучше всего проходит именно в игровой форме.
Основной, самой доступной и эффективной игровой терапией считается ролевая, а проще говоря – игра в куклы. Все наши детки любят давать куклам имена реальных людей, которые их окружают, чаще всего, своей семьи. К примеру, девочка говорит, что эта кукла будет мамой, а вот та – папой. При игре не только опытный врач, но и сам родитель может выяснить, что тревожит малышку, что ей нравится, а что – нет. «Мама» с «папой» дружно ходят за ручку – эмоциональная обстановка в семье благоприятная; куклы дерутся или ребенок не желает с ними дружить – уже наличие конфликта. Строя свой собственный домик, ребенок подсказывает те вещи, которых ему не хватает в реальности, или говорит о своих страхах и комплексах.
Мало выяснить проблему – с помощью игровой терапии можно подсказать крохе правильное поведение, объяснить определенную ситуацию или даже вылечить только зарождающуюся психотравму. Ведь с возрастом наши «ужастики детства» принимают непоправимые обостренные формы, хотя избавиться от них реально до 4-х лет от роду.
Уже в два года дети с
удовольствием играют в прятки, жмурки,
в добрых и злых героев и пятнашки.
Для чего? Во-первых, физическое движение,
а во-вторых, избавление от страхов.
Дети по очереди оказываются «
Врачами и психоаналитиками создаются специальные игры, направленные на выявление проблемных ситуаций в сознании ребенка. Есть недирективная игротерапия для деток с отсталым умственным развитием или аутизмом. В ней терапевт играет пассивную роль наблюдателя в свободной игре малыша, только спрашивая мотивацию его игровых действий.
Виды игротерапии
1. Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды:
- игротерапию в психоанализе;
- игротерапию, центрированную на клиенте,
- игротерапию построения отношений;
- примитивную игротерапию;
- игротерапию в отечественной психологической практике.
2. По функциям взрослого в игре различают
- недирективную игротерапию;
- директивную игротерапию.
3. По форме организации деятельности различают:
- индивидуальную игротерапию;
- групповую игротерапию;
4. По структуре используемого в игротерапии материала:
- игротерапию с неструктурированным материалом:
- игротерапию со структурированным материалом.
Игротерапия в психоанализе
Использование игры в коррекционной практике исторически связано с теоретическими традициями психоанализа. Начало игровой терапии было положено в 20-е годы нашего века в работах М. Кляйн (1922), А. Фрейд (1921), Г. Гуг-Гельмут (1926).
Обращение психоанализа к игре ребенка было в определенной степени вынужденным. Так, Мелани Кляйн считала, что с помощью анализа можно устранить или, по крайней мере, оказать благотворное влияние на нарушение психического развития ребенка. При этом анализ может оказаться полезным и для развития нормального ребенка, а с течением времени станет необходимым дополнением воспитания.
Однако попытки прямого переноса техник психоанализа на работу с детьми оказались неудачными в силу ряда специфических особенностей детского возраста. Главная проблема в использовании аналитических техник в работе с ребенком состояла в невозможности применения ключевого для психоанализа метода свободных ассоциаций, позволяющего выявить бессознательные влечения, подвергнуть их анализу.
Поиски обходных путей для разрешения этой проблемы и привели М. Кляйн и Г. Гуг-Гельмут к мысли о возможности использования игры ребенка как удачной замены метода свободных ассоциаций.
Возможности такого использования игры связаны с двумя ее характеристиками:
1. Игра ребенка, по мнению М. Кляйн, представляет собой символическую деятельность, в которой находят свободное выражение подавленные и ограниченные социальным контролем бессознательные импульсы и влечения. В ролях, принимаемых на себя ребенком, в игровых действиях с игрушками кроется определенный символический смысл.
2. Игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. А значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях ребенка с миром.
М. Кляйн считала, что практически любое игровое действие ребенка имеет определенный символический смысл, выражает конфликты и подавленные влечения ребенка. Этот символический смысл должен быть проинтерпретирован терапевтом и доведен до сознания ребенка.
В 1919 г. М. Кляйн стала использовать игровую технику как средство анализа при работе с детьми младше 6 лет. Она считала, что детская игра и основанная на ней игровая терапия позволяют непосредственно проникнуть в детское бессознательное. Термин «игровая терапия» был предложен именно Мелани Кляйн.
Игротерапию одной из первых стала применять Анна Фрейд в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время второй мировой войны. Если ребенок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страха, и пережитое не развивалось в психологическую травму.
В книге «Дети и война» А. Фрейд (1944) ярко описывает различия в способе выражения реакции на бомбежку Лондона взрослых и детей: после налета взрослые снова и снова рассказывали о том, какой ужас они пережили. Дети, пережившие то же самое, почти никогда не говорили об этом. Их реакция на пережитое выражалась в игре. Дети строили домики из кубиков и сбрасывали на них бомбы. Дома горели, завывали сирены. Кругом были убитые и раненые, и «скорая помощь» увозила в больницы. Такого рода игры продолжались несколько недель.
А. Фрейд обнаружила, что
игра является важным фактором становления
эмоционального контакта с ребенком
и служит тем средством, которое
делает самовыражение ребенка
Вслед за З. Фрейдом Термина Гуг-Гельмут стала одним из первых терапевтов, утверждающих, что игра является наиболее ответственным моментом в психоанализе ребенка, и предложившая детям, с которыми проводилась игротерапия, игрушки для того, чтобы они могли выразить себя. Хотя хронологически ее работа предшествует работам А. Фрейд и М. Кляйн, она не сформулировала какого-либо определенного подхода и использовала игровые материалы только с детьми старше 6 лет. Тем не менее она привлекла внимание к тому, как трудно применять методы, используемые в терапии со взрослыми в работе с детьми.
Основные цели коррекционного воздействия в психоаналитической игротерапии
1. Установление аналитической связи, эмоционально позитивного контакта между ребенком и взрослым, позволяющего игротерапевту осуществлять функции интерпретаций и трансляций ребенку символического значения детской игры; принимать участие в игре ребенка и организовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов.
2. Катарсис - форма эмоционального реагирования, приводящая к преодолению негативных эмоциональных переживаний и освобождению от них.
3. Игра предоставляет две возможности для катарсиса, свободное выражение чувств и эмоций ребенка и вербализация чувств.
Директивная игротерапия практикуется широко среди всех детей как средство раскрытия внутреннего сознания малютки. В отличие от песочной игротерапии, психиатр проявляет инициативу и создает игровую ситуацию с подсказки ребенка, управляя ходом событий и фиксируя все проявления активности маленького пациента. Где-то ребенок проявит интерес, где-то переключит внимание на более существенный волнующий его вопрос. Терапевт в такой игре должен увидеть причины трудностей собеседника - агрессии, одиночества, злобы, замкнутости и т.п. Он может что-то объяснять малышу, давать советы или предлагать: «Давай спросим у мишки/папы/девочки Тани, почему он/она грустит и подарим ему/ей поцелуй/кусочек пироженого/кубик» и т.п. намеренно создавая какие-то конфликтные ситуации. В директивной игротерапии врач подсказывает ребенку правильный выход, одновременно проверяя способность к мышлению и воспитывая правильным решением.
Такие врачебные игры в рамках директивной терапии помогают во многих сложных обстоятельствах, будь то развод родителей, последствия физической болезни, снижение успеваемости в школе, неразвитости общения или просто в случае напряженного психического состояния.
Некоторые специалисты склонны к тому, что игротерапию, будь то песочная игротерапия, директивная игротерапия или игротерапия общения, желательно проводить не постороннему - пусть даже светиле медицины – человеку, а родителю. Это поможет взрослым почувствовать себя ребенком и лучше понять свое чадо, а дети быстрее раскрепостятся перед мамой или папой. Такое общение поможет наладить взаимопонимание в семье на долгие годы.
К тому же в занятиях игротерапией нет ничего сверхсложного: подойдет любой материал (реальные предметы, игрушки ребенка, пластилин, краски, мозаика и т.д.), любое время, которое вы в состоянии посвятить малышу и любое настроение. Игровая терапия поможет не только вашему ребенку, но и вам – расслабит и отвлечет. А кроха будет просто счастлив в очередной раз с вами поиграть, проявить свою активность, показать, что он уже умеет и почувствует себя еще на капельку нужнее, любимее, а значит и увереннее.
Кто из нас в детстве
не играл в «куличики»? Ведерко, формочки,
совок — первое, что мы приобретаем
своему ребенку. Первые контакты детей
друг с другом происходят в песочнице.
Это традиционные игры с песком.
Но давайте посмотрим на возможности
использования песочницы с