Использование метода игротерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 22:37, реферат

Краткое описание

Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Гуг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. Начиналось все с рисования: малыш рисует свой дом, свою семью и таким образом символически высказывает то, что пока ему не удается выразить словами – свои страхи, эмоциональное состояние, психологические травмы. А, как известно, первый шаг к любому решению проблемы – назвать ее.

Вложенные файлы: 1 файл

Игротерапия.docx

— 74.90 Кб (Скачать файл)

 Основные принципы педагога, которые образуют базис терапевтических отношений и облегчают реализацию внутренних источников роста ребенка – это естественность, безусловное принятие, понимание.          

 Директивная игровая терапия – это форма, в которой педагог выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии. Она  базируется на теории социального научения, основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания (эталону, другим детям, педагогу). При этом аффективной стороне детской игры не уделяется большого внимания. При директивном поведении педагог структурирует ход игротерапии, определяет поведение ребенка, требования сотрудничества в терапии. Психологический механизм идентификации позволяет ребенку усвоить необходимые конструктивные позиции и способы поведения в различных жизненных ситуациях.       

 При коррекции неконструктивного поведения у детей методом директивной игровой терапии проводится цикл игр, которые предлагаются взрослым ребенку, со стандартным ролевым способом взаимодействия между ними. Форма организации коррекционных игр может быть как индивидуальной, так групповой и фронтальной. При этом вводимая взрослым роль-образ помогает преодолеть ребенку личностную проблему.                

 Смешанная игровая терапия – это метод психотерапии, основанный на интеграции директивной и недирективной игротерапии. Синтез наиболее удачных приемов игровой терапии разных форм позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка.     

 Использование смешанной игровой терапии для коррекции личностной сферы у дошкольников становится возможным при четком отслеживании личностных новообразований и так называемых подвижек в поведении ребенка. Умение педагога своевременно отреагировать на эти изменения позволяет гибко использовать игровые ситуации, что повышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование.         

 В современной отечественной науке технологии использования элементов игротерапии представлены в исследованиях А. В. Захарова, М. И. Чистяковой, М. Э. Вайнер, Г. А. Широковой, Л. Костиной.           

 Итак, игротерапия является  ведущим средством профилактики  и коррекции неконструктивного  поведения детей старшего дошкольного  возраста благодаря тому,  что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на  процессы становления личности  ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения. 

 

Практические приемы игротерапии.

Начинать игровые занятия  с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Посмотрим, в чём могут  помочь эти игры:

- обеспечить эмоциональную разрядку – снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;

- уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;

- улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;

- освоить групповые правила поведения;

наладить контакт между  родителями и детьми;

- развить ловкость и координацию движений.

Например такие игры, как:

«Пятнашки» (с 3 лет)

Назначается водящий. Он догоняет остальных игроков и «пятнает»  их – хлопает рукой по спине, руке или ноге. «Запятнанный» становится водящим. Суть игры в её высоком эмоциональном  накале. Водящий может говорить шуточные угрозы: «Сейчас поймаю!», «Догоню!». А игроки могут отвечать: «Не догонишь!», «Я быстрее!». «Пятнашки» всегда вызывают много радости и веселья, помогают объединить семью. Более сложный  вариант «Пятнашек» – когда по комнате расставляются препятствия  и игроки должны их обходить.

«Жмурки» (с 4 лет)

Водящему плотно завязывают глаза. Игроки бегают вокруг и хлопают  в ладоши. Когда водящий обнаруживает участника, он должен его опознать на ощупь. Пойманный становится водящим. Как и в «Пятнашках», здесь говорятся шуточные угрозы.

Другой вариант игры: игроки замирают и стоят на месте, а водящий  с завязанными глазами ищет их.

«Прятки» (с 2 лет)

Это всем известная детская  игра, в которую для большей  эффективности необходимо внести некоторые  дополнения. Водящий сопровождает поиск  игроков словами с сердитой интонацией: «Где же он? Сейчас я его найду!»  Тот, кого нашли последним, становится ведущим. Когда игра будет освоена, усложните её: сначала приглушайте  свет, потом с подготовленными  детьми можно свет выключить вовсе  и играть в темноте. 

 

 

 

Заключение

Существует множество  разных методик психологической  помощи детям: игротерапия, сказкотерапия, арт – терапия, песочная терапия и другие. Их эффективность уже давно доказана. Сегодня мы предлагаем родителям освоить некоторые простые игровые техники.

Возможно, детский психолог проведёт игротерапию более профессионально, но польза от занятий, которые проводят сами родители, еще более очевидна. Ведь при этом меняется не только ребёнок; меняются родители, меняются отношения  между детьми и родителями. Когда  взрослые играют с детьми, они сами как будто попадают в своё детство, становятся более непосредственными  в общении, начинают лучше понимать своих детей.

Игра имеет исключительное значение для психического развития ребёнка. Она позволяет ему сохранять  и приобретать психическое здоровье, определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни. Игра помогает ребёнку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в  том числе и в общении, усвоить  социальные нормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное  и физическое состояние. Игра обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегчённой форме.

Отправная точка начала игротерапии  – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Уважайте его желания, не заставляйте  его играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость. Дозируйте  эмоциональную нагрузку на ребёнка, наблюдайте за его самочувствием.

Перед тем как заняться игротерапией, обратите внимание на вашу семейную ситуацию и взаимоотношения с ребёнком. Серьёзные конфликты и неблагополучное состояние самих родителей – главный фактор, препятствующий решению психологических проблем у детей. 

 

Список литературы

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995

Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001.

Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. – М.: Смысл, 2002.

Бернштейн Н.А. Очерки физиологии движений. М., 2002

Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988.

Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006.

Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2003.

Гальперин П.Я. Психология как  объективная наука. М.; Воронеж: МПСИ, 1998.

Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. М., Прогресс, 1988.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998 (или более поздние издания).

Глейтман Г. Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. Спб.: Речь, 2001.

Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология. В 7 т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.4. М.: Академия, 2007.

Джеймс У. Психология. М., Педагогика, 1991.

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995 (или более поздние издания).

Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. 2008 г.

Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

Иванников В.А. Психологические  механизмы волевой регуляции. М., УРАО, 1998

История психологии. ХХ век. Хрестоматия. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 2003

Левин К. Динамическая психология. Избранные труды. М.: Смысл, 2001.

Леонтьев А.А. Деятельный ум. - М.: Смысл, 2001.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей  психологии. М.: Смысл, 2002.

Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., Смысл, 2003.

Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл,1999.

Нуркова В.В. Память. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.3. М.: Академия, 2006

Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. М., Высшее образование, 2008, изд. 2-е.

Общая психология. Тексты: В 3 т.т. / Отв. ред. В.В. Петухов. Ред.-сост. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. М.: УМК Психология; Генезис, МПСИ, 2001- 2006.

Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М, Питер, 2005.

Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: АСТ, 2008.

Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М: АСТ, 2008.

Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М. 2008.

Психология мотивации  и эмоций / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. М.: ЧеРо, 2006.

Психология ощущений и  восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., 2002

 

 

 

 

 

 

ИГРОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

 

Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни  имеют игры, в которые мы играли в детстве. Почему именно с песочницей, куклами и жмурками мы ассоциируем  наше детство? Оказывается это самый  лучший путь к нашей психической  устойчивости, к избавлению от страхов  и к умению общаться.

Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Гуг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. Начиналось все с рисования: малыш рисует свой дом, свою семью и таким образом символически высказывает то, что пока ему не удается выразить словами – свои страхи, эмоциональное состояние, психологические травмы. А, как известно, первый шаг к любому решению проблемы – назвать ее. Пока ребенок не умеет определять объективно весь мир, он отражает в своих безобидных играх свое психическое состояние и уровень умения общаться с другими детьми. До сих пор рисунок является неплохим тестовым контролем детского эмоционального настроения  и одним из занятий игротерапии.

Вскоре была изучена и  применена музыкальная и шахматная  игротерапия, как методы влияния  на детский мозг, попытки направления  эмоций и чувств ребенка в нужное русло.

Термин «игротерапия» почти не употреблялся в отечественной теории и практике использования игры как средства психокоррекции и психотерапии, личностного, когнитивного, психомоторного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вместе с тем в многочисленных исследованиях психологов и педагогов дошкольного детства игра рассматривается как основная, способствующая развитию деятельность (Выготский Л. С., 1966; Запорожец А. В., 1978; Эльконин Д. Б., 1978; Леонтьев А.Н., 1983).

Направленная игротерапия — эффективное средство психокоррекции и психотерапии детей с личностными, когнитивными, психомоторными особенностями, психическими нарушениями различной степени выраженности, например, при дизартрии и заикании. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста с повышенной импульсивностью, непроизвольностью поведения, несформированностью мотивов учебной деятельности игровой способ взаимодействия — один из наиболее эффективных.

Игровые формы психотерапии могут применяться не только для помощи детям дошкольного возраста, для которых этот вид деятельности считается ведущим, но также и для подростков и взрослых. В отношении взрослых эти методики могут строиться по аналогии с современными методами обучения языку, основанными на погружение в различные жизненные ситуации, которое часто реализуется именно в игровой форме, сохраняющей многие важные свойства естественной ситуации, прежде всего ее импровизационность. Игровая форма психотерапии способствует более легкому перенесению приобретенных на логопедических занятиях навыков речи в реальную жизнь.

Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге, в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. 

Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. 

Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.

Информация о работе Использование метода игротерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста