Исследование личностных особенностей студентов 1 курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:10, реферат

Краткое описание

Цель исследования: выявление особенностей личности студентов педагогов-психологов 1 курса.
Задачи:
1.Дать теоретическое обоснование изучаемому явлению – личностным особенностям студентов педагогов-психологов 1 курса.
2.Провести с целью исследования личностных особенностей.
3.Проанализировать результаты проведеного эмпирического исследования.
4.Сформулировать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3

Глава 1 Теоретические подходы к исследованию личности в юношеском возрасте………………………………………………………………...……….. 4

1.1 Студент как субъект учебной деятельности……………………………… 4

1.2. Особенности личности студента- психолога…………………………….. 11

Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей личности студентов-психологов 1 курса……………………………….. ……………………………14

2.1 Программы и методы исследования……………………………………….14

2.2 Анализ и интерпритация……………………………………..……………. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………20

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 77.75 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ имени И.Г. Петровского»

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ, РЕКЛАМЫ  И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

 

Кафедра общей и профессиональной психологии

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Общая и  экспериментальная психология»

Тема: Исследование личностных особенностей студентов 1 курса

 

Направление подготовки 050706.65 – Психология образования

 

 

         Выполнила студентка:

                           Лукашевич Олеся Евгеньевна                          __________________                                

                                                              подпись

 

Научный руководитель:

                       Ст.преподаватель 

                                                                                     Бичерова Е.Н.     

              _________________

 подпись                                                                                                                    

 

 

 

Брянск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3 
 
Глава 1 Теоретические подходы к исследованию личности в юношеском возрасте………………………………………………………………...……….. 4 
 
1.1 Студент как субъект учебной деятельности……………………………… 4 
 
1.2. Особенности личности студента- психолога…………………………….. 11

 

Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей личности студентов-психологов 1 курса……………………………….. ……………………………14 
 
2.1 Программы и методы исследования……………………………………….14 
 
2.2 Анализ и интерпритация……………………………………..……………. 14 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 19 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………20

 

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

                                                    

                                     ВВЕДЕНИЕ 
Одной из важных задач вузов России на современном этапе является повышение эффективности учебной деятельности студентов, формирование их активности и самостоятельности. Современному обществу необходимы специалисты, способные к самообразованию и самосовершенствованию в профессиональной деятельности, адаптивные к постоянно меняющемуся миру. 
Чтобы контролировать целостный процесс формирования специалиста, необходимо исследовать психологическое содержание личности будущего специалиста и, соответственно, владеть основными приемами их оптимизации.

Психологические особенности  личности являются предметом изучения разных исследований, где в качестве главных социально-психологических характеристик рассматривались экстраверсия и невротизм, их корреляционные связи с социально-психологическим статусом, уровнем академической успеваемости, некоторые проблемы психологической совместимости.  
Решение данной проблемы является чрезвычайно актуальным для педагогики и психологии высшей школы. 
В частном случае решение этой проблемы актуально и для психологических факультетов. Конкурсы на психологические факультеты держится на высоком уровне около десяти лет. На факультеты приходят учиться совсем молодые ребята, которые уже на первом курсе начинают сталкиваться с различными трудностями, как психологического, так и интеллектуального характера. 
Цель исследования: выявление особенностей личности студентов педагогов-психологов 1 курса.

Объектом исследования явились студенты педагоги-психологи 1 курса.

 

Предметом исследования стали личностные особенности студентов педагогов-психологов 1 курса.

Задачи: 
1.Дать теоретическое обоснование изучаемому явлению – личностным особенностям студентов педагогов-психологов 1 курса.

2.Провести с целью исследования  личностных особенностей.

3.Проанализировать результаты  проведеного эмпирического исследования.

4.Сформулировать выводы.  
Методы и методика исследования: Для решения поставленной задачи использовалсятест-опросникАйзенка 
Эпмирическая база исследования: 10 студентов-первокурсников в возрасте 17-19 лет

Практическая  значимость работы: полученные результаты могут быть использованы при проведении диагностических обследований студентов, направленных на изучение их личностных особенностей.

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические  подходы к позднему юношескому возрасту

1.Студент как  субъект учебной деятельности

 Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердие работающий, занимающийся, то есть овладевающий знаниями.

Студенчество — это  особая социальная категория, специфическая  общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными  умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора и адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии.[ 6]

Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. [9]

Если юноше не удается  разрешить эти задачи, у него формируется  неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем  основным линиям:

1) уход от психологической  интимности, избегание тесных межличностных  отношений; 2) размывание чувства  времени, неспособность строить  жизненные планы, страх взросления  и перемен; 3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение  мобилизовать свои внутренние  ресурсы и сосредоточиться на  какой-то главной деятельности; 4) формирование «негативной идентичности»,  отказ от самоопределения и  выбор отрицательных образов  для подражания.

 
«Неопределенная, размытая идентичность»  характеризуется тем, что индивид  еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии  и не столкнулся с кризисом идентичности. «Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился  в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в  результате пережитого кризиса и  испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.

Этап «моратория» характеризуется  тем, что индивид находится в  процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов  развития тот единственный, который  может считать своим.

«Достигнутая, зрелая идентичность»  определяется тем, что кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к  практической самореализации.

Обследовав свыше 5 тыс. молодых  людей(15-18 лет), американский психолог Морис Розенберг (1965) нашел, что для  юношей с пониженным самоуважением  типична общая неустойчивость образов  «Я» и мнений о себе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо» — «представляемое  Я». С суждениями типа: «Я часто ловлю  себя на том, что разыгрываю роль, чтобы  произвести на людей впечатление» и  «Я склонен надевать «маску» перед  людьми» — юноши с низким самоуважением  соглашались в 6 раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения.

Юноши с пониженным самоуважением  особенно ранимы и чувствительны  ко всему, что как-то затрагивает  их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Вследствие этого многим из них свойственны  застенчивость, склонность к психической  изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества.

Факт поступления в  вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем  на II и III курсах нередко возникает  вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время  принимаются решения в будущем  избежать работы по специальности. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов — от восторженного  в первые месяцы учебы в вузе до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т. п.

Уровень представлений студентов  о профессии включает знание тех  требований, которые предъявляет  профессия, и условий профессиональной деятельности. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень  представления студента о профессии (адекватно — неадекватно) непосредственно  соотносится с уровнем его  отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем  ниже у него положительное отношение  к учебе. При этом показано, что  большинство студентов положительно относятся к учебе.[2]

В социально-психологическом  аспекте студенчество по сравнению  с другими группами населения  отличается наиболее высоким образовательным  уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество — социальная общность, характеризующаяся  наивысшей социальной активностью  и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя  к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В русле личностно -   деятельностного подхода студент рассматривается как активный самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач. Основным направлением обучения для студенчества является контекстное.

Полученные исследователями  школы Б.Г. Ананьева данные свидетельствуют  о том, что студенческий возраст  — это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно. Мнемологическое «ядро» интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием «пиков» или «оптимумов» то одной, то другой из входящих в это ядро функций. Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию. Такая постановка вопросов уже находит отражение в целом ряде учебников, учебных пособий, разработок, где отмечается неразрывность осмысления, понимания и закрепления учебной информации в памяти студентов при решении проблемных задач. Активизация познавательной активности студентов постоянно сопровождается организацией запоминания и воспроизведения учебной информации.

Студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая прежде всего определяется через два типа мотивов — мотивация достижения и познавательная мотивация. Последняя является основой учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительной деятельности. Она возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.[6]

Во время обучения в  вузе формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности. «Усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а  в качестве средства деятельности профессиональной». Однако результаты опросов показывают, что в технических вузах у  половины студентов нет мотива интереса к профессии при выборе вуза. Более  трети студентов не уверены в  правильности выбора или отрицательно относятся к будущей профессии.

Отношение к студенту как  социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учитывать, что это не только система  взглядов человека на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание  им себя субъектом деятельности, носителем  определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. Это  в свою очередь означает для преподавателя  необходимость усиления диалогичности  обучения, специальной организации  педагогического общения, создания для студентов условий возможности  отстаивать свои взгляды, цели, жизненные  позиции в учебно-воспитательной работе.

1.2. Особенности  личности будущего педагога-психолога

Психологические факультеты в последние десять лет пользуются большой популярностью среди  абитуриентов. В глазах молодого человека профессия – психолог кажется  увлекательной и модной. Популярная психологическая литература представляет психологию, как науку, которая в  короткий срок может сделать любого счастливым, успешным, богатым.

Какие варианты мотивации  можно услышать в приемной комиссии вуза.

«Я хочу учиться на психолога, потому что…»

Дальше следует следующая  аргументация: «Хочу помогать людям, хочу разбираться в людях, хочу научиться  влиять на людей, хочу лучше понять себя».

Часто мотив «Хочу лучше  понять себя» осознается студентом  уже постфактум. По одному простому признаку: закончив вуз и преодолев  личностные проблемы (не обязательно  вследствие обучения), человек уходит работать по другой специальности либо получает второе высшее образование. Вообще, процент молодых людей, закончивших  психологический факультет и  работающих после него не по специальности, один из самых высоких среди всех специальностей

Информация о работе Исследование личностных особенностей студентов 1 курса