Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:46, курсовая работа
Объектом исследования являются дети, которые воспитываются в семьях, а предметом – влияние семьи на становление их личности.
В ходе курсовой работы была поставлена следующая цель: выявление
особенностей влияние психологического климата семьи на становление личности.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- Изучение теории и практики по семейной психологии;
- Подготовка исследования влияние климата семьи на становление личности;
- Проведение исследования «Влияние психологического климата семьи на становление личности»;
- Проведение сравнительного анализа полученных данных;
Введение 2
Глава 1 Влияние психологического климата семьи на становление личности
1.1. Климат семьи 4
1.2. Типы семейных взаимоотношений 8
1.3. стили семейного воспитания 9
1.4. Влияние конфликтов в семье на становление личности ребенка 14
Глава 2 Исследование влияния психологического климата семьи на становление личности
2.1. Исследование влияния стиля родительского поведения на становление личности 19
2.2. Исследование о влияние родителей на становление личности ребенка 23
2.3. Анализ результатов проведенного исследования 26
Заключение 30
Список используемой литературы
Характеристика выборки. Выборка является репрезентативной по своему составу. Она состоит из 15 полных одно- двух и трехдетных семей (по 5 семей каждого типа), состоящих в браке и имеющих общего ребенка подросткового возраста. 30 подростков из этих семей представлены тремя возрастными подгруппами: 11-12, 13-14, 15-16 лет в равном количестве; в том числе 12 девочек и 18 мальчиков. Выборка проводилась в школах в школах города Трехгорного. Среди родителей 35% имеют высшее образование, 38% - среднее специальное и 24 % - общее среднее образование. 3% - неполное среднее. У 34% родителей брак является повторным, у 9% - третьим, у - 57% - первым по счету.
Тест предназначен для выявления роли родителей в формировании личности ребенка. С помощью данного теста можно выявить, что ребенок значит для родителей, как родители относятся к его воспитанию и воспринимают ли они сами ребенка как личность.
Для исследования были использованы анкеты с тестом. Испытываемым было дано задание на оценку суждений, которые представлены в анкете.
Общее количество вопросов – 13. Это повышает информативность методики, позволяет более дифференцированно описать психологические особенности семейных отношений.
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главным «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Вот поэтому так важно знать, насколько успешно умеем мы справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование человеческой личности.
Анкета
Тест: «Детей воспитывают родители»
Уважаемые дамы и господа, ответьте пожалуйста на 13 вопросов
Подсчитайте очки. Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» в 2 очка, ответ «В» в 1 очко.
Таблица №1 Вопросы, которые необходимо предложить для ответа родителям
Вопросы |
Ответы | ||
Можете ли вы |
Могу и всегда так поступаю (А) |
Могу, но не всегда так поступаю (Б) |
Не могу (В) |
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? |
|||
2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст? |
|||
3. Признаться ребенку в ошибки, совершенной по отношению к нему? |
|||
4. Извиниться перед
ребенком в случае своей |
|||
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя? |
|||
6. Поставить себя на место ребенка? |
|||
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)? |
|||
8. Рассказать ребенку
поучительный случай из |
|||
9. Всегда воздерживаться
от употребления слов и |
|||
10. Пообещать ребенку
исполнить его желание за |
|||
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться? |
|||
12. Не прореагировать,
если вас ребенок ударил, грубо
толкнул или просто |
|||
13. Устоять против детских просьб и слез, если уверенны, что это каприз, мимолетная прихоть? |
Если вы набрали от 30 до 39 очков – значит, что ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того, и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
2.3. Анализ результатов проведенног
Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования: «Влияние психологического климата семьи на становление личности».
47% опрошенных (7 семей) набрали от 30 до 39 очков – это означает, что ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Психологический климат семьи благоприятно сказывается на развитие личности ребенка. Родители стремятся не только понять, но и узнать ребенка, относятся к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, они действуют правильно и могут надеяться на хорошие результаты.
33% опрошенных (5 семей) набрали сумму от 16 до 30 очков. Это означает, что забота о ребенке для родителей вопрос первостепенной важности. Родители обладают способностями воспитателя, но на практике не всегда применяют их последовательно и целенаправленно. Порой родители чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, они склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Родителям, набравшим сумму в этих пределах, следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка. В таких условиях достаточно сложно воспитать достаточно развитую личность.
20 % опрошенных (3 семьи) набрали сумму очков менее 16. Это говорит о том, что у родителей существуют серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Им недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того, и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
В результате нашего исследования мы выяснили, наиболее важными являются ценности понимания ребенка и восприятие его изначально как личность, большинство семей придерживается этого правила (47%).
Некоторым семьям (33% опрошенных) не хватает педагогических навыков в воспитании ребенка, которые они могут приобрести, посоветовавшись с педагогом или психологом.
И лишь небольшое количество семей (20%) не понимают, что именно отношение родителей к детям влияет на развитие ребенка и его совершенствование и рост.
Педагогу-психологу необходимо проводить активные диалоги с родителями об их внутреннем мире, стремлениях и возможностях, талантах и способностях, жизненных ценностях, отношении к детям. Все это обсуждается в контексте правильного воспитания ребенка.
В каждое занятие программы необходимо включить теоретическую часть (1/3 занятия) и практическая часть (2/3 занятия), включающая в себя тесты, игры, видеофильм, информацию о различных опытах и исследованиях в области воспитания детей и диалоги, раскрывающие понятия взаимопонимания ребенка.
Контроль осуществляется через интерактивные формы: игра, общая дискуссия, построение личного маршрута.
В конечном итоге родители осознают, что влияние психологического климата семьи оказывает очень большое значение на становление личности ребенка, когда он продуман, самостоятелен и ему предшествует серьезная внутренняя работа.
Очень большое значение в формирование благоприятного семейного климата на развитие личности ребенка влияет оказывает воспитательный потенциал родителей.
На основании исследования были выделены семьи с высоким и низким воспитательным потенциалом.
Родители в семьях с высоким воспитательным потенциалом характеризуются большей демократичность, наличием стиля сотрудничества, стремлением к общению, конструктивному диалогу, товарищеским взаимоотношениям с подростком. В них не выявлены характеристики, сочетание которых соответствовало бы негармоничному воспитанию. Родители в таких семьях отличаются ответственным отношением к семейной роли: отсутствием ощущения самопожертвования, неудовлетворенности, сверхавторитета родителя. Интересно то, что все семьи, где родители с высоким воспитательным потенциалом имеют высшее и среднее специальное образование (73%).
В семьях подростков с низким воспитательным потенциалом наблюдается стремление игнорировать взросление детей. Родители снижают уровень требовательности к подростку. В этой выборке выявлены такие нарушения семейного воспитания как доминирующая и потворствующая гиперпротекция, неразвитость родительских чувств, эмоциональное отвержение ребенка, неустойчивость стиля семейного воспитания. Это связано с различными типами неадекватных родительских позиций у всех родителей (доминирующая, потакающая, отстраненная, автономная, неустойчивая). Подростки из семей с низким воспитательным потенциалом характеризуют воспитательную позицию своих родителей как враждебную, автономную, непоследовательную (27%).
Следовательно, адекватность родительских позиций повышает нормальный психологический климат в семье.
Семья представляет собой систему, в которой все элементы взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Психологическим механизмом формирования адекватных психологического климата в семье стало изменение системы отношений родителей к детям и приемов и методов их воспитания.
Заключение
Высокая
проблемная нагруженность у
Источники
возникновения проблем во
Таким образом,
переживание детьми проблем,
Семья представляет
собой систему взаимосвязанных
социальных ролей, отношения
Чтобы лучше
понять происхождение семейных
конфликтов, нужно выделить
Список используемой литературы
Информация о работе Исследование влияния психологического климата семьи на становление личности