Исследование влияния психологического климата семьи на становление личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются дети, которые воспитываются в семьях, а предметом – влияние семьи на становление их личности.
В ходе курсовой работы была поставлена следующая цель: выявление
особенностей влияние психологического климата семьи на становление личности.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- Изучение теории и практики по семейной психологии;
- Подготовка исследования влияние климата семьи на становление личности;
- Проведение исследования «Влияние психологического климата семьи на становление личности»;
- Проведение сравнительного анализа полученных данных;

Содержание

Введение 2
Глава 1 Влияние психологического климата семьи на становление личности
1.1. Климат семьи 4
1.2. Типы семейных взаимоотношений 8
1.3. стили семейного воспитания 9
1.4. Влияние конфликтов в семье на становление личности ребенка 14
Глава 2 Исследование влияния психологического климата семьи на становление личности
2.1. Исследование влияния стиля родительского поведения на становление личности 19
2.2. Исследование о влияние родителей на становление личности ребенка 23
2.3. Анализ результатов проведенного исследования 26
Заключение 30
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                       2

Глава 1 Влияние психологического климата семьи на становление  личности

1.1. Климат семьи                                                                                                        4

1.2. Типы семейных взаимоотношений                                                                     8

1.3. стили семейного воспитания                                                                               9

1.4. Влияние конфликтов в семье  на становление личности ребенка                  14

Глава 2 Исследование влияния психологического климата семьи на становление  личности

2.1. Исследование влияния стиля  родительского поведения на становление личности                                                                                                                     19

2.2. Исследование о влияние родителей  на становление личности ребенка       23

2.3. Анализ результатов проведенного исследования                                           26

Заключение                                                                                                                30

Список используемой литературы                                                                           32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в  детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей  жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное  воздействие на личность ребенка  состоит в том, что никто, кроме  самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных  матерей часто вырастают тревожные  дети; честолюбивые родители нередко  так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Объектом исследования являются дети, которые воспитываются в семьях, а предметом – влияние семьи на становление их личности.  
      В ходе курсовой работы была поставлена следующая цель: выявление  
особенностей влияние психологического климата семьи на становление личности.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- Изучение теории и практики по семейной психологии;

- Подготовка исследования влияние климата семьи на становление личности;

- Проведение исследования «Влияние психологического климата семьи на становление личности»;

  - Проведение сравнительного  анализа полученных данных;

- Формулировка выводов  и рекомендаций.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы  максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательные  влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

       Главное  в воспитании маленького человека  – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

      Именно  в семье ребенок получает первый  жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Влияние психологического климата семьи на становление  личности

1.1. Климат семьи

Семья – важнейшая  ячейка общества. Именно здесь происходит развитие духовного потенциала человека и формирование его нравственных ценностей. Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

В чем же причины неблагополучия в семье?

 Во-первых, это духовная  «дремучесть» родителей, погруженных в собственные заботы, проблемы. Несмотря на то, что в таких семьях царит обычно культ ребенка-наследника, заботы родителей ограничены только его здоровьем. В результате ребенок становится деспотом в семье, что не вызывает тревоги – все приписывается твердости характера. В школе, во дворе постоянно возникают конфликты, но в них родители винят всех, только не рёбенка.

Во-вторых, чрезмерная забота о ребенке, чрезмерная опека его  взрослыми. И бывает это нередко  в семьях, в которых родители сами трудятся, не жалея сил и здоровья, а ребенка оберегают от жизненных проблем и трудностей. В итоге,  ребенок  растет не приученным к усилиям,  к преодолению затруднений.

В-третьих, чрезмерная строгость  к ребенку. Исходный принцип таков: характер формирует и закаляет не радость, а осознание обязанностей, не поощрения и похвалы, а требовательность. Но при постоянном контроле за поведением ребенка у него не оказывается своей собственной детской жизни, где бы он мог сам принимать решения. В результате он оказывается безынициативным, лишенным навыков самодисциплины, самоорганизации.

В-четвертых, разногласия  родителей по вопросам воспитания. Детям нужно помочь вырасти в  самостоятельных людей, способных  к труду и преодолению препятствий, помочь им приобрести ясную жизненную позицию. Ребенок должен уметь целеустремленно направлять свои желания, интересоваться всем, что происходит вокруг него, должен уметь ориентироваться в новых, непривычных для него условиях, Поэтому цель родителей – познакомить ребенка с большим кругом различных ситуаций и разносторонних знаний. А как этого добиться, если каждый из родителей настаивает на своем, не желая считаться с доводами другого?

В-пятых, отношения детей  с товарищами. Эти отношения не может заменить даже самое идеальное  общение со взрослыми: среди взрослых ребенок всегда ведомый, а среди сверстников – равный. Такое общение дает возможность ребенку найти реальные формы самоутверждения. Ведь твердые жизненные правила можно обрести, лишь опираясь на собственный опыт, на собственные оценки. При этом родителям следует наблюдать со стороны за поведением ребенка, его поступками, указывая на ошибки в рамках дружеской беседы. Так, например, А.С.Макаренко писал, обращаясь к родителям: «Вы должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем играет и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное... Это все вы должны знать всегда, с малых лет вашего ребенка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать (5).

Встречаются еще семьи, характерная черта которых - повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе). Члены  такой семьи заведомо считают  всех окружающих недоброжелательными или просто равнодушными людьми, а их намерения по отношению к семье враждебными. Такая позиция родителей формирует у подростка недоверчиво-враждебное отношение к окружающим. У него развивается подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками.

Неблагоприятные воспитательные воздействия получают подростки  в семьях, тяготеющих к сиюминутным  удовольствиям. Наиболее характерная  черта таких семей – беззаботное  отношение к будущему, стремление жить исключительно сегодняшним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра, планы на будущее у них, как правило, неопределенные. Подростки в таких семьях вырастают слабовольными и неорганизованными. Поступки они совершают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов. В воспитательной работе с ними главная сложность – пробуждение волевых качеств личности.

Существует еще одна группа семей, в которых в качестве важных черт высоко ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем при минимальной затрате труда и времени. К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, порой пренебрежительное.

В настоящее время  семей, в которых названные выше отрицательные черты стиля жизни  выражены ярко, возможно, не столь уж много. Но, к сожалению, гораздо больше семей, где эти признаки сглажены и где последствия неправильного воспитания не так заметны. Но все же эти последствия есть. Как отмечал Л.Н.Толстой, «все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, но, даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях. В этом вся трудность и вся борьба с детьми» (8). Поэтому очень хотелось бы, чтобы те родители, которые узнают некоторые черты, свойственные их собственному стилю семейной жизни, сделали для себя нужные выводы.

Каждый из родителей  видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок  или идеалов. И очень трудно отступает  от них.

Конфликтная ситуация между  родителями – различные подходы  к воспитанию детей.

Первая задача  родителей  – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

 Вторая задача  -  сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют  между родителями, добиваясь сиюминутных  выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить  не собственные взгляды, а то, что  будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей  вырабатываются принципы общения:

1)    Принятие  ребенка, т.е. ребенок принимается  таким, какой он есть.

2)  Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность –  предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка  не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен,  на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть (безусловная любовь).

Возможно, родители любят  его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь).

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он  им безразличен и может даже отвергаться  ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и  в благополучной  семье (например, он не долгожданный, были тяжелые  проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты  (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута), ребенок раздражает ее.

 

1.2. Типы семейных взаимоотношений

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат  в семье  проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Информация о работе Исследование влияния психологического климата семьи на становление личности