Исследование межкультурных конфликтов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование способов разрешения межкультурных конфликтов.
Были поставлены следующие задачи:
- дать определение конфликта;
- указать основные причины конфликтов, в том числе межкультурных конфликтов;
- предложить способы разрешения межкультурных конфликтов;
- рассмотреть развитие межкультурных конфликтов на примере России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1.Понятие конфликта…………………………………………………………..6
1.1 Определение и причины конфликтов……………………………………..6
1.2 Способы урегулирования конфликтов…………………………………..12
2. Исследование межкультурных конфликтов в России…………………...16
Заключение………………………………………………………………….…27
Список используемой литературы………………………………………...…29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 48.62 Кб (Скачать файл)

 

    Современная конфликтология утверждает, что любой конфликт можно урегулировать или значительно ослабить, если сознательно придерживаться одного из пяти стилей поведения:

     Соревнование – «прав тот,  кто сильнее» - активный, не стремящийся  к сотрудничеству стиль. Эта  манера поведения необходимы  в такой ситуации, когда одни  из сторон с большим рвением  добивается своих целей и стремится  действовать в своих интересах  независимо от того, какое воздействие  это оказывает на других. Подобный  способ разрешения конфликта,  сопровождаемый созданием ситуации  «победа - поражение», использованием  соперничества и игры с позиции  силы для достижения своих  целей, сводится к подчинению  одной стороны другой;

     Сотрудничество – «давайте решим  это вместе» - активный, стремящийся  к сотрудничеству стиль. В данной  ситуации обе стороны конфликта  стремятся к достижению своих  целей. Подобная манера поведения  характеризуется стремлением решить  проблему, выяснить разногласия,  обменяться информацией, видеть  в конфликте стимул к конструктивным  решениям, выходящим за рамки  данной конфликтной ситуации. Поскольку  выходом из конфликта считается  нахождение решения, выгодного  обеим сторонам, такая стратегия  часто называется подходом «победа  – победа»;

     Уход от конфликта – «оставьте  меня в покое» - пассивный и  не стремящийся к сотрудничеству  стиль. Одна из сторон может  признавать, что конфликт имеет  место, но ведет себя так,  чтобы избежать конфликта или  заглушить его. Такой участник  конфликта надеется, что он разрешится  сам собой. Поэтому разрешение  конфликтной ситуации постоянно  откладывается, используются различные полумеры, чтобы заглушить конфликт, или скрытые меры, позволяющие избежать более острой конфронтации;

     Уступчивость – «только после  вас» - пассивный, стремящийся к  сотрудничеству стиль. В отдельных  случаях какая-либо из сторон конфликта может попытаться умиротворить другую сторону и поставить ее интересы выше собственных. Подобное стремление успокоить другого предполагает уступчивость, подчинение и податливость;

     Компромисс – «давайте пойдем  друг другу навстречу» - при этой  манере поведения обе стороны  конфликта идут на взаимные  уступки, частично отказываясь  от своих требований. В этом  случае никто не побеждает  и никто не проигрывает. Подобный  выход из конфликта предваряют  переговоры, поиски вариантов и  путей к взаимовыгодным соглашениям.

     Наряду с применением того  или много стиля разрешения  конфликта слудет пользоваться следующими приемами и правилами:

Не спорить  по мелочам;

Не спорить  с тем, с кем спорить бесполезно;

Стремиться  обходиться без резкостей и категоричности;

Стараться не победить, а найти истину;

Признавать  свою неправоту;

Не быть мстительным;

Использовать  юмор, если это уместно.

     Как и любой другой аспект  межкультурной коммуникации, стиль  разрешения конфликтов определяется  особенностями культур участников  конфликта.

     Межкультурные конфликты являются  неизбежной частью межкультурной  коммуникации и интеракции. Культурные  различия приводят к тому, что  участники интеракции не могут  всегда полностью понимать друг  друга и передавать намеченные  ими сообщения должным образом.  Некоторое непонимание будет  обязательно иметь место на  протяжении всего межкультурного  обмена, особенно если он достаточно  длителен. Даже когда непонимания  не возникает, нам часто приходится  поступаться своим самолюбием  или игнорировать мелкие особенности  в действиях представителя другой  культуры, которые вызывают у  нас раздражение, даже когда  никто не собирается нас оскорблять. Способность разрешить этот неизбежный  конфликт продуктивным и эффективным  способом очень важна для выстраивания  успешных межкультурных отношений  через коммуникацию. Как же можно  достичь этой цели? Одним из  приемов будет хорошее знакомство  с другой культурой, которое  подразумевает фиксацию культурных  сходств и различий и создание  собственного «культурного словаря», к которому можно было бы  обращаться в любое время. Это  чрезвычайно трудная задача, поскольку  о культуре придется узнать  очень многое. Однако этот подход имеет свои достоинства, и многие люди действительно создают в своей памяти подобные альманахи о небольшом количестве культур, с которыми они близко познакомились во время путешествий, деловых встреч, программ обмена и т. д. Но ни один из нас не способен создать такой культурный словарь для всех культур и людей, с которыми мы может контактировать в своей жизни, а многие из нас не имеют возможности стать культурно осведомленными подобным образом.

 

     Например, одной из главных норм  делового сотрудничества в Японии  является практика переговоров  при решении различных сложных  вопросов (на основе устной договоренности  сторон). Американцы же не могут  себе представить, как можно  сесть за стол и спокойно  разговаривать с партнером, который  не выполняет своих обязательств. Значительные культурные различия  можно наблюдать в методах  разрешения конфликта между китайскими  и британскими менеджерами: китайцы  предпочитают более пассивные  стили поведения типа «компромисс»  или «уступчивость», а британцам  более свойственны активные стили  типа «сотрудничество» или «соревнование». Приверженность китайцев объясняется  из стремлением к гармонии и «сохранению лица». Взаимоотношения людей в китайском обществе основываются на осознании, что человек существует только как часть семьи или клана. Это требует от индивида уважения к общественной иерархии. Необходимость проявления почтительности к старшим ориентирует китайцев на подчинение власти и подавление агрессии. Идея гармонии побуждает их всегда искать золотую середину и учит достижению равновесия путем контроля над эмоциями. И, наконец, понятие «лицо» воспитывает у китайцев умение сохранять самообладание, не терять чувства собственного достоинства и не создавать ситуации, ведущие к «потере лица» другими людьми.

     Таким образом, стиль разрешения конфликтов определяется особенностями культур участников конфликта. Чтобы урегулировать или значительно ослабить конфликт необходимо придерживаться одного из пяти стилей поведения: соревнование, сотрудничество, уход от конфликта, уступчивость, компромисс, а наиболее приемлемой формой урегулирования межкультурных конфликтов является достижение баланса интересов между сторонами, что позволяет в конечном счете устранить саму причину конфликта.

 

2. Исследование межкультурных конфликтов  в России

 

     Одной из основных причин обострения межнациональных отношений и возникновения этносоциальных конфликтов у нас стал кризис всех структур власти в СССР и использование национальных интересов коррумпированными группами в бывших союзных республиках, перенос социального недовольства в сферу межнациональных отношений. Нельзя не видеть также и роль искусственно разжигаемой религиозной нетерпимости.

     Для таких конфликтов характерны определенный уровень организованности действий наряду с массовыми беспорядками, сепаратистскими выступлениями вплоть до гражданской войны. Поскольку они возникают в многонациональных государствах, любой внутренний конфликт в них неизбежно приобретает политический характер. Поэтому порой бывает трудно провести четкую грань между социальным, политическим и межнациональным кон­фликтом. Этнический конфликт может выражаться в различных формах, начиная с нетерпимости и дискриминации на межличностном уровне и кончая массовыми выступлениями за отделение от государства, вооруженными столкновениями, войной за национальное освобождение. Так развивались события в Нагорном Карабахе, Чеченской республике, Молдавии, Грузии после распада СССР.

     Конфликтная ситуация в странах, образованных на территории бывшего СССР, обусловлена многими причинами, давними и сегодняшними, политическими (централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов), экономическими (экономический кризис, безработица, обнищание), социально-психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей), территориальными и другими.

     При возникновении межнационального конфликта внутри одного государства, судя по горькому опыту стран, образованных на территории бывшего СССР, есть два варианта поведения официальных властей. Первый: власти, сохраняя равновесие, остаются над конфликтом, пытаясь допустимыми силами и средствами потушить возникший конфликт, как это, например, делалось, хотя и не без ошибок, российскими властями в конфликте между североосетинами и ингушами. Второй: власти сами втягиваются в конфликт, выступая за сохранение территориальной целостности страны или на стороне титульного народа, как это наблюдалось в Азербайджане в конфликте между азербайджанцами и армянами, в Грузии - в конфликте между грузинами и югоосетинами, между грузинами и абхазами, или в Молдове в конфликте молдаван с русскоязычным населением (Молдовы с Приднестровьем). В аналогичные ситуации в конечном счете втягивались и российские власти в Чечне.

     Это ярко проявилось на Северном Кавказе, особенно в осетино-ингушском конфликте, когда в результате действий национал - экстремистских элементов пролилась кровь, с обеих сторон имеются жертвы и разрушения, появились беженцы и заложники. В сложном положении российские власти вынуждены были пойти на применение силовых методов для создания необходимых условий с целью локализации конфликта и его преодоления. Но этот вынужденный шаг усилил негативное отношение к Центру, рост антирусских настроений. Кстати, подавляющее число респондентов (30 - 40%) повсеместно оценили миротворческие попытки руководства страны как запаздывающие и не способствующие предупреждению столкновений конфликтующих.

     Разгорающиеся и тлеющие очаги межнациональной конфронтации в южных оконечностях нашего Отечества создают серьезную опасность ее расширения и распространения вглубь. Ощущение нестабильности социального климата повышает тревожность массового сознания, делает население восприимчивым к разного вида ‘фобиям’ , страху за завтрашний день, порождает стремление избавиться от ‘чужих’ или во всяком случае ограничить их права в надежде обеспечить себе безопасность и благополучие.

     Серьезным барьером для удержания конфликта в латентной стадии является отсутствие соответствующих групп, пытающихся решить межнациональные противоречия насильственным путем. В таких случаях стороны воздерживаются от эксцессов, могущих послужить серьезными поводами для насилия. Аналогичные формы латентного межнационального конфликта пока наблюдаются в Эстонии, Латвии и Казахстане между титульными нациями и русскоязычным  населением, которое сохраняет цивилизованное поведение в условиях постоянного попрания их прав националистически настроенными властями.

     Конфликтные люди (группы) в таких случаях всегда находятся. Стремящиеся к власти и собственности национал политические силы ловко используют стихийное недовольство. Подогревая его, они выставляют себя защитниками нации. И хотя давно известно, что национализм и этнократизм  иррациональны, деструктивны, бесперспективны и разрушительны, взбунтовавшемуся народу они, как правило, таковыми не кажутся. Наоборот, именно этнократизм и национализм становятся самой понятной, самой близкой и объединяющей идеологией. Единство языка, обычаев, традиций, веры сплачивает людей с полуслова, с полудвижения.

     Коммунистическая идеология, опирающаяся на репрессии, удерживала национальные конфликты на уровне единичных проявлений. Ветер свободы, подувший в период перестройки, хотя и предполагал перемены к лучшему, но одновременно явился значительным условием межнациональной нестабильности. Поэтому первые проявления демократии, рыночной экономики и суверенизации стали залогом формирования националистических, авантюристических, экстремистских, криминальных и коррумпированных сил.

     Таким образом, национальная политика, проводимая в многонациональном СССР и продолжаемая ныне в России (путем создания неравноправных субъектов федерации) и других странах постсоветского пространства, сформулированная еще Лениным с помощью формального принципа “право наций на самоопределение”, разрушила старороссийскую национально-территориальную систему и поставила во главу угла не человека с его неотъемлемыми правами и законными, в том числе национальными интересами, а отдельные нации с их особыми правами и особыми национально-властно-территориальными притязаниями, реализуемыми в ущерб другим народам, нередко веками проживающим на той же территории, в ущерб общепризнанным правам человека. Национально - культурная автономия, принятая во всем мире и позволяющая без причинения ущерба другим народам удовлетворять свои национально - культурные потребности в едином общеправовом пространстве, была отвергнута большевиками, скорее всего, неслучайно, ибо при таком решении вопроса труднее было управлять страной.

     Вышеизложенное позволяет не только понять основные тенденции нашего национального бытия, его вероятные перспективы, но и сделать некоторые общие выводы, сформулировать конкретные предложения, касающиеся межнациональной консолидации россиян, укрепления государственности и единства России:

-   Общий рост недовольства существующим положением (социально-экономическим в первую очередь) выступает как мощный ускоритель форм    ‘ протестного реагирования’ в различных областях общественной практике, в том числе и национальных взаимосвязях. Неудачи и провалы экономического реформирования усиливают неприятие проводимой Центром политики и обуславливают низкий рейтинг принимаемых правительством решений. Это стимулирует в конечном счете центробежные процессы, национальный и региональный сепаратизм, создающий угрозу единству и целостности российского национального федеративного государства.

-     Явственно ощущается необходимость  разработки научной теории гармонизации  национальных отношений и соответствующей  ей программы жизнедеятельности  общества на переходный период  и отдаленную перспективу. Фундамент  концептуального подхода должны  составить идеи национального  центризма(избавление от крайностей в национальном вопросе во всех его аспектах) и демократического федерализма(обеспечение всем национально- и административно-территориальным единицам подлинного равноправия).

-     Программа практических действий  обязана исходить из юридического  и практического соблюдения национальных  и региональных интересов каждого  субъекта Федерации. Лишь благодаря  этому может быть преодолена  асимметричность нынешнего федеративного  устройства. Особое значение приобретают  согласование и разграничение полномочий по линиям: Центр - республики, Центр - регионы (края, области, города), а также освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями, регионами с учетом опыта стран, входящих в СНГ, других европейских государств.

Информация о работе Исследование межкультурных конфликтов в России