Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 19:31, курсовая работа
Цель работы: исследование мотивов учебной деятельности младших школьников и методы коррекции направленные на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
на основе теоретического анализа научной литературы выделить особенности мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста;
охарактеризовать мотивы учения младших школьников и их формирование;
Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………..7
1. Теоретические основы мотивации учебной деятельности……………….7
1.1. Психологические характеристики отдельных сторон и мотивационной сферы учения…………………………………………………………………………….7
1.2. Мотивы учения младших школьников и их формирование……………..9
1.2.1. Понятие о мотивах учебной деятельности и их классификация…….9
1.2.2. Широкие социальные мотивы…………………………………………..12
1.2.3. Роль целей в мотивации учения………………………………………...14
1.2.4. Отметка в мотивации учения младшего школьника…………………..14
1.2.5. Познавательная потребность и мотивы учения………………………15
1.2.6. Мотивы, связанные с содержанием учения………………………….16
1.2.7. Мотивы, связанные с процессом учения……………………………..18
2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов…………………………………………………………………………………..20
2.1. Методы исследования учебной мотивации младших школьников….20
2.2. Формирование мотивационной сферы учащихся на уроках…………26
Заключение……………………………………………………………………….35
Глоссарий………………………………………………………………………...39
Список использованных источников…………………………………………..
Интересы младших школьников, как правило, действительно обусловлены занимательностью. Привлекают уроки с игровыми моментами, уроки с преобладанием эмоционального материала.
Но в условиях экспериментального обучения, когда специально обращается внимание на происхождение, смысл, суть явлений, интерес к овладению самим способом действия может проявляться очень ярко. Поэтому другие исследователи (В.В.Давыдов, Д.В.Эльконин, А.К.Марков) считают, что для формирования теоретического познавательного интереса большое значение имеет характер учебной деятельности. Учебная деятельность, по мнению В.В.Давыдова, должна отвечать следующим требованиям:
- объектом усвоения должны быть теоретические понятия;
- процесс усвоения должен
- результатом усвоения должно
быть формирование специальной
учебной деятельности, которая имеет
свою особую структуру и
Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию внутренней мотивации, познавательных интересов.
М.Г.Морозова считает, что интерес к учебному предмету зависит от возможности ученика выделить в своем сознании специфическое содержание данного учебного предмета. Первоклассники такой специфики не видят. Интерес к математике, например, или мотивирован тем, чтобы «хорошо знать деление и умножение», «быстро и правильно считать», суметь решать задачи на различные правила. В такого рода интерес, считает М.Г.Морозова, по существу еще нет ничего специфического. Учащихся здесь привлекает то же, что и в других учебных предметах: овладение конкретными умениями и навыками, знакомство с новым разнообразным содержанием учебного материала, преодоление трудностей, удовлетворение от интеллектуального напряжения. И только в 4 классе ребенок начинает понимать и переживать специфические особенности учебного предмета. Так, математика привлекает детей точностью, строгой последовательностью действий, где от одного действия зависят остальные. Дети начинают замечать логическую последовательность и закономерность математических действий
Необходимо отличать понятия интерес и занимательность. Н.Г.Морозова связывает занимательность с внешней привлекательностью предмета, действия или эффектным его преподнесением. Она считает, что школьники плохо усваивают научное содержание занимательных книг. Это объясняется тем, что занимательность обычно создается приключениями, неожиданными событиями, которые только отвлекают от сути, от научной проблемы. Например, детей привлекали в основном конкретные действия животных, но не знания о них, хотя из книг можно было получить и знания о животных.
Подлинный интерес к познавательному содержанию текста возникал только в тех случаях, когда линия действия персонажей была связана с поиском решения научной проблемы и все события развертывались вокруг этой проблемы. Такая же картина может быть и на уроке: яркие наглядные пособия, эффектное оформление, неожиданные опыты, занятные детали. В результате – эмоции, но нет узнавания нового, т.е. нет познавательного интереса в собственном смысле слова. Это не значит, что занимательность совсем не нужна. Важно только помнить, что неожиданное, броское вызывает любопытство. Желание посмотреть, даже рассмотреть, только с внешней стороны, не вникая в существо вопроса. Любопытство связано с положительными эмоциями, но внимание быстро угасает, если не возбуждается желание пойти дальше, понять, что это такое, как это возникло, какова его природа.
В то же время занимательность нужна на самых первых этапах воспитания интереса, поскольку она «способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого». (10)
1.2.7. Мотивы, связанные с процессом учения
Для работающих с младшими школьниками, особенно важно различать интерес к познанию и интерес к какой-либо деятельности, и каким-либо занятиям. Первоклассник с радостью идет в школу, по собственному побуждению включается в работу на уроке, не хочет прерывать деятельность на уроке. Первоклассник, например, любит читать, писать, рисовать, лепить – это доставляет ему удовольствие. Ребенок проявляет к этому эмоциональное отношение (он заявляет, что ему нравится решать задачи, выполнять упражнения), хотя познавательное отношение может и отсутствовать (его не волнует, почему это понимается так, а не иначе, каким способом лучше, удобнее решить данную задачу и т.п.). В данном случае присутствует только один компонент – эмоциональный.
Значит, здесь нельзя говорить об истинном познавательном интересе, в то же время можно говорить о чувстве, переживании, любви ребенка к деятельности, в данном случае к учению. Любовь к деятельности – предпосылка интереса, но не сам познавательный интерес.
В этой любви к деятельности в качестве мотива может выступать стремление к конкретному результату: возможность занять определенное положение в коллективе, получить одобрение, т.е. к косвенным относительно самого учения целям.
Но в качестве мотива может выступать и стремление овладеть самим процессом деятельности. Сначала такой интерес к процессу учения (учебной деятельности) имеет элементарные проявления: ребенок заявляет, что он любит читать, писать, считать, в дальнейшем же этот интерес к процессу проявляется в желании думать, рассуждать, придумывать новые задачи. По своему содержанию эта увлеченность процессом должна быть направлена на теоретическое содержание знания, а не только на конкретные факты. Таким образом, интерес к процессу, способу решения превращается в интерес к теории, к основанию знания.
В 1 и 2 классах у детей сохраняется положительное отношение к учению. Однако постепенно, к 3 классу, отношение детей может, изменяться. Многие дети начинают тяготиться обязанностями, уменьшается их старательность, авторитет учителя падает, позиция школьника теряет, для ребенка свою привлекательность, падает интерес к учебной деятельности.
Л.И.Божович, анализируя снижение интереса к учению у учащихся 3 классов, указывает, что дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне. Начальное обучение в большинстве своем не дает достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребенка, для удовлетворения познавательной потребности.
Итак, развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях – он включается в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.
2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов
2.1. Методы исследования
учебной мотивации младших
Чтобы определить мотивы учения учащегося, необходимо вести систематические наблюдения за характером учебной деятельности и проводить специальные исследования. Исследование проводилось на базе школы-гимназии , 2 класс г. Севастополь. В данном классе обучается 23 человека. Целью практического исследования являлось: рассмотреть пути формирования учебно-познавательной мотивации. Для достижения цели мы предусмотрели решение следующих задач:
1. Определить круг успевающих и неуспевающих учащихся.
2. Изучить познавательную
3. Оценить уровень развития
4. Определить предпочитаемое
5. Выявить осознанность круга мотивов, побуждающих ребенка учиться.
6. Определить уровень
7. Подобрать практический
На первом этапе экспериментальной работы была проведена беседа с учителем с целью определения круга успевающих и неуспевающих школьников. Для учителя предлагались такие вопросы:
1) Насколько активен класс в процессе обучения?
2) Как оцениваете познавательную активность школьников?
3) Насколько дети осознают
4) Стремятся ли дети к лучшей успеваемости?
5) Сколько неуспевающих учащихся в классе, а сколько учащихся с наиболее высоким уровнем успеваемости?
6) Как осуществлялся учителем индивидуальный подход?
И в ходе беседы выяснилось:
В классе были ученики с высоким, средним и низким уровнем мотивации. Активность у детей проявлялась больше всего на уроках математики, окружающего мира, технологии, литературе, изобразительного искусства и информатике. Осознают учебную деятельность, как ведущий вид деятельности в основном те дети, которые имеют успех и заинтересованность в уроках. Большинство учащихся в классе успешны в обучении. Учащиеся, которые стремились к лучшей успеваемости, проявляли познавательную активность, просили помощь в решении поставленных проблем, задавали уточняющие вопросы.
Во время наблюдения в процессе учебной деятельности мы отметили, что каждый школьник индивидуален, общую задачу дети решали в своем индивидуальном «ключе»: одни быстро мыслили, но не умели тщательно реализовать план, другие – медлительны; Одни – застенчивы, другие – самоуверенны. Индивидуально-психологические различия учащихся проявлялись в их способности к усвоению и закреплению нового материла, в темпе учебной работы. Большое влияние на успеваемость школьников оказывали различия в уровне овладения письменной речью, в скорости чтения.
В процессе учебной деятельности систематически велось наблюдение за классом, в процессе которого мы анализировали познавательную активность школьников на уроках по вопросам следующего характера. (см. Приложение А)
Наше исследование показало следующие результаты:
Одни учащиеся включались в учебный процесс по принуждению учителя или одноклассников, другие – по просьбе учителя, третьи – по собственной инициативе. Определяя сосредоточенность внимания на уроке, выяснилось, что были такие дети, которые слушали невнимательно, остальные – слушали внимательно, сосредоточиваясь самостоятельно. В ходе наблюдения было замечено, что одни учащиеся на задавали вопросы и не дополняли ответы товарищей, другие – задавали вопросы по просьбе учителя, некоторые задавали вопросы по собственной инициативе. Мы отмечали, что школьники задавали вопросы разного характера и содержания: уточняющие вопросы и вопросы направленные на познание сути явлений. На уроках ученики выбирали и сложной, и средней, и легкой степени задания. При решении задач некоторые учащиеся ждали, когда начнут решать на доске или подскажет учитель, другие начинали решать самостоятельно, третьи – решали разными способами.
Особую чуткость учащихся к образно-эмоциональным моментам мы обнаружили на уроках чтения. Успех урока зависел от доходчивости произнесения текста, с использования таких форм, как чтение по ролям и инсценировка, от умелой постановки вопросов. Учащиеся проявляли готовность проникнуться тем, что внушал автор произведения, - представляли себе описание, улыбались шуткам, сопереживали. Каждый раз обращали на себя внимание живость реакции и полная настройка класса на то содержание, которое являлось темой урока. Познавательная активность детей особенно проявлялась на уроках окружающего мира. Они готовили информацию о животных, о различных городах и странах. Дети часто проявляли любознательность на уроках окружающего мира с использованием географической карты. Ученики самостоятельно готовили интересные сообщения. На уроках информатики дети с увлечением выполняли задания в учебнике и с удовольствием придумывали подобные задания, тем, которые выносили на компьютер. В процессе учебной деятельности мы развивали познавательную активность, которая поддерживала эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика.
Для определения уровня развития учебной мотивации учащихся 2 класса, в ходе проведения уроков, мы предложили детям анкету Н.Г. Лускановой. (см. Приложение Б)
Данная анкета была использована при индивидуальном обследовании детей. Этот вариант предъявления анкеты позволил получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, чем устный опрос. Мы просили школьников подчеркнуть все подходящие для них ответы.
Аналитическая деятельность позволила выделить 4 основных уровня школьной мотивации:
1. 25-30 баллов – максимально высокий уровень. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности показали 8 человек, т.к. набрали свыше 25 баллов, что составило 36%.
Таким детям было свойственно наличие высоких познавательных мотивов, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования на уроках. Они четко следовали всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны.
2. 20-24 балла – 6 человек показали уровень школьной мотивации «выше среднего». Набрав более 20 баллов, что составило 26%.
Подобные показатели имели учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью.
При обработке результатов методики учащиеся с высоким уровнем учебной мотивации и уровнем «выше среднего» отмечали положительное отношение к школе. Детям нравилось учиться и они всегда с радостью шли в школу. Также школьникам этой категории нравилось выполнять домашние задания. Они часто рассказывали родителям об учителе, о школе и об учебных занятиях.
Информация о работе Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов