Исследование общения в малых группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть теоретические аспекты общения как предмета социально-психологического явления
Задачи данной работы заключаются в следующем:
Дать определения понятиям «общение» и «малая группа»
Определить основные типологии малых групп
Выделить ряд аспектов общения.

Содержание

Введение………………………………………………..………….…….….2
Глава 1. Теоретические проблемы общения в малых группах
1.1 Понятие и сущность малой группы…………….. ……..………….....4
1.2. Общение как социально-психологическое явление…………………8
1.3.Особенности общения в малой группе………………………………12

Глава 2. Исследование общения в малых группах
2.1 Организация исследования………………………..……….…….……17
2.2 Методы исследования………………………………………….………18
2.3 Результаты исследования………………………………………..……..22

Заключение………………………………………………………….……….24
Список литературы……………………………………………….…….…..25

Вложенные файлы: 1 файл

Дима курсовая.docx

— 66.10 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………..………….…….….2

Глава 1. Теоретические проблемы общения в малых группах

1.1 Понятие и сущность малой группы…………….. ……..………….....4

1.2. Общение как социально-психологическое  явление…………………8

 1.3.Особенности общения в малой группе………………………………12

 

Глава 2. Исследование общения в малых группах

2.1 Организация исследования………………………..……….…….……17

2.2 Методы исследования………………………………………….………18

2.3 Результаты исследования………………………………………..……..22

 

Заключение………………………………………………………….……….24

Список литературы……………………………………………….…….…..25

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие  бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции  или психического процесса и личности в целом.

Для межличностного общения типична  такая ситуация, когда участники  общения, вступая в контакты, преследуют по отношению друг к другу более  или менее значимые для них  цели, которые могут совпадать  по своему содержанию, а могут и  отличаться друг от друга. Цели эти - следствие действия определенных мотивов. Все это означает, что межличностное общение по основным своим характеристикам всегда является видом деятельности, суть которого составляет взаимодействие человека с человеком. Этим обусловлена актуальность данной темы – общение неизбежно в обществе, следовательно, его исследование также необходимо.    

Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа “ схватывается”  как та первичная среда, в которой  личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития. Очевидным является тот простой  факт, что с первых дней своей  жизни человек связан с определенными  малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них  и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.     

Взаимодействие  человека с окружающим его миром  осуществляется в системе объективных  отношений, которые складываются между  людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.    

Известно  множество различных интерпретаций того факта, что человек ищет общество себе подобных. У человека поиск контактов с другими людьми связан с возникающей потребностью в общении. Она возникает у человека чуть ли не с рождения и наиболее отчетливо проявляется в полтора - два месяца. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса, поэтому большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения.

Объектом нашего исследования является общение в малой группе.

Предмет исследования - особенности общения в малой группе.

Цель – рассмотреть теоретические аспекты общения как предмета социально-психологического явления

Задачи данной работы заключаются в следующем:

    • Дать определения понятиям «общение» и «малая группа»
    • Определить основные типологии малых групп
    • Выделить ряд аспектов общения.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  проблемы общения в малых группах

1.1. Понятие и сущность малой группы

Именно в малых группах  происходит формирование личности, проявляются  ее качества. Малая группа - немногочисленная по составу группа, объеденная общей социальной деятельностью, члены которой находятся в личном общении и эмоционально значимых отношениях.1

Признаки малой группы:

1) пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает возможность для личных контактов;

2) референтность – принятие членами группы общих эталонов поведения, моральных и ценностных норм;

3) лидерство – взаимодействие лидеров и ведомых в группе, влияние лидеров на группу в целом ради осуществления общих целей;

4) интегративность группы – мера единства, слитности, общности членов группы;

5) интрагрупповая активность – мера внутригрупповой активности отдельных членов группы;

6) интергрупповая активность – мера активности группы в целом и ее членов с внешними группами;

7) микроклимат – характер взаимоотношений между людьми в группе, их психологическое самочувствие, удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней;

8) организованность – способность группы к самоуправлению;

9) интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения;

10) направленность группы – наличие постоянной цели совместной деятельности и принятие её группой. Среди целей выделяют:

а) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;

б) вторичные цели более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);

в) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого;

11) эмоциональность – степень выраженности межличностных эмоциональных взаимосвязей членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы;

12) волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям;

13) разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной и они вносят свой вклад в совместную деятельность, играют разные роли);

14) выработка специфической групповой культуры – нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обуславливающие групповую динамику.2

 

Выделение малых групп  как специфических человеческих общностей (в отличие от больших  групп и от выделяемых в последнее  время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о  количественных границах малой группы. Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы  – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых  являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями – и целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое. За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде — групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20–30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами.  
 
Каждая группа формируется и развивается по-своему. Вместе с тем в развитии различных групп могут быть выявлены некоторые общие закономерности. Любая группа в своем развитии проходит через следующие этапы, которые формируют 5-ступенчатую модель развития группы: начальная стадия формирования; внутригрупповой конфликт; обеспечение сплоченности членов группы; стадия наивысшей работоспособности и производительности; заключительная стадия (для временных групп).3 
 
Начальная стадия формирования. Эта стадия, как правило, характеризуется неопределенностью относительно структуры группы, ее целей. Зачастую неясно, кто является лидером этой группы и какой тип поведения в ней наиболее приемлем. Эта стадия завершается, когда члены группы начинают отчетливо понимать, что они являются частью данной группы. 
 
Внутригрупповой конфликт. Вторая стадия развития группы обычно характеризуется развитием внутригруппового конфликта. Идет борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. После того как эта стадия будет завершена, становится ясно, кто лидер в данной группе (если это формальная группа, то речь идет о неформальном лидере). 
 
Обеспечение сплоченности членов группы. На этой стадии отношения между членами группы становятся более тесными и сплоченными. Одновременно появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в данной группе.4 
 
Стадия наивысшей работоспособности и производительности. На данной стадии группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена уже не на распределение ролей и борьбу за власть, а непосредственно на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов. 
 
Заключительная стадия. Для временных групп, например, групп, созданных на время осуществления конкретных задач, выполнение этих задач становится заключительной стадией их существования. Чем ближе к завершению работы над проектом или чем ближе выполнение поставленной перед группой задачи, тем больше ее члены начинают думать о том, что данная группа скоро прекратит свое существование, а также о новых перспективах своей работы в другом коллективе.

1.2. Общение как социально-психологическое явление

Общение изучается различными науками: социологией, философией, социальной психологией, менеджментом и т.д.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.5

В виду сложности и емкости  феномена общения толкование его  как понятия зависит от исходных теоретических оснований. В самом  общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого.

В общении человек самоопределяется, и самопредъявляется, обнаруживая  свои индивидуальные особенности. По форме  осуществляемых воздействий можно  судить о коммуникативных умениях  и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения – об общей культуре и грамотности.

Общение пронизывает всю  жизнедеятельность личности. Формы  общения крайне многообразны.

Общение – сложный процесс  взаимодействия между людьми, заключающийся  в обмене информацией, а также  в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых  живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться  осознанным, связанным вербальными  и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.6

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и  средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения.  У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.7

 Процесс общения  (коммуникации).

Во-первых, он состоит непосредственно  из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать»  со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что  сообщается). В-третьих, необходимо, далее  определить в каждом конкретном коммуникативном  акте канал связи. При разговоре  по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухословесном) канале, проще – о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие – способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

Структура общения.

К структуре общения можно  подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура  путем выделения в общении  трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

 Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная  сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.8

 

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают  контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как  взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих  этапов:

Информация о работе Исследование общения в малых группах