Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2014 в 13:19, курсовая работа
Цель – изучить влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников
Задачи:
Дать определение самооценке и указать его виды
Рассмотреть этапы становления самооценке
Провести исследование самооценки младшего школьника
Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения самооценки ………………………5
1.1 Понятие самооценки и её виды………………………………………….5
1.2. Этапы становления самооценки…………………………………………11
1.3 Особенности самооценки личности младшего школьника………………15
Глава 2. 2. Исследование самооценки личности младшего школьника……22
2.1 Методики исследования самооценки личности у младших школьников.22
2.2 Анализ и результаты исследования………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………30
Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки.
В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего - пусть еще несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности.
В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; "В твоей работе есть ошибка" - ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой, бледнея или краснея, спрашивают; "А какая, где?" И, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.[32, с. 58]
Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении - важнейший показатель самооценки личности.
Наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они обычно даже с интересом самостоятельно ищут ошибку: "Мол, интересно, в чем? Какая?" Дети с пониженной самооценкой, если им предложить самим найти свою ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят. Благожелательное отношение учителя, поощрения служат существенным стимулом, поддерживающим их деятельность.
Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку.
Как уже говорилось, в самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует.
Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.
Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если маленькому школьнику (первокласснику, второкласснику), который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.
Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх.
Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.
Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно - ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя.
Глава 2. Исследование самооценки личности младшего школьника
2.1 Методики исследования самооценки личности у младших школьников
В исследовании нами были использованы следующие методики:
1. Проба Де Греефе. Данная
экспериментальная процедура, предложенная
французским психиатром Де
Цель исследования: определить характер самооценки ребенка.
Материал и оборудование: лист бумаги, ручка или карандаш.
Опишем процедуру исследования. В индивидуальной беседе ребенку показывают нарисованные на листе бумаги три одинаковых кружка и говорят: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает твоего учителя, второй – тебя самого, третий – твоего одноклассника (назвать имя). От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную линию; от того, кто самый глупый, – самую короткую; от того, кто средний, – среднюю». После выполнения этого задания ребенка просят объяснить свое решение.
2. Методика «Лесенка». Данная методика разработана В.Г. Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
Материал и оборудование: деревянная (или нарисованная) лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).
Процедура исследования. Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Беседа с ребенком начинается с непринужденного разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем экспериментатор показывает деревянную лесенку, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три – вниз. (В модифицированном варианте методики аналогичная лесенка рисуется экспериментатором на листе бумаги). При этом ребенку дается инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т.е. на самой нижней ступеньке – самые плохие и т.д.». После этого ребенку дается фигурка человечка (можно использовать фигурки мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка). Экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам (сама) себя поставишь?» При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?» Далее в зависимости от состава семьи, значимого окружения задаются примерно следующие вопросы: «Куда тебя поставят папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, учительница? Куда мама и папа поставят братика или сестренку?» Во всех случаях психолог просит ребенка дать пояснения своему выбору.
Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто – на самую нижнюю ступеньку. Помимо этих основных вопросов с ребенком ведется подробная беседа о том, почему он считает так, а не иначе, и какие у него отношения с разными людьми.
По мере ответов ребенка психолог фиксирует названные позиции (в варианте нарисованной лесенки это можно делать прямо на ее ступеньках).
Беседа с одним ребенком занимает примерно 20–30 мин.
Отметим, что описанные методики мы будем применять в эмпирическом исследовании.
2.2 Анализ и результаты исследования
На первом этапе исследования была изучена успеваемость учащихся 2 классов. Всего 10 учащихся, из них 4 ребят учатся на «4» и «5», у 3 учащихся имеются тройки по двум – трем предметам. У 3 учащихся тройки по 4 и больше предметам.
Проанализируем полученные результаты исследования по методике: 1. Проба Де Греефе в сопоставлении со средним баллом успеваемости, которые представлены в таблице: Результаты самооценки и учебной деятельности представим в таблице 1.
Таблица 1. Результаты самооценки и учебной деятельности
№ |
Фамилия |
Средний балл |
Самооценка |
1 |
А.К |
3,5 |
Низкая |
2 |
И.Р |
4,2 |
Высокая |
3 |
И.Т. |
4,1 |
Высокая |
4 |
М.М |
3,2 |
Адекватная |
5 |
О.К |
4,8 |
Высокая |
6 |
П.Ю |
3,1 |
Адекватная |
7 |
Ш.Т. |
3,1 |
Высокая |
8 |
Н.Р. |
4,2 |
Адекватная |
9 |
О.К. |
4,8 |
Высокая |
10 |
С.И. |
3,2 |
Низкая |
Из таблицы видно, что у 4 учащихся со средним баллом выше 4 и у 1 – с баллами от 3 – 4 – высокая самооценка; у 3 детей – адекватная самооценка; у 2 ребят наблюдается низкая самооценка.
у 20% учащихся – низкий уровень самооценки.
У 30% учащихся – адекватный уровень самооценки.
У 50% ребят – высокий уровень самооценки.
Итак, мы видим, что дети с высокой самооценкой успешны в учебной деятельности они составляет 50% от общего количества учащихся.
2. Методика «Лесенка» в сопоставлении с самооценкой ребёнка (как общего отношения к себе) и представлении ребенка о том, как его оценивают другие люди. Результаты данной методики представлены в таблице: Каков я сам, отношение ко мне.
Таблица 2. Каков я сам, отношение ко мне
№ |
Фамилия |
Самооценка |
Оценка окружающих |
1 |
А.К |
Низкая |
Высокая |
2 |
И.Р |
Высокая |
Адекватная |
3 |
И.Т. |
Высокая |
Адекватная |
4 |
М.М |
Адекватная |
Адекватная |
5 |
О.К |
Высокая |
Адекватная |
6 |
П.Ю |
Адекватная |
Адекватная |
7 |
Ш.Т. |
Высокая |
Адекватная |
8 |
Н.Р. |
Адекватная |
Адекватная |
9 |
О.К. |
Высокая |
Адекватная |
10 |
С.И. |
Низкая |
Адекватная |
Информация о работе Исследование самооценки личности младшего школьника