Исследование личностных особенностей студентов 1 курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:10, реферат

Краткое описание

Цель исследования: выявление особенностей личности студентов педагогов-психологов 1 курса.
Задачи:
1.Дать теоретическое обоснование изучаемому явлению – личностным особенностям студентов педагогов-психологов 1 курса.
2.Провести с целью исследования личностных особенностей.
3.Проанализировать результаты проведеного эмпирического исследования.
4.Сформулировать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3

Глава 1 Теоретические подходы к исследованию личности в юношеском возрасте………………………………………………………………...……….. 4

1.1 Студент как субъект учебной деятельности……………………………… 4

1.2. Особенности личности студента- психолога…………………………….. 11

Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей личности студентов-психологов 1 курса……………………………….. ……………………………14

2.1 Программы и методы исследования……………………………………….14

2.2 Анализ и интерпритация……………………………………..……………. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………20

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 77.75 Кб (Скачать файл)

«Желание помочь людям» - очень популярный мотив при поступлении  на психологический факультет. Так как психолог – это помогающая профессия, необходимо много работать над собой, так как помочь человеку может только специалист, получивший большое и серьезное образование.  
А какие же качества необходимы будущему психологу?

Недавно проведенный на сайте www.futurejob.ru опрос самих практикующих психологов показал, что необходимых качеств не так уж много, все остальное – профессиональные навыки, которые можно с большим или меньшим трудом освоить в процессе учебы или практики.[14]

Важной особенностью успешного  будущего психолога является интерес  и уважение к человеку. По другому это можно обозначить как человеколюбие, дружелюбие, гуманизм.

Важным качеством является толерантность. Это терпимость к  другому, готовность принимать разные проявления людей без агрессии и раздражения. Для эффективной работы психолога очень важно безоценочное принятие человека.

Третьим качеством является гибкость и открытость к изменениям. Будущему психологу необходима и  сензитивность, иначе говоря, чувствительность. 
 
Среди других качеств были также названы такие, как умение ясно выражать свои мысли и умение слышать и понимать другого, ведь психолог много общается с людьми. Названо было и умение управлять собственными эмоциями. Также нужно учитывать, что основная трудность работы психолога в любой сфере – это риск эмоционального выгорания.

 

Если изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет  — это период наиболее активного  развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.

Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное  формирование специальных способностей в связи с профессионализацией  — с другой, выделяют этот возраст  в качестве центрального периода  становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений. 
В исследованиях, посвященных личности студента, показывается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности. 
 
Студенческий возраст характеризуется и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.

 
Время учебы в вузе совпадает  со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт — процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.О. Кон, В.Т. Лисовский, З.Ф. Есарева и др.[2]

 Характерной чертой  нравственного развития в этом  возрасте является усиление сознательных  мотивов поведения. Заметно укрепляются  качества, такие как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность,  инициатива, умение владеть собой.  Повышается интерес к моральным  проблемам (цели, образу жизни,  долгу, любви, верности и др.) 
 
Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет — это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Юность — пора самоанализа  и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «я»  с реальным. Но «идеальное Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.

 

 

 

 

Вывод по главе 1:

Таким образом, поздняя юность (18-25 лет) характеризуется зрелостью  в умственном, нравственном отношении; убежденностью, сложившимся мировоззрением; чувством нового, смелостью, решительностью. Молодой человек способен к увлечениям, оптимист, самостоятелен, прямолинеен, критичен и самокритичен. Самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью. Возможно скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения. Сохраняется максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших. В поздней юности идет неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком. Поздняя юность – это пик интеллектуальных и познавательных возможностей. Принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни, выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере – все это надо успеть совершить в этот период жизни .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей личности студентов-психологов 1 курса

2.1 Объект исследования и методика исследования

Объект исследования: студенты 1 курса педагоги-психологи

Методика исследования: тест – опросник Айзенка

Один из самых известных  тестов был разработан английским психологом Г.Айзенком. На его создание ушло несколько десятков лет. Сегодня в мире насчитывается несколько тысяч исследований, посвященных адаптации и использованию этого опросника. Его описание представлено во всех руководствах по психометрике и психологии личности.  
Вам предлагается 57 вопросов об особенностях вашего поведения и ваших чувств.

Тест Айзенка призван определить к какому типу темперамента Вы относитесь. Оценка производится по двум факторам Экстраверсия-Интраверсия и Невротизм.

Принято считать, что Экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость.

Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

Второй фактор - Невротизм - описывает некоторое свойство состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует "шкалу", на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине.

 

 

                                                                                                                                Таблица1

Результаты по шкале скрытность—откровенность (искренность) представлены в таблице 1.

                                Кол-во человек

1.Окровенны

                                   70%

2.Ситуативны

                                  30%


 

На основании этой таблицы мы видим, что 70% испытуемых были откровенны,  а 30% ситуативны т.о.70% испытуемых при ответе на вопросы говорили правду, а 30% в зависимости от ситуации.

 

 

Наиболее наглядно результаты по шкале  скрытность – откровенность ( искренность ) представлены на рис.1. Исходя из этой гистограммы мы видим, что большая часть испытуемых при ответе на вопросы были откровенны.

 

Рис1.

 

                         

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                              

                                                                                                                                                                                                                                                                   Результаты по шкале интроверсия—экстраверсия представлены в таблице 2.                                                                                                                                                  

 

                                                                                                                             Таблица 2  

Название

Кол-во человек в %

Амбиверт

                                              30%

Экстраверт 

                                               70%


 

На основании этой таблицы мы видим, что 30% испытуемых амбиверты а оставшиеся 70% экстраверты, т.о. 70% испытуемых активные, общительные, инициативные и эмоциональные люди.30% испытуемых присущи черты экстра- и интроверсии. Иногда лицам, для уточнения этого показателя рекомендуется дополнительное обследование с использованием других тестов.

 

Наиболее наглядно результаты по таблице 2 представлены на рис.1. Исходя из этой гистограммы мы видим , что большая часть испытуемых экстраверты.

 

Рис. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты  по шкале эмоциональная устойчивость—неустойчивость   представлены в таблице 3                                                              

 

 

                                                                                                               Таблица 3

 

Название

Кол-во человек в %

Эмоционально устойчивы

                                                70%

Эмоционально нестабильны

                                                30%


 

 

На основании этой таблицы мы видим ,что 70% испытуемых эмоционально устойчивы, а 30% испытуемых эмоционально нестабильны, т.о. 70% испытуемых люди, несклонные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, вызывают доверие, склонны к лидерству. А 30% испытуемых чувствительны, эмоциональны, тревожны, склонны болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.

 

 

Наиболее наглядно результаты по таблице 3 представлены на рис.3. Исходя из этой гистограммы мы видим , большая часть испытуемых эмоционально устойчивы.

Рис3.

 

 

Вывод по главе 2:

Таким образом, в ходе эмпирического  исследования мы можем сделать вывод:

1.70% испытуемых при ответе на  вопросы были откровенны, т.о.  говорили правду.30% испытуемых при  ответе на вопросы были ситуативны т.о.  отвечали в зависимости от вопроса.

2.30% испытуемых  амбиверты, т.о. они общительны, активны , инициативные и эмоциональные люди.30% испытуемых экстраверты т.о. им присущи черты экстра- и интроверсии.

3.70% испытуемых эмоционально устойчивы  т.о. люди, несклонные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, вызывают доверие, склонны к лидерству. А 30% испытуемых эмоционально нестабильны, т.о. они чувствительны, эмоциональны, тревожны, склонны болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 
Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются основными в практике работы современного высшего учебного заведения. Это связано с тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, осуществляется процесс  самоопределения молодежи в жизни, формируются его жизненная и  мировоззренческая позиции, осваиваются  индивидуализированные способы  и приемы деятельности, поведения  и общения. Данный период является решающим в жизни студента: будет ли он работать по выбранной профессии  или нет.

На основании полученного  исследования по тесту Айзенка были сделаны следующие выводы.

Студенты педагоги-психологи 1 курса характеризуются следующими личностными особенностями.

Выявленные особенности  личностного развития становления  студентов-психологов и их динамика в ходе обучения в вузе могут являться основой для разработки методического  инструментария при проведении профессионально-ориентированного собеседования .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Исследование личностных особенностей студентов 1 курса