Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:14, курсовая работа
Целью работы является исследование способов разрешения межкультурных конфликтов.
Были поставлены следующие задачи:
- дать определение конфликта;
- указать основные причины конфликтов, в том числе межкультурных конфликтов;
- предложить способы разрешения межкультурных конфликтов;
- рассмотреть развитие межкультурных конфликтов на примере России.
Введение………………………………………………………………………...3
1.Понятие конфликта…………………………………………………………..6
1.1 Определение и причины конфликтов……………………………………..6
1.2 Способы урегулирования конфликтов…………………………………..12
2. Исследование межкультурных конфликтов в России…………………...16
Заключение………………………………………………………………….…27
Список используемой литературы………………………………………...…29
Современная конфликтология утверждает, что любой конфликт можно урегулировать или значительно ослабить, если сознательно придерживаться одного из пяти стилей поведения:
Соревнование – «прав тот,
кто сильнее» - активный, не стремящийся
к сотрудничеству стиль. Эта
манера поведения необходимы
в такой ситуации, когда одни
из сторон с большим рвением
добивается своих целей и
Сотрудничество – «давайте
Уход от конфликта – «оставьте
меня в покое» - пассивный и
не стремящийся к
Уступчивость – «только после
вас» - пассивный, стремящийся к
сотрудничеству стиль. В
Компромисс – «давайте пойдем
друг другу навстречу» - при этой
манере поведения обе стороны
конфликта идут на взаимные
уступки, частично отказываясь
от своих требований. В этом
случае никто не побеждает
и никто не проигрывает.
Наряду с применением того или много стиля разрешения конфликта слудет пользоваться следующими приемами и правилами:
Не спорить по мелочам;
Не спорить с тем, с кем спорить бесполезно;
Стремиться обходиться без резкостей и категоричности;
Стараться не победить, а найти истину;
Признавать свою неправоту;
Не быть мстительным;
Использовать юмор, если это уместно.
Как и любой другой аспект
межкультурной коммуникации, стиль
разрешения конфликтов
Межкультурные конфликты
Например, одной из главных норм
делового сотрудничества в
Таким образом, стиль разрешения конфликтов определяется особенностями культур участников конфликта. Чтобы урегулировать или значительно ослабить конфликт необходимо придерживаться одного из пяти стилей поведения: соревнование, сотрудничество, уход от конфликта, уступчивость, компромисс, а наиболее приемлемой формой урегулирования межкультурных конфликтов является достижение баланса интересов между сторонами, что позволяет в конечном счете устранить саму причину конфликта.
2. Исследование межкультурных
Одной из основных причин обострения межнациональных отношений и возникновения этносоциальных конфликтов у нас стал кризис всех структур власти в СССР и использование национальных интересов коррумпированными группами в бывших союзных республиках, перенос социального недовольства в сферу межнациональных отношений. Нельзя не видеть также и роль искусственно разжигаемой религиозной нетерпимости.
Для таких конфликтов характерны определенный уровень организованности действий наряду с массовыми беспорядками, сепаратистскими выступлениями вплоть до гражданской войны. Поскольку они возникают в многонациональных государствах, любой внутренний конфликт в них неизбежно приобретает политический характер. Поэтому порой бывает трудно провести четкую грань между социальным, политическим и межнациональным конфликтом. Этнический конфликт может выражаться в различных формах, начиная с нетерпимости и дискриминации на межличностном уровне и кончая массовыми выступлениями за отделение от государства, вооруженными столкновениями, войной за национальное освобождение. Так развивались события в Нагорном Карабахе, Чеченской республике, Молдавии, Грузии после распада СССР.
Конфликтная ситуация в странах, образованных на территории бывшего СССР, обусловлена многими причинами, давними и сегодняшними, политическими (централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов), экономическими (экономический кризис, безработица, обнищание), социально-психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей), территориальными и другими.
При возникновении межнационального конфликта внутри одного государства, судя по горькому опыту стран, образованных на территории бывшего СССР, есть два варианта поведения официальных властей. Первый: власти, сохраняя равновесие, остаются над конфликтом, пытаясь допустимыми силами и средствами потушить возникший конфликт, как это, например, делалось, хотя и не без ошибок, российскими властями в конфликте между североосетинами и ингушами. Второй: власти сами втягиваются в конфликт, выступая за сохранение территориальной целостности страны или на стороне титульного народа, как это наблюдалось в Азербайджане в конфликте между азербайджанцами и армянами, в Грузии - в конфликте между грузинами и югоосетинами, между грузинами и абхазами, или в Молдове в конфликте молдаван с русскоязычным населением (Молдовы с Приднестровьем). В аналогичные ситуации в конечном счете втягивались и российские власти в Чечне.
Это ярко проявилось на Северном Кавказе, особенно в осетино-ингушском конфликте, когда в результате действий национал - экстремистских элементов пролилась кровь, с обеих сторон имеются жертвы и разрушения, появились беженцы и заложники. В сложном положении российские власти вынуждены были пойти на применение силовых методов для создания необходимых условий с целью локализации конфликта и его преодоления. Но этот вынужденный шаг усилил негативное отношение к Центру, рост антирусских настроений. Кстати, подавляющее число респондентов (30 - 40%) повсеместно оценили миротворческие попытки руководства страны как запаздывающие и не способствующие предупреждению столкновений конфликтующих.
Разгорающиеся и тлеющие очаги межнациональной конфронтации в южных оконечностях нашего Отечества создают серьезную опасность ее расширения и распространения вглубь. Ощущение нестабильности социального климата повышает тревожность массового сознания, делает население восприимчивым к разного вида ‘фобиям’ , страху за завтрашний день, порождает стремление избавиться от ‘чужих’ или во всяком случае ограничить их права в надежде обеспечить себе безопасность и благополучие.
Серьезным барьером для удержания конфликта в латентной стадии является отсутствие соответствующих групп, пытающихся решить межнациональные противоречия насильственным путем. В таких случаях стороны воздерживаются от эксцессов, могущих послужить серьезными поводами для насилия. Аналогичные формы латентного межнационального конфликта пока наблюдаются в Эстонии, Латвии и Казахстане между титульными нациями и русскоязычным населением, которое сохраняет цивилизованное поведение в условиях постоянного попрания их прав националистически настроенными властями.
Конфликтные люди (группы) в таких случаях всегда находятся. Стремящиеся к власти и собственности национал политические силы ловко используют стихийное недовольство. Подогревая его, они выставляют себя защитниками нации. И хотя давно известно, что национализм и этнократизм иррациональны, деструктивны, бесперспективны и разрушительны, взбунтовавшемуся народу они, как правило, таковыми не кажутся. Наоборот, именно этнократизм и национализм становятся самой понятной, самой близкой и объединяющей идеологией. Единство языка, обычаев, традиций, веры сплачивает людей с полуслова, с полудвижения.
Коммунистическая идеология, опирающаяся на репрессии, удерживала национальные конфликты на уровне единичных проявлений. Ветер свободы, подувший в период перестройки, хотя и предполагал перемены к лучшему, но одновременно явился значительным условием межнациональной нестабильности. Поэтому первые проявления демократии, рыночной экономики и суверенизации стали залогом формирования националистических, авантюристических, экстремистских, криминальных и коррумпированных сил.
Таким образом, национальная политика,
проводимая в многонациональном СССР
и продолжаемая ныне в России (путем создания
неравноправных субъектов федерации)
и других странах постсоветского пространства,
сформулированная еще Лениным с помощью
формального принципа “право наций на
самоопределение”, разрушила старороссийскую
национально-территориальную систему
и поставила во главу угла не человека
с его неотъемлемыми правами и законными,
в том числе национальными интересами,
а отдельные нации с их особыми правами
и особыми национально-властно-
Вышеизложенное позволяет не только понять основные тенденции нашего национального бытия, его вероятные перспективы, но и сделать некоторые общие выводы, сформулировать конкретные предложения, касающиеся межнациональной консолидации россиян, укрепления государственности и единства России:
- Общий рост недовольства существующим положением (социально-экономическим в первую очередь) выступает как мощный ускоритель форм ‘ протестного реагирования’ в различных областях общественной практике, в том числе и национальных взаимосвязях. Неудачи и провалы экономического реформирования усиливают неприятие проводимой Центром политики и обуславливают низкий рейтинг принимаемых правительством решений. Это стимулирует в конечном счете центробежные процессы, национальный и региональный сепаратизм, создающий угрозу единству и целостности российского национального федеративного государства.
-
Явственно ощущается
-
Программа практических
Информация о работе Исследование межкультурных конфликтов в России