Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 19:31, курсовая работа
Цель работы: исследование мотивов учебной деятельности младших школьников и методы коррекции направленные на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
на основе теоретического анализа научной литературы выделить особенности мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста;
охарактеризовать мотивы учения младших школьников и их формирование;
Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………..7
1. Теоретические основы мотивации учебной деятельности……………….7
1.1. Психологические характеристики отдельных сторон и мотивационной сферы учения…………………………………………………………………………….7
1.2. Мотивы учения младших школьников и их формирование……………..9
1.2.1. Понятие о мотивах учебной деятельности и их классификация…….9
1.2.2. Широкие социальные мотивы…………………………………………..12
1.2.3. Роль целей в мотивации учения………………………………………...14
1.2.4. Отметка в мотивации учения младшего школьника…………………..14
1.2.5. Познавательная потребность и мотивы учения………………………15
1.2.6. Мотивы, связанные с содержанием учения………………………….16
1.2.7. Мотивы, связанные с процессом учения……………………………..18
2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов…………………………………………………………………………………..20
2.1. Методы исследования учебной мотивации младших школьников….20
2.2. Формирование мотивационной сферы учащихся на уроках…………26
Заключение……………………………………………………………………….35
Глоссарий………………………………………………………………………...39
Список использованных источников…………………………………………..
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
1. Теоретические основы
1.1. Психологические
1.2. Мотивы учения младших
1.2.1. Понятие о мотивах учебной
деятельности и их
1.2.2. Широкие социальные мотивы……………
1.2.3. Роль целей в мотивации учения………………………………………...14
1.2.4. Отметка в мотивации учения младшего школьника…………………..14
1.2.5. Познавательная потребность и мотивы учения………………………15
1.2.6. Мотивы, связанные с содержанием учения………………………….16
1.2.7. Мотивы, связанные с процессом учения……………………………..18
2. Исследование мотивов учебной
деятельности учащихся
2.1. Методы исследования учебной
мотивации младших школьников….
2.2. Формирование мотивационной
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных
Приложения……………………………………………………
Многие ученики имеют проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Для того, чтобы бороться с этим, необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения.
Дети, обучающиеся в школе, не только разные по характеру и поведению, но и по уровню умственного и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть дети в школе, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы. Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и замедляет процесс усвоения знаний. Таким образом, чувство постоянной неудачи приводит ребенка к потере интереса к обучению. (1)
Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути улучшения успеваемости учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из определенных психологических и педагогических предпосылок, сделать учебный материал удобным для глубокого и успешного усвоения учащимися. Методические исследования, направленные на поиск форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся. Одной из целей этих усилий является формирование стабильных познавательных интересов у школьников. В связи с этим, уровень учебной мотивации рассматривается в качестве одного из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения.
Причин нежелания учиться много. Можно ли в сложившихся условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания? В изучении системной диагностики одним из способов повышения качества обучения является изучение мотивации и ее эффективной роли в познавательной деятельности. (4).
Мотив – материальный или реальный предмет, который направляет и побуждает на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Источником побудительной силы мотива выступают потребности. Деятельность всегда имеет мотив. Чем полнее и точнее человек осознает свои мотивы, тем сильнее его власть над собственными поступками.
Мотивация, в свою очередь, представляет собой набор психологических причин, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного влияния и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга. Результатом этого является реально наблюдаемое поведение.
Мотивация объясняет направленность действий, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели. (15).
Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной ситуации. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, что приводит к снижению базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния). Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика (3).
Мотивационная составляющая личности достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики, как мотивация, и построения методики ее диагностики представляется важным, на наш взгляд. Мы исходим из того, что методика изучения учебной мотивации у учащихся должна быть компактной и могла использоваться для диагностики.
Информационной базой для написания данной работы является учебная, научная литература в области педагогики, психологии, методические пособия, периодические издания, данные интернет ресурсов.
Объектом исследования является мотивация и мотивы учебной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования мотивации учения младших школьников.
Гипотеза: развитие мотивационной сферы детей младшего школьного возраста будет обеспечено в том случае, если система их обучения будет построена на основе психологических закономерностей и принципов развития и соответствовать познавательным потребностям и возможностям детей, их личностному своеобразию.
Цель работы: исследование мотивов учебной деятельности младших школьников и методы коррекции направленные на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
Методы исследования:
- изучение психолого-
- наблюдение за деятельностью мл
- опытно-экспериментальная
База исследования школа-гимназия г. Севастополя.
1. Теоретические
основы мотивации учебной
1.1. Психологические
Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.
Поэтому учитель должен поставить перед собой задачу, – какие именно характеристики мотивации необходимо формировать для возникновения нового – сознательного и целенаправленного отношения ученика к внутренним сторонам учения как социально значимой деятельности, к содержанию своего учебного труда.(6)
Итак, рассмотрим структуру мотивационной сферы обучения школьников, то есть, того, что определяет, побуждает учебную активность ребенка.
Каждое действие начинается с потребностей. Потребность – это направленность активности ребенка, психическое состояние, что создает предпосылку деятельности. Одна и та же потребность может быть удовлетворена различными способами. Но без нее не пробуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.
Любому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая ненасыщаемую познавательную потребность. На нее учитель должен, в первую очередь, опереться, актуализировать ее, сделать более четкой осознанной у большинства учащихся. Необходимо и обеспечить переход от потребностей к деятельности. В одних случаях познавательная потребность может удовлетворяться уже получением хороших отметок, в других – при правильно организованной учебной деятельности, способы выполняемых действий. В процессе учебной деятельности появляются и социальные установки учения – потребность включения в социально значимую практику, отдачи обществу, другому человеку, потребность самосовершенствования и т.д.
Еще один важный аспект мотивационной сферы – мотив, то есть направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, на прямую связано с объективными характеристиками предмета, к которому направлено действие. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны образовательного процесса. На самом деле это включает в себя ориентацию учащихся на приобретение знаний, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Другими словами, учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами. (8)
Особенность мотива как одной из сторон мотивационной сферы состоит в том, что он прямо связан со смыслом, личностной значимостью этой деятельности: если изменяется мотив, ради которого школьник учится, то это принципиально перестраивает и смысл всей его образовательной деятельности, и наоборот.
Но появление мотивов учения недостаточное условие для эффективной деятельности обучения, если у школьника не сформировано умение ставить самостоятельные цели в учебной работе. Цель – это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для того, чтобы реализовать учебный мотив, например, освоить приемы самообразования, необходимо поставить и выполнить много промежуточных целей в учебном труде: научиться видеть отдельные результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки и т.д. кроме того, это необходимо, чтобы учащиеся учились осознавать цели своих действий и соотносить их с мотивами учебной деятельности, в которую эти действия включены; учебная цель может оставаться неизменной (например, овладение приемами самообразования), а смысл учебной деятельности будет меняться в зависимости от ее мотива (стать всесторонне развитым человеком, поступать в вуз и т.д.).
Существует еще один аспкт мотивационной сферы учебной деятельности, о которой часто говорят в школе, - интерес к учению. Он тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности и в этом плане есть выражение и проявление состояния других сторон мотивационной сферы – мотивов и целей. В качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность, связь с эмоциональными переживаниями ребенка. Конечно, эта особенность важна, но не она все-таки является главной. Судя по всему, связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых порах возникновения любознательности ученика (в новой теме, в новом учебном предмете), но для поддержания стабильности интереса необходима сформированность учебной деятельности, а также связанны с ней способности к самостоятельной постановке учебных целей и их разрешению. (5)
Мы остановились на особенностях нескольких видов побуждений – потребностей, целей, мотивов и интересов. Главная же направленность мотивационной сферы – мотивы, т.е. направленность активности на предмет.
1.2. Мотивы учения
младших школьников и их
1.2.1. Понятие о мотивах учебной деятельности и их классификация.
В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы так же могут быть разнами. Мотив может быть в том, чтобы научиться решать задачи, или, в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива.
Информация о работе Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов