Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 04:16, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.
На сегодняшний день тема агрессии очень актуальна и привлекает внимание многих. Во многих странах, в частности в России отмечается рост насилия с особыми формами жестокости, преступности, участниками в которых нередко становятся подростки. Это конечно очень острая проблема, которая встала перед всем обществом, и её необходимо решать как можно скорей, пока она не переросла в нечто большее. Кроме того, в школе агрессивность подростков проявляется практически каждую минуту, последствиями которой являются травмы и порча школьного имущества.
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования влияния
рок-музыки на агрессивность подростков 13-18 лет ……………..……………6
Понятие агрессии, основные теоретические подходы ………….6
Причины агрессии, ее виды и основные механизмы действия ..12
Воздействие рок-музыки на психику подростка ………………17
Выводы по главе 1 ……………………………………………………….25
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи рок-музыки и уровня агрессивности подростков ……………………………………………………..27
2.1 Организация и методы исследования …………………………..27
2.2. Изучение уровня агрессивности подростков слушающих и не слушающих рок-музыку.. ………………………….……………..30
2.3. Исследование взаимосвязи рок-музыки и агрессивности. …….34
Выводы по главе 2 ………………………………………………………..41
Заключение ……………………………………………………………………..42
Литература ………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психолого-педагогического образования
Кафедра общей и практической психологии
Исследование взаимосвязи рок-музыки и уровеня агрессивности подростков
Работу выполнила: студентка 2 курса
Группы
Проверила: Шишова Евгения Олеговна
Казань, 2012
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования влияния
рок-музыки на агрессивность подростков 13-18 лет ……………..……………6
Выводы по главе 1 ……………………………………………………….25
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи рок-музыки и уровня агрессивности подростков ……………………………………………………..27
2.1 Организация и методы исследования …………………………..27
2.2. Изучение уровня агрессивности подростков слушающих и не слушающих рок-музыку.. ………………………….……………..30
2.3. Исследование взаимосвязи рок-музыки и агрессивности. …….34
Выводы по главе 2 ………………………………………………………..41
Заключение ……………………………………………………………………..42
Литература ……………………………………………………………………..44
Введение
Актуальность исследования. Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.
На сегодняшний день тема агрессии очень актуальна и привлекает внимание многих. Во многих странах, в частности в России отмечается рост насилия с особыми формами жестокости, преступности, участниками в которых нередко становятся подростки. Это конечно очень острая проблема, которая встала перед всем обществом, и её необходимо решать как можно скорей, пока она не переросла в нечто большее. Кроме того, в школе агрессивность подростков проявляется практически каждую минуту, последствиями которой являются травмы и порча школьного имущества. Очень часто учителя просто не знают, что делать с такими проблемными детьми, как ими управлять и какой подход к ученику лучше применять. Ведь необходимо не только поставить его на место, но и остаться в хороших отношениях.
Встает вопрос о причинах такого агрессивного поведения подростков, что же является мотивом и что кроется внутри такого поведения. Подростковая агрессия, которая несомненно встречается в каждом ребёнке, выражается по-разному (обида, чувство вины, ругательство, драка и т.д.).
Для подросткового возраста характерна потребность в интенсивных физических и психологических нагрузках, поэтому современная музыка, в частности рок-музыка, способствует реализации этой потребности. Рок является громкой, агрессивной, завораживающей, а также ритмичной и энергичной музыкой. Понятно стремление молодежи слушать и любить эту музыку – оно соответствует психофизиологическим и психологическим особенностям возраста. Подростковый возраст характеризуется выраженной потребностью в интенсивном общении со сверстниками. Поэтому совместное пребывание на концертах, массовое подпевание любимых песен, бурные и ритмичные движения, состояние эйфории и огромный выплеск адреналина содействуют потребности подростков в сильных переживаниях, всплеску эмоций. Пребывание в условиях группового эскапизма на рок-концертах и агрессивность рок-музыки по-особому влияет на ценностные ориентации подростка. В связи с этим стоит обозначить актуальную проблему взаимосвязи уровня рок-музыки и уровня агрессивности подростков. Решение данной проблемы позволит нам предупредить агрессивное поведение и повлиять на подростка, так как агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции агрессивного поведения.
Объектом исследования являются представления о семейных ценностях у девушек из неблагополучных семей, а предметом нашего исследования является психологические особенности представлений у девушек из неполных семей о супружеской и родительской роли.
Цель данного исследования является определение сходств и отличий в представлениях девушек из неполных и полных семей о супружеской и родительской роли и, таким образом, установлении влияния типа семьи на формирование образа семейной жизни. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы я поставила перед собой следующие задачи:
1. разработать методики для изучения представлений о супружеских и родительских ролях;
2. изучить и сравнить представления о супружеских и родительских ролях, свойственные молодым людям настоящего времени
Гипотеза исследования: представления о супружеской и родительской роли девушек из неполных семей менее осознанны, нежели представления девушек их полных семей и по своей природе более конфликтогенны.
Методологическая основа исследования: основные положения трудов отечественных и зарубежных авторов относительно агрессии и субкультур, в том числе и рок-культуры: М.В. Шакурова, Б.А. Грушин, Р.Г. Гуровая, Л.Н. Жилина, Н.Т. Фролова, Бандура А., Уолтер Р., Берковиц З., Басс А., Лоренц К., Ричард К., Мюррей, Браун, Кауфман, Фромм, Фрейд и др.
В работе были использованы следующие методы исследования:
Методики исследования:
Опросник Басса-Дарки «Дагностика состояния агрессии»
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и интеграции имеющихся данных в области исследования взаимосвязи рок-музыки и уровня агрессивности подростков.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы учителями или родителями подростков для профилактики и коррекции агрессивного поведения.
Структура работы представлена следующими элементами: введение, две главы, заключение, список литературы.
В введении мною обозначена актуальность проблемы, поставлена цель и задачи, выделены объект и предмет исследования.
В первой главе мною рассматривается теоретические аспекты рассматриваемой проблемы: причины агрессии, взаимосвязь рок-музыки и уровня агрессивности подростков.
Во второй главе описана опытно-экспериментальная работа по исследованию проблемы взаимосвязи рок-музыки и уровня агрессивности подростков.
В заключении сделаны выводы по результатам исследования.
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования влияния рок-музыки на агрессивность подростков 13-18 лет
1.1. Понятие агрессии, основные теоретические подходы.
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но, так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
Агрессивность – устойчивая черта личности – готовность к агрессивному поведению. Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых – нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения обратной связи, провоцирующему влиянию оружия, и пр.[5, 12]
Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. Служит формой реагирования физического или психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.
Основные формы:
Вербальная агрессия – форма агрессивного поведения, в котором используется отреагирование своих отрицательных эмоций как посредством соответственных интонаций и других невербальных компонент речи, так и посредством угрожающего содержания высказываний.
Физическая агрессия – агрессивное поведение с использованием физической силы, направленное против другого субъекта или объекта. Делится на прямую и косвенную формы.
Прямая агрессия – агрессивное поведение намеренного характера, цель которого не скрывается.
Агрессия косвенная – агрессивное поведение, направленность которого против некоторого лица или предмета самим субъектом агрессии скрывается или не осознается. Выражается в форме разрушительного отношения к вещам.
Доброкачественная агрессия – оборонительная агрессия.
Злокачественная агрессия – спонтанная (т.е. проявление дремлющих деструктивных импульсов, активизирующихся при чрезвычайных обстоятельствах) или связанная со структурой личности (т.е. связанная с деструктивными чертами характера (жажда власти, садизм, мазохизм).
Жестокость – агрессия с точки зрения этических критериев.
На всем протяжении развития человечества агрессивность играла важную роль в выживании. Со времени проявления цивилизаций вся история отмечена вооруженными конфликтами между кланами, племенами, нациями, причем связь между этими конфликтами и непосредственно выживанием индивидов не обнаруживается. Но есть культуры, сумевшие создать способы сдерживания агрессивности, выработав системы особых сигналов, угрожающего поведения или воинственных ритуалов; обнаружены даже общества, которым агрессивность, по-видимому, не известна. Агрессивность – одна из врожденных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступательным или насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления. Согласно З.Фрейду, агрессия – отпрыск и главный представитель первичного позыва Смерти (энергия мортидо), разделяющей с Эросом господство над миром (энергия танатос). Склонность к агрессии – первоначальная и самостоятельная предрасположенность людей, в которой культура, ограничивающая влечения, встречает наибольшее препятствие.
Если энергия смерти не будет обращена вовне, то это приведет к разрушению самого человека. Проявлением этого является чувство вины, негативизм, нелюбовь к себе.
Разрушительность в человеке проявляется в том случае, если стремление к росту и развитию будет заблокировано (Фромм). Таким образом, человек становится злым, как только отсутствуют требуемые для его движения условия.
Агрессивность может проявляться также в раздражительности, обидчивости, подозрительности и во враждебности вообще.
Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, придирчивости, а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности.
Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком-то или на чем-то «сорвать злость». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость (в разных формах). Агрессивные действия выступают в качестве:
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба.
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
По мнению этих авторов:
- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
-в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
Информация о работе Исследование взаимосвязи рок-музыки и уровеня агрессивности подростков