Исследование общения в малых группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть теоретические аспекты общения как предмета социально-психологического явления
Задачи данной работы заключаются в следующем:
Дать определения понятиям «общение» и «малая группа»
Определить основные типологии малых групп
Выделить ряд аспектов общения.

Содержание

Введение………………………………………………..………….…….….2
Глава 1. Теоретические проблемы общения в малых группах
1.1 Понятие и сущность малой группы…………….. ……..………….....4
1.2. Общение как социально-психологическое явление…………………8
1.3.Особенности общения в малой группе………………………………12

Глава 2. Исследование общения в малых группах
2.1 Организация исследования………………………..……….…….……17
2.2 Методы исследования………………………………………….………18
2.3 Результаты исследования………………………………………..……..22

Заключение………………………………………………………….……….24
Список литературы……………………………………………….…….…..25

Вложенные файлы: 1 файл

Дима курсовая.docx

— 66.10 Кб (Скачать файл)
  • Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.
  • Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.
  • Обсуждение интересующей проблемы.
  • Решение проблемы.
  • Завершение контакта (выход из него).9

 

 

1.3 Особенности общения в малых группах

Общение выступает необходимым условием жизни людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. В малой группе оно занимает особое место в системе социальных наук. Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную “микросреду” человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности. Общение - это взаимный обмен между членами группы информацией, действиями, состояниями, личностным содержанием и пр. 10

Общение как сложный процесс человеческих взаимоотношений включает в себя следующие компоненты:

- информирование - передача информации от одного  человека к другому, без обратной  связи; 

- коммуникация - обмен информацией между людьми, с обратной связью;

- интеракция - взаимодействие людей, обмен  действиям; 

- перцепция  - восприятие и понимание людьми  друг друга; 

- трансакция - обмен между людьми психическими  состояния ми, эмоциями, чувствами,  переживаниями (предпосылкой адекватной  трансакции служит наличие эмпатической  способности общающихся людей);

- персоноакция - обмен личностным содержанием,  передача одним человеком и  принятие другими личностных  свойств, качеств, ценностных  ориентаций, жизненных принципов  и опыта. 11

 

В основе персоноакции лежат такие личностные механизмы, как персонификация и  идентификация. Персонификация - это  перенесение своего «Я», своих личностных качеств на другого человека, сравнение  себя с ним. Идентификация, напротив, - перенесение личностных качеств  другого на самого себя. В структуре  процесса общения персоноакция - редкое явление. Однако она крайне необходима в педагогическом процессе, поскольку  воспитать и сформировать личность ученика способна только личность учителя.

Для того чтобы процесс общения проходил эффективно, людям необходимо обладать определенным набором коммуникативных  умений и навыков. Систему коммуникативных умений можно представить следующим образом: 12

1.Умение  четко ставить цели и соблюдать  этику общения. Цель определяет  направленность общения, а этика  ограничивает процесс общения  культурными нормами и требованиями.

2.Умение  грамотно использовать информационное  содержание общения. Здесь важны  психолингвистические способности,  умение говорить с человеком  на его языке (например, профессиональном), придерживаться согласованной с  собеседником терминологии, не употреблять  неизвестных ему терминов.

3.Умение  использовать в процессе общения  энергетический потенциал (свой  и собеседника). Здесь важно умение  наблюдать и чувствовать эмоциональное  состояние партнера, учитывать его  потребности и интересы, соблюдать  стадии общения, социальную дистанцию  и пр.

4.Умение  грамотно ориентироваться во  времени общения. Так, с одной  стороны, важно не затягивать  деловую беседу, с другой - необходимо  почувствовать, уместно ли в  данной ситуации поговорить не  только на деловые, но и на  личные темы.

5.Умение  грамотно использовать пространство  общения. Например, не рекомендуется: 

       а) вступать в длительное общение с человеком, который спешит, идет очень быстро. В данной ситуации достаточно только его поприветствовать;

б) вступать в общение с человеком, который  занят своими делами, работой например. Он тоже как бы «закрыт», поскольку  замкнут на своем деле;

в) вступать в деловое общение и пытаться детально договориться с собеседником в нерабочей обстановке - в коридоре, на улице и пр.

6.Умение  быть адекватным ситуации и  проблеме общения. Здесь встает  вопрос об адекватности личности - ее потребностей, интересов, целей,  способностей, интеллекта, уровня притязаний  той ситуации общения, в которой  оказывается человек. 

7.Умение  согласовывать все вышеназванные  компоненты (цели, этику, информацию, энергетический потенциал, время  и пространство) между собой. Общение  только тогда будет эффективным,  когда оно протекает согласованно, гармонично.

Процесс общения является предпосылкой готовности группы к совместной деятельности.

В свою очередь, степень подготовленности группы к совместной деятельности можно  охарактеризовать в континууме: нулевая  — минимальная - средняя - максимальная. В зависимости от степени подготовленности группы к совместной деятельности специфики  общения можно предложить такую  типологию малых групп. 13

Акциденция  - группа случайно встретившихся, собравшихся, ранее не знакомых людей (например, пассажиры автобуса). Общение в  такой группе случайное, кратковременное, не профессиональное, но регламентированное культурными нормами. Естественно, оно не дает группе возможности подготовиться  к совместной деятельности.

Комиция - группа людей свободных, не имеющих  взаимных обязательств друг перед другом и собравшихся для обсуждения какой-либо проблемы (например, группа акционеров). Общение в такой группе ситуативно, кратковременно, не профессионально. Но люди устанавливают определенный регламент своего общения (процедуру, органы управления собранием и пр.), и каждый может индивидуально  подготовиться к участию в  совместной деятельности.

Компания - группа людей, проводящих вместе свободное  время (например, друзья). Их общение  целенаправленное, периодическое, согласованное, но не профессиональное. Они готовятся  к своему участию в групповой  деятельности, но их подготовка минимальна.

Коалиция - объединение людей  на основе взаимных соглашений (например, группа специалистов). Подготовка такой  группы к совместной деятельности будет  средней, поскольку от них не требуется  работать постоянно в едином ритме, с четко согласованными и отлаженными  действиями, каждый работает над своей  проблемой.

Команда - крепко сплоченная группа людей, специально подготовленных для совместной работы (например, спортивная команда). Эта  группа отличается от коалиции тем, что  люди работают совместно над одной  проблемой и специально подготовлены для совместной деятельности.

Когорта - группа специально подготовленных людей  для выполнения агрессивных действий (например, группа специального назначения). В такой группе резко возрастает чувство ответственности за действия и жизнь своих товарищей. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование общения в малой группе

2.1.Организация  исследования

Объектом нашего исследования является общение в малой группе.

Предмет исследования - особенности общения в малой группе.

Цель – рассмотреть теоретические аспекты общения как предмета социально-психологического явления

Задачи данной работы заключаются в следующем:

    • Дать определения понятиям «общение» и «малая группа»
    • Определить основные типологии малых групп
    • Выделить ряд аспектов общения.

Исследование было проведено шестнадцатого апреля 2013 года в МГУПС со студентами группы ГГУ-312. На момент исследования возраст студентов достигал 19-20 лет.

 

Юношеский возраст, который тянется у девочек с 13 до 20, а у мальчиков с 14 до 22 лет, - прежде, всего стадия духовного развития, хотя она и связанна с комплексом психофизиологических процессов. Главные новообразования этого возраста - открытие «Я», осознание собственной индивидуальности и ее свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия «Я» к практическому включению в различные виды жизнедеятельности.

Юношеский возраст, по сравнению  с подростковым, характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее, в качестве общих особенностей этого возраста отмечается: изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно. К ним относятся особая подростковая сензитивность - чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и, наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих. Тонкая чувствительность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью; желание быть признанным и оцененным другими - с подчеркнутой независимостью; борьба с авторитетами - с обожествлением случайных кумиров.

 

Главная проблема у17-21-летних на первый план выступает «кризис оторванности», чувство одиночества и т. д.

Юность психологически более  подвижна и склонна к увлечениям. Чтобы стать творчески продуктивным, юноша нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и собранности, отличаясь этим от своих импульсивных разбросанных сверстников.

Хотя уровень сознательного  самоконтроля у юношей гораздо выше, чем у подростков, они чаще всего  жалуются на свое слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям и такие характерологические черты, как капризность, ненадежность, обидчивость.15

 

2.2 Методика исследования

Для определения индекса сплоченности группы мы выбираем «Методику определение индекса групповой сплоченности Сишора».

Цель: выявить индекс сплоченности группы (групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое).

Выборка: Студенты третьего курса МГУПС группы ГГУ-312. В нашем исследовании участвует 19 учеников. Из них 10 девушек и 9 молодых людей.

 
        Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5).

 Текст опросника:

I. Как вы оценили  бы свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее  членом, частью коллектива (5).

2. Участвую в большинстве  видов деятельности (4).

3. Участвую в одних  видах деятельности и не участвую  в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь  членом группы (2).

5. Живу и существую  отдельно от нее (1).

6. Не знаю, затрудняюсь  ответить (1).

II. Перешли бы  вы в другую группу, если бы  вам представилась такая возможность  (без изменения прочих условий)?

1. Да, очень хотел бы  перейти (1).

2. Скорее перешел бы, чем  остался (2).

3. Не вижу никакой разницы  (3).

4. Скорее всего остался  бы в своей группе (4).

5. Очень хотел бы остаться  в своей группе (5).

6. Не знаю, трудно сказать  (1).

III. Каковы взаимоотношения  между членами вашей группы?

1. Лучше, чем в большинстве  коллективов (3).

2. Примерно такие же, как  и в большинстве коллективов  (2).

3. Хуже, чем в большинстве  классов (1).

4. Не знаю, трудно сказать  (1).

IV. Каковы у  вас взаимоотношения с руководством?

1. Лучше, чем в большинстве  коллективов (3).

2. Примерно такие же, как  и в большинстве коллективов  (2).

3. Хуже, чем в большинстве  классов (1).

4. Не знаю (1).

V. Каково отношение  к делу (учебе и т. п.) в вашем  коллективе?

1. Лучше, чем в большинстве  коллективов (3).

2. Примерно такие же, как  и в большинстве коллективов  (2).

3. Хуже, чем в большинстве  коллективов (1).

4. Не знаю (1).

Трансактный анализ был основан  Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское  предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать  свою жизнь в собственных руках  и сам будет за нее нести  ответственность. Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция  Э.Берна была создана в ответ  на необходимость оказания психологической  помощи людям, имеющим проблемы в  общении.

Информация о работе Исследование общения в малых группах