Исследование взаимосвязи рок-музыки и уровеня агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 04:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.
На сегодняшний день тема агрессии очень актуальна и привлекает внимание многих. Во многих странах, в частности в России отмечается рост насилия с особыми формами жестокости, преступности, участниками в которых нередко становятся подростки. Это конечно очень острая проблема, которая встала перед всем обществом, и её необходимо решать как можно скорей, пока она не переросла в нечто большее. Кроме того, в школе агрессивность подростков проявляется практически каждую минуту, последствиями которой являются травмы и порча школьного имущества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования влияния
рок-музыки на агрессивность подростков 13-18 лет ……………..……………6
Понятие агрессии, основные теоретические подходы ………….6
Причины агрессии, ее виды и основные механизмы действия ..12
Воздействие рок-музыки на психику подростка ………………17
Выводы по главе 1 ……………………………………………………….25
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи рок-музыки и уровня агрессивности подростков ……………………………………………………..27
2.1 Организация и методы исследования …………………………..27
2.2. Изучение уровня агрессивности подростков слушающих и не слушающих рок-музыку.. ………………………….……………..30
2.3. Исследование взаимосвязи рок-музыки и агрессивности. …….34
Выводы по главе 2 ………………………………………………………..41
Заключение ……………………………………………………………………..42
Литература ………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Rok_i_agressia_Kursovaya_rabota (1).doc

— 822.00 Кб (Скачать файл)

Поскольку предметом исследования курсовой работы является взаимосвязь рок-музыки и уровня агрессивности подростков, то наиболее адекватным предмету исследования будет следующая методика (таблица 1):

 

Таблица 1. Методики эмпирического исследования

Методика

Авторы

Предмет изучения

Опросник Басса-Дарки

А.Басс, А.Дарки

Диагностика агрессивных и враждебных реакций


 

Опросник Басса-Дарки. Одним из наиболее часто используемых психологами методов изучения агрессии является опросник Басса - Дарки.

Создавая свой опросник, А.Басс и А.Дарки решили учесть различные формы агрессивных реакций. А.Басе, отдавая предпочтение бихевиоральному аспекту гипотезы «фрустрация - агрессия», предлагал разграничивать две реакции: реакцию, проявляющуюся «внешне», активно по отношению к конкретным лицам, которую он определяет термином «агрессия», и реакцию, состоящую в том, что личность занимает в общем негативную, недоверчивую позицию по отношению к окружающим, - такая реакция определяется Бассом как «враждебность».

При составлении вопросов А.Басс и А.Дарки пользовались следующими принципами:

1. Вопрос может относиться только  к одной форме агрессии.

2. Вопросы были сформулированы  таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние на ответ общественного одобрения или неодобрения. Это достигается тремя способами:

а) в содержании ответа заключено предположение о том, что неодобрительное, с точки зрения общества, состояние (например, потеря самообладания) уже наступило и речь идет только об указании способа его выражения, что создает акцент на описании поведения и уводит от оценки его причин;

б) вопросы сформулированы так, чтобы оставалась возможность для оправдания описываемого агрессивного поведения;

в) использование привычных разговорных оборотов, штампов, которыми люди пользуются довольно часто при описании своего внутреннего состояния и поведения.

Методика Басса - Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно зримо убедиться в том, что у различных категорий подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем эта методика позволяет получать данные о готовности испытуемых действовать в определенном направлении. Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы подростка, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 = - 4, а враждебности 6,5+ - 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

При составлении опросника использовались принципы: 
Вопрос может относиться только к одной форме агрессии. 
Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Изучение уровня агрессивности подростков слушающих и не слушающих рок-музыку.

Рассмотрим расчет статистических показателей при исследовании взаимосвязи рок-музыки и уровня агрессивности подростков. Гипотеза состоит в том, что уровень агрессивности у подростков, слушающих рок-музыку выше уровня агрессивности подростков, не слушающих рок-музыку.

Первым этапом статистической обработки будет подсчет описательной статистики. Расположим данные в порядке возрастания и получим вариационный ряд экспериментальной и контрольной групп.

Вариационный ряд по изучению агрессивности подростков, не слушающих рок-музыку

Xi

16

17

18

19

20

21

22

23

F

1

2

2

1

2

3

2

2

Доля испыт. в%

6,6

13,3

6,6

6,6

13,3

19,9

13,3

13,3

Кумулята

6,6

19,9

33,2

39,8

53,1

73

86,3

99,6


 

Сразу надо отметить, что некоторые данные принимают одни и те же значения, причем одни значения встречаются чаще, а другие – реже.

 

 

Вариационный ряд по изучению агрессивности подростков, слушающих рок-музыку

Xi

18

19

20

21

22

23

24

25

F

1

1

2

4

2

2

2

1

Доля испыт. в%

6,6

6,6

13,3

26,5

13,3

13,3

13,3

6,6

Кумулята

6,6

13,3

26,5

53

66,3

79,6

92,9

99,5


 

Данные графики представим в виде гистограмм, полигонов, распределения частот и кумулят. 
Гистограмма распределения частот по агрессивности подростков,  не слушающих рок-музыку

 

Полигон распределения частот по агрессивности подростков,  не слушающих рок-музыку

Кумулята распределения частот по агрессивности подростков,  не слушающих рок-музыку

 

Гистограмма распределения частот по агрессивности подростков,  слушающих рок-музыку

Полигон распределения частот по агрессивности подростков,  слушающих рок-музыку

 

Кумулята распределения частот по агрессивности подростков,  слушающих рок-музыку

 

Теперь подсчитаем меры центральной тенденции: среднее, медиану, моду, меру рассеяния статистических совокупностей, дисперсию, стандартное отклонение и меры асимметрии и эксцесса и результаты занесем в таблицу:

Таблица 1

Основные статистические показатели

Данные по не слушающим рок-музыку

Данные по слушающим рок-музыку

Среднее (Xср)

19,87

21,6

Медиана (Md)

20

21

Мода (Mo)

21

21

Стандартное отклонение

2,26

1,96

Дисперсия выборки

5,12

3,83

Эксцесс

-1,16

-0,51

Асимметричность

-0,24

0,01

Минимум

16

18

Максимум

23

25

 

Проанализировав данные, можно отметить следующее.

Распределение в группе не слушающих рок-музыку имеет отрицательную правостороннею асимметрию А<0. Это можно увидеть на гистограмме распределения. Это говорит о том, что преобладают значения ниже средних и наше распределение является нормальным. Стандартное отклонение свидетельствует о том, что группа достаточно однородная. Коэффициент эксцесса отрицательный. Это говорит о том, что в центре распределения образовалась впадина, то есть в распределении встречаются и высокие и низкие значения одновременно. Это видно по гистограмме не слушающих рок-музыку.

В отличие от распределения в группе не слушающих рок-музыку, в группе слушающих рок-музыку наблюдается положительная левосторонняя асимметричность А>0. Что говорит о преобладании значений выше средних.

Коэффициент эксцесса отрицателен. Это говорит о том, что в центре образовалась впадина, то есть в распределении встречаются и высокие и низкие значения одновременно.

 

2.3 Исследование  взаимосвязи рок-музыки и агрессивности.

Для выявления взаимосвязи рок-музыки и агрессивности воспользуемся методом статистического анализа.

Проверим гипотезу, что:

  подростки, слушающие рок-музыку агрессивнее подростков не слушающих рок-музыку, т.е. разница между средними значениями агрессивности подростков слушающих и не слушающих рок-музыку отлична от нуля.

      разница между средними значениями равна нулю.

Под статистической гипотезой понимают гипотезу, проверяемую в соответствии со статистическим критерием.

Статистический анализ проводится с помощью параметрического критерия t-Стъюдента. Критерий t-Стъюдента – это параметрический критерий который позволяет определить наличие отсутствия достоверной связи между показателями. Численное значение критерия t-Стъюдента для независимых выборок вычисляется по формуле:

 

Представим результаты нашего эксперимента в виде таблицы, в которой произведем ряд необходимых вычислений:

Таблица 2

Группы

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

17

18

19

20

20

21

21

21

22

22

23

23

18

24

18

19

20

20

21

21

21

21

22

22

23

23

24

25

-3,87

-2,87

-2,87

-1,87

-0,87

0,13

0,13

1,13

1,13

1,13

2,13

2,13

3,13

3,13

-1,87

2,40

-3,60

-2,60

-1,60

-1,60

-0,60

-0,60

-0,60

-0,60

0,40

0,40

1,40

1,40

2,40

3,40

14,95

8,22

8,22

3,48

0,75

0,02

0,02

1,28

1,28

1,28

4,55

4,55

9,82

9,82

3,48

5,76

12,96

6,76

2,56

2,56

0,36

0,36

0,36

0,36

0,16

0,16

1,96

1,96

5,76

11,56

Сумма

Среднее

 

19,87

 

21,6

   

71,73

53,60

Информация о работе Исследование взаимосвязи рок-музыки и уровеня агрессивности подростков