Исследование межкультурных конфликтов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование способов разрешения межкультурных конфликтов.
Были поставлены следующие задачи:
- дать определение конфликта;
- указать основные причины конфликтов, в том числе межкультурных конфликтов;
- предложить способы разрешения межкультурных конфликтов;
- рассмотреть развитие межкультурных конфликтов на примере России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1.Понятие конфликта…………………………………………………………..6
1.1 Определение и причины конфликтов……………………………………..6
1.2 Способы урегулирования конфликтов…………………………………..12
2. Исследование межкультурных конфликтов в России…………………...16
Заключение………………………………………………………………….…27
Список используемой литературы………………………………………...…29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 48.62 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...3

1.Понятие  конфликта…………………………………………………………..6

1.1 Определение и причины конфликтов……………………………………..6

1.2 Способы  урегулирования конфликтов…………………………………..12

2. Исследование  межкультурных конфликтов в России…………………...16

Заключение………………………………………………………………….…27

Список используемой литературы………………………………………...…29

Приложение А…………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Глобальные изменения в политике, экономике, культуре, которые сопровождаются одновременно сближением и разобщением культур и народов, привели к возникновению многочисленных межэтнических и межконфессиональных конфликтов и остро поставили перед мировым сообществом задачу обеспечения устойчивого развития. Эта задача требует научного осмысления процессов развития в различных сферах общественной жизни как связанных между собой и обусловливающих становящееся единство человечества.

     В последние годы социальные, политические и экономические потрясения мирового масштаба привели к небывалой миграции народов, их переселению, расселению, столкновению, смешению, что, разумеется, приводит к конфликту культур.

     В то же время научно-технический прогресс и усилия разумной и миролюбивой части человечества открывают все новые возможности, виды и формы общения, главным условием эффективности которых является взаимопонимание, диалог культур, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации.

     Актуальность исследования данной темы очевидна, потому что острота межкультурных конфликтов иногда приводит даже к погромам и войнам. От способов разрешения таких конфликтов зависят порядок и стабильность в огромном регионе. В то же время, подобная проблема обретает чрезвычайную актуальность в развитых странах Европы, в связи с массовой миграцией туда представителей стран «третьего мира». Это проблема турок в Германии, мусульман во Франции, китайцев и албанцев в Италии. Ряд исследователей говорит даже о гибели или перерождении европейской цивилизации, которая ожидает Европу в результате этих процессов. Естественно, что мигранты не встречают дружелюбного приема у местного населения в силу целого ряда причин: различий в языке, культуре, расовой и национальной принадлежности. Тем более, что количество мигрантов велико до такой степени, что они предпочитают теперь не ассимилироваться. А обитать анклавами, изолированными от местного населения, что тоже является потенциальным источником межкультурного конфликта.

     Исследуемая нами проблема находится на стыке нескольких наук: этнологии, этнопсихологии, политологии, истории, конфликтологии как отрасли психологии, социологии.

     Проблема межкультурных конфликтов и их разрешения не имеет глубоких традиций научного исследования, потому что она стала остро актуальной лишь в последние 10-15 лет. В основном, исследования по этой теме размещаются в Интернете. Они не всегда носят строго научный характер, потому что это теперь не столько научная проблема, сколько общественная, причем имеющая поистине глобальное значение. Однако мы предпочитаем все-таки оставаться на почве чисто научного подхода, нашим научным методом является объективизм.

      Научная новизна этой работы в том, что политологи, этнологи, этнопсихологи чаще всего исследуют особенности межкультурных конфликтов, причины их возникновения. Мы же стараемся найти способы их урегулирования. Это направление исследований важно потому, что вступление большинства развитых стран мира в эпоху информационного постиндустриального общества неизбежно приведет к большей свободе передвижения, миграции, глобализации экономики. А следовательно, неизбежны контакты представителей различных культур между собой, в том числе, и возникновение конфликтов между ними. Начальную стадию этого процесса мы наблюдаем уже сегодня.

     Целью работы является исследование способов разрешения межкультурных конфликтов.

    Были поставлены следующие задачи:

- дать определение  конфликта; 

- указать  основные причины конфликтов, в  том числе межкультурных конфликтов;

- предложить  способы разрешения межкультурных конфликтов;

- рассмотреть  развитие межкультурных конфликтов  на примере России.

     Для написание курсовой работы были использованы книги Тер-Минасовой С. «Язык и межкультурная коммуникация», Садохина А.П. «Введение в межкультурную коммуникацию», Василик М.А. «Основы теории коммуникации». Данные книги помогли изучить основные понятия, причины и способы урегулирования конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие конфликта

1.1 Определение и причины конфликтов

 

     В современной конфликтологии возникновение конфликтов объясняется самыми разными причинами. В частности, существует точка зрения, согласно которой вражда и предубежденность между людьми извечны и коренятся в самой природе человека, в его инстинктивной «неприязни к различиям». Так, представители социал-дарвинизма утверждают, что законом жизни является борьба за существование, которая наблюдается в животном мире, а в человеческом обществе проявляется в виде различного рода конфликтов, т.е. конфликты для человека так же необходимы, как питание и сон.

     Проведенные специальные исследования  опровергают эту точку зрения, доказываю, что как враждебность  к иностранцам, так и предубеждения  против какой-то конкретной народности, не являются всеобщими. Этот  вывод в полной мере относится  и к конфликтам, носящим межкультурный  характер.

     Диапазон причин возникновения  межкультурных конфликтов (как и  конфликтов вообще) предельно широк: в основе конфликта могут лежать не только недостаточное знание языка и связанное с этим простое непонимание партнера по коммуникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими участниками. Конфликты нельзя рассматривать только как деструктивную сторону процесса коммуникации. Согласно теории позитивного конфликта, конфликты понимаются как неизбежная часть повседневной жизни и не обязательно должны носить дисфункциональный характер.

 

     Существует множество определений  понятий «конфликт». Чаще всего  под конфликтом понимается любой  вид противоборства или несовпадения  интересов. Отметим те аспекты  конфликта, которые, на наш  взгляд, непосредственно связаны  с проблемой межкультурного общения.  Исходя из этого конфликт будет рассматриваться не как столкновение или конкуренция культур, а как нарушение коммуникации.

     Конфликт имеет динамический  характер и возникает в самом  конце ряда событий, которые  развиваются из имеющихся обстоятельств:  положение вещей – возникновение  проблемы – конфликт. Возникновение  конфликта вовсе не означает  прекращения отношений между  коммуникантами; за этим скорее стоит возможность отхода от имеющейся модели коммуникации, а дальнейшее развитие отношений возможно как в позитивном направлении, так и в негативном.

     Межкультурный конфликт возникает  из-за различия в системах ценностей,  традициях, стереотипах. Межкультурный  конфликт может возникнуть в  виде межэтнического или межгосударственного  конфликта.

     Условия межэтнических конфликтов:

• заниженный или завышенный уровень национального  самосознания;

• наличие  в обществе «критической массы» проблем, оказывающих давление на все стороны  национального бытия;

• наличие  политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.

     Виды межгосударственных конфликтов:

• конфликт идеологий;

• конфликт из-за политического господства;

• территориальный  конфликт;

• религиозный  конфликт.

     В межкультурных конфликтах члены  конфликтующих групп воспринимают  друг друга по схеме «Мы-Они». При этом предпочтение отдается негативным сведениям об образе жизни иной культурной группы. Позитивное поведение своей группы (национальное самолюбование) и негативное поведение чужой группы (национальная неприязнь) объясняется внутренними причинами. А, соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняются внешними обстоятельствами.

     В процессе коммуникации с  представителями других культур  причинами напряженности и конфликта  очень часто бывают ошибки  атрибуции. Знание или незнание  культурных особенностей партнеров  играет огромную роль в построении  атрибуций. Обладание такой информацией  позволяет много прояснить относительно  того, что является желательным  и на что накладывается табу  в каждой конкретной культуре.

     Процесс перехода конфликтной  ситуации в конфликт не имеет  исчерпывающего объяснения в  специальной литературе. Так, П.  Куконов полагает, что переход от конфликтной ситуации к собственно конфликту идет через осознание противоречия самими субъектами отношений, т.е. конфликт выступает как «осознанное противоречие». Из этого вытекает важный вывод: носителями конфликтов выступают сами социальные акторы. Только в том случае, когда вы сами для себя определяете ситуацию как конфликтную, можно говорить о наличии конфликтной коммуникации.

 

     К. Делхес называет три основные причины коммуникационных конфликтов – личные особенности коммуникантов, социальные отношения (межличностные отношения) и организационные отношения.

     К личностным причинам конфликтов  относятся ярко выраженные своенравие  и честолюбие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или готовность к адаптации, подавленная злость, несговорчивость, карьеризм, жажда власти или сильное недоверие. Люди, наделенные такими качествами, часто вызывают конфликты.

     К социальным причинам возникновения  конфликтов относят сильно выраженное  соперничество, недостаточное признание  способностей, недостаточную поддержку  или готовность к компромиссам, противоречащие друг другу цели  и средства для их достижения.

     К организационным причинам конфликтов  относят перегрузку работой, неточные  инструкции, неясные компетенции  или ответственность, противоречащие  друг другу цели, постоянные изменения  правил и предписаний для отдельных  участников коммуникации, глубокие  изменения или переструктуризацию укоренившихся позиций и ролей.

     Возникновение конфликтов наиболее  вероятно среди людей, которые  находятся между собой в достаточно  зависимых отношениях (например, партнеры  по бизнесу, друзья, коллеги, родственники, супруги). Чем теснее эти отношения,  тем вероятнее возникновения  конфликтов; поэтому частота контактов  с другим человеком повышает  возможность возникновения конфликтной  ситуации в отношениях с ним.  Это верно и для формальных, и для неформальных отношений.  Таким образом, в межкультурном  общении причинами коммуникативных  конфликтов могут выступать не  только культурные различия. За  этим часто стоят вопросы власти  или статуса, социальное расслоение, конфликт поколений.

 

     В ситуации межкультурной напряженности  или конфликта наблюдается чрезмерное  акцентирование различий между  противоборствующими сторонами,  которое может принимать форму  противопоставления собственной  этнической группы другой группе.

     Следует сказать, что в реальной  жизни «чисто» межкультурные  конфликты не встречаются. Реальные  отношения предполагают наличие  множества взаимопроникающих конфликтов, и было бы ошибкой считать,  что в основе любого конфликта  между представителями различных  культур лежит незнание культурных  особенностей партнера по коммуникации. Поэтому не стоит питать иллюзий  относительно того, что одно лишь  знание культурных различий является  ключом к разрешению межкультурных  конфликтов, однако всегда следует  учитывать, что возможное нарушение  коммуникации может быть вызвано  неверными атрибуциями коммуникантов.

     Знание (или незнание) культурных  особенностей партнеров играет  огромную роль в построении  атрибуций. Обладание такой информацией  позволяет многое прояснить относительно  того, что является желательным  и на что накладывается табу  в каждой конкретной культуре.

      В культурной антропологии выделяют  несколько видов межкультурных  конфликтов:

 •        между различными этническими  группами и их культурами (например, между армянами и азербайджанцами,  грузинами и осетинами и т.д.);

 •  между  религиозными группами, представителями  различных религий (например, между  католиками и протестантами в  Северной Ирландии, православными и униатами на Западной Украине, суннитами и шиитами в мусульманстве);

 •  между  поколениями и носителями разных  субкультур;

 •  между  традициями и новациями в культуре;

 •  между  различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями (вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок).

      Таким образом, под конфликтом понимается любой вид противоборства или несовпадения интересов, а главной причиной межкультурных конфликтов служат культурные различия между народами, которые могут принимать форму противоречия или даже открытого столкновения. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой довольно пестрое явление, то в нем вполне естественно возникают очаги напряжения и конфликты между различными системами норм и ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Способы урегулирования конфликтов

Информация о работе Исследование межкультурных конфликтов в России