Исследование влияния психологического климата семьи на становление личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются дети, которые воспитываются в семьях, а предметом – влияние семьи на становление их личности.
В ходе курсовой работы была поставлена следующая цель: выявление
особенностей влияние психологического климата семьи на становление личности.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- Изучение теории и практики по семейной психологии;
- Подготовка исследования влияние климата семьи на становление личности;
- Проведение исследования «Влияние психологического климата семьи на становление личности»;
- Проведение сравнительного анализа полученных данных;

Содержание

Введение 2
Глава 1 Влияние психологического климата семьи на становление личности
1.1. Климат семьи 4
1.2. Типы семейных взаимоотношений 8
1.3. стили семейного воспитания 9
1.4. Влияние конфликтов в семье на становление личности ребенка 14
Глава 2 Исследование влияния психологического климата семьи на становление личности
2.1. Исследование влияния стиля родительского поведения на становление личности 19
2.2. Исследование о влияние родителей на становление личности ребенка 23
2.3. Анализ результатов проведенного исследования 26
Заключение 30
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Характеристика выборки. Выборка является репрезентативной по своему составу. Она состоит из 15 полных одно- двух и трехдетных семей (по 5 семей каждого типа), состоящих в браке и имеющих общего ребенка подросткового возраста. 30 подростков из этих семей представлены тремя возрастными подгруппами: 11-12, 13-14, 15-16 лет в равном количестве; в том числе 12 девочек и  18 мальчиков. Выборка проводилась в  школах в школах города Трехгорного. Среди родителей 35% имеют высшее образование, 38% - среднее специальное и  24 % - общее среднее образование. 3% - неполное среднее. У 34%  родителей брак является повторным, у 9% - третьим, у  - 57% - первым по счету.

Тест предназначен для выявления роли родителей в формировании личности ребенка.  С помощью данного теста можно выявить, что ребенок значит для родителей, как родители относятся к его воспитанию и воспринимают ли они сами ребенка как личность.

Для исследования были использованы анкеты с тестом. Испытываемым было дано задание на оценку суждений, которые представлены в анкете.

Общее количество вопросов – 13.  Это повышает информативность методики, позволяет более дифференцированно описать психологические особенности семейных отношений.

Роль родителей в  воспитании ребенка незаменима. Они  главным «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Вот  поэтому  так важно знать, насколько  успешно умеем мы справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование человеческой личности.

Анкета 

Тест: «Детей воспитывают  родители»

Уважаемые дамы и господа, ответьте пожалуйста на 13 вопросов

Подсчитайте очки. Ответ  «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» в 2 очка, ответ «В» в 1 очко.

Таблица №1 Вопросы, которые  необходимо предложить для ответа родителям 

Вопросы

Ответы

Можете ли вы

Могу и всегда так  поступаю (А)

Могу, но не всегда так  поступаю (Б)

Не могу (В)

1. В любой момент  оставить все свои дела и заняться ребенком?

     

2. Посоветоваться с  ребенком, не взирая на его  возраст?

     

3. Признаться ребенку  в ошибки, совершенной по отношению  к нему?

     

4. Извиниться перед  ребенком в случае своей неправоты?

     

5. Овладеть собой и  сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

     

6. Поставить себя на  место ребенка?

     

7. Поверить хотя бы  на минуту, что вы добрая фея  (прекрасный принц)?

     

8. Рассказать ребенку  поучительный случай из детства,  представляющий вас в выгодном  свете?

     

9. Всегда воздерживаться  от употребления слов и выражений,  которые могут ранить ребенка?

     

10. Пообещать ребенку  исполнить его желание за хорошее  поведение?

     

11. Выделить ребенку  один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как  хочет, и ни во что не вмешиваться?

     

12. Не прореагировать, если вас ребенок ударил, грубо  толкнул или просто незаслуженно  обидел другого ребенка?

     

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверенны, что это каприз, мимолетная прихоть?

     

 

 Если вы набрали от 30 до 39 очков – значит, что ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями  воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того, и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

2.3. Анализ результатов проведенного исследования

Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования: «Влияние психологического климата семьи  на становление личности».

47% опрошенных (7 семей) набрали от 30 до 39 очков – это означает, что ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Психологический климат семьи благоприятно сказывается на развитие личности ребенка. Родители стремятся не только понять, но и узнать ребенка, относятся к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, они действуют правильно и могут надеяться на хорошие результаты.

33% опрошенных (5 семей)  набрали сумму от 16 до 30 очков.  Это означает, что  забота о ребенке для родителей вопрос первостепенной важности. Родители обладают способностями воспитателя, но на практике не всегда применяют их последовательно и целенаправленно. Порой родители чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, они склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Родителям, набравшим сумму в этих пределах, следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка. В таких условиях достаточно сложно воспитать достаточно развитую личность.

20 % опрошенных (3 семьи) набрали сумму очков менее 16. Это говорит о том, что у родителей существуют серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Им недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того, и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания. 

В результате нашего исследования мы выяснили, наиболее важными являются ценности понимания ребенка и  восприятие его изначально как личность, большинство семей придерживается этого правила (47%).

Некоторым семьям (33% опрошенных) не хватает педагогических навыков  в воспитании ребенка, которые они  могут приобрести, посоветовавшись  с педагогом или психологом.

И лишь небольшое количество семей (20%) не понимают, что именно отношение родителей к детям влияет на развитие ребенка и его совершенствование и рост.       

 Педагогу-психологу  необходимо проводить активные  диалоги с родителями об их внутреннем мире, стремлениях и возможностях, талантах и способностях, жизненных ценностях, отношении к детям. Все это обсуждается в контексте правильного воспитания ребенка.    

 В каждое занятие  программы необходимо включить теоретическую часть (1/3 занятия) и практическая часть (2/3 занятия), включающая в себя тесты, игры, видеофильм, информацию о различных опытах и исследованиях в области воспитания детей и диалоги, раскрывающие понятия взаимопонимания ребенка.       

 Контроль осуществляется через интерактивные формы: игра, общая дискуссия, построение личного  маршрута.      

 В конечном итоге родители осознают, что влияние психологического климата семьи оказывает очень большое значение на становление личности ребенка, когда он продуман, самостоятелен и ему предшествует серьезная внутренняя работа.

Очень большое значение в формирование благоприятного семейного климата на развитие личности ребенка влияет оказывает воспитательный потенциал родителей. 

На основании исследования были  выделены семьи с  высоким и низким воспитательным потенциалом.

Родители в семьях с высоким воспитательным потенциалом характеризуются большей демократичность, наличием стиля сотрудничества, стремлением к общению, конструктивному диалогу, товарищеским взаимоотношениям с подростком. В них не выявлены характеристики, сочетание которых соответствовало бы негармоничному воспитанию. Родители в таких семьях отличаются ответственным отношением к семейной роли: отсутствием ощущения самопожертвования, неудовлетворенности, сверхавторитета родителя. Интересно то, что все семьи, где родители  с высоким воспитательным потенциалом имеют высшее и среднее специальное образование (73%).

В семьях подростков с  низким воспитательным потенциалом наблюдается стремление игнорировать взросление детей. Родители снижают уровень требовательности к подростку. В этой выборке выявлены такие нарушения семейного воспитания как доминирующая  и потворствующая гиперпротекция, неразвитость родительских чувств, эмоциональное отвержение ребенка, неустойчивость стиля семейного воспитания. Это связано с различными типами неадекватных родительских позиций у всех родителей (доминирующая, потакающая, отстраненная, автономная, неустойчивая). Подростки из семей с низким воспитательным потенциалом характеризуют воспитательную позицию своих родителей как враждебную, автономную, непоследовательную (27%).

Следовательно, адекватность родительских позиций повышает нормальный психологический климат в семье.

Семья представляет собой  систему, в которой все элементы взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Психологическим механизмом формирования  адекватных психологического климата в семье стало  изменение системы отношений родителей к детям и приемов и методов их воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

     Высокая  проблемная нагруженность у детей  обнаружена в отношениях с  родительским домом. Что в других культурах, например, отношения с родителями – это не острая проблема для подростков.

     Источники  возникновения проблем во взаимоотношениях  родителей и подростков в нашей  культуре исследовал В.Е. Каган.  Один из выводов, к которым он пришел, состоит в том, что в тоталитарном обществе отношение родителей к ребенку определяет не любовь сама по себе, а то, в какой мере ребенок выполняет социальные нормы. Родителей, как правило, не интересуют проблемы, переживаемые им, они не выступают как помощники в решении этих проблем. Наоборот, стремясь добиться от ребенка нормативного поведения, родители сами становятся источником проблем. При таких установках родители и подростки оказываются в состоянии противостояния. Поскольку родители современных детей в большинстве своем сформировались как личности в предшествующую эпоху, можно предположить, что полученный в нашем исследовании результат объясняют изложенные В.Е. Каганом наблюдения. Также установлена высокая частота конфликтов детей с родителями, причинами которых являются нарушение детей нормативного поведения, которое, с точки зрения родителей, является главным условием нормальных, бесконфликтных взаимоотношений со своими детьми.

     Таким образом,  переживание детьми проблем, возникающих  как противоречие между ними и их родителями, это – скорее следствие социокультурных, чем психологических особенностей. К настоящему времени стало очевидно, что коррекция этой проблемы предполагает оказание психологом помощи как ребенку, так и родителям. Последние нуждаются, прежде всего, в смене родительских установок, изменении своей позиции в отношении своих детей, в пересмотре системы оценивания их как личностей. Работа с родителями должна стать основой для профилактики проблем детей. Эта работа должна предусматривать такие направления, как: просвещение по вопросам планирования семьи, развития гуманистического воспитания в семье взамен нормативного, управленческого, развитие системы ценностей, в которой достойное место занимал бы человек, в том числе ребенок и пожилой человек.

    Семья представляет  собой систему взаимосвязанных  социальных ролей, отношения между  которыми определяются культурно-нравственными  нормами и индивидуальными свойствами  личности. Семейные конфликты носят  субъективный характер и возникают чаще всего из-за непонимания друг друга. Если ребенок воспитывается в конфликтной семье, то неизбежны ошибки воспитания, неправильная позиция родителей и ребенка. Следствием этого могут стать нервно-психические срывы, отклоняющееся поведение, неправильное формирование характера. Часто отклоняющееся поведение подростка родители склонны считать болезнью и, наоборот, явные проявления болезни пытаются устранить воспитательными мерами. Это вызвано не только отсутствием медико-педагогических знаний, но и нежеланием видеть свою вину или реальную угрозу в будущем. Не редки и ошибки родителей в воспитании детей, в нашем исследовании было доказано, что чем выше уровень образованности родителей, тем правильнее они относятся к своему ребенку и тем лучше в семье психологический климат, который сказывается на развитии личности ребенка.

     Чтобы лучше  понять происхождение семейных  конфликтов, нужно выделить неблагоприятные  черты родителей, прежде всего  матери. В теоретических исследованиях,  посвященных вопросам развития личности, особенно заостряется внимание роли матери в эмоциональных отношениях с ребенком (Л.И. Божович, Р. Бернс, И.В. Дубровина, И.с. Кон, М.И. Лисина, В.С. Мухина и др.) (9). Ибо неразвитость отношений между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком своего собственного «я», что в свою очередь приводит к глобальному отвержению мира социальных отношений  (12).

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.
  2. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. Б. Дарвиш; под ред. В. Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
  3. Личко А. Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков" М.: 1983 г.
  4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – 6-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология.: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.
  6. Психология: Учебник/ В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др.; отв. ред. А. А. Крылов. М.: ТК «Велби», Проспект, 2004.
  7. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2002.
  8. Психология (словарь) под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского М.: Изд. политической литературы, 1990 г.
  9. "Психология современного подростка" под ред. Д.И.Фельдштейна М.: Педагогика, 1987 г.
  10. Ремшмидт Х. Т. "Подростковый и юношеский возраст"// Мир 1994 г.
  11. Рогов Е.И. "Настольная книга практического психолога в образовании" М.: "Владос", 1996 г.
  12. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. "Графические методы в психологической диагностике" М.: "Дидакт", 1992 г.
  13. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. – М.,2001.
  14. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие. – М., 2001.
  15. Солодилова О. П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  16. Спок Б. В. "Разговор с матерью" СПб: Лениздат, 1992 г.
  17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В."Семейная психотерапия" Л.: 1990 г.
  18. "Учителям и родителям о психологии подростка" Под ред. Г.Г.Аракелова

Информация о работе Исследование влияния психологического климата семьи на становление личности