Исследование самооценки личности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2014 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников
Задачи:
Дать определение самооценке и указать его виды
Рассмотреть этапы становления самооценке
Провести исследование самооценки младшего школьника

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения самооценки ………………………5
1.1 Понятие самооценки и её виды………………………………………….5
1.2. Этапы становления самооценки…………………………………………11
1.3 Особенности самооценки личности младшего школьника………………15
Глава 2. 2. Исследование самооценки личности младшего школьника……22
2.1 Методики исследования самооценки личности у младших школьников.22
2.2 Анализ и результаты исследования………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая самооценка.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

 

Оценка окружающих в большинстве случаев не совпадает с самооценкой учащихся. Из таблицы видно, что у 2 учащихся с низкой самооценкой оценка окружающих – адекватная. У 3 учащихся с адекватной самооценкой наблюдается – адекватная оценка окружающих. У 5 учащихся с высокой самооценкой: адекватная оценка окружающих.

Таблица 4. Результаты проведенных методик

Фамилия

Средний балл

Самооценка

Оценка окружающих

1

А.К

3,5

Низкая

Высокая

2

И.Р

4,2

Высокая

Адекватная

3

И.Т.

4,1

Высокая

Адекватная

4

М.М

3,2

Адекватная

Адекватная

5

О.К

4,8

Высокая

Адекватная

6

П.Ю

3,1

Адекватная

Адекватная

7

Ш.Т.

3,1

Высокая

Адекватная

8

Н.Р.

4,2

Адекватная

Адекватная

9

О.К.

4,8

Высокая

Адекватная

10

С.И.

3,2

Низкая

Адекватная


 

Из таблицы видно, что у учащихся со средним баллом выше 4 наблюдается у 4 учащихся – высокая самооценка.

У учащихся со средним баллом ниже 4 наблюдается у 1 учащегося – высокая самооценка, у 2 учащихся – низкая самооценка и у 3 учащихся – адекватная самооценка.

Оценка окружающих же не совпадает с самооценкой учащихся.

Проведенное исследование по выявлению самооценки у детей младшего школьного возраста в связи с успешностью учебной деятельности показывает, что в процессе дети – «хорошисты» и «отличники» демонстрируют адекватную и высокую самооценку. Учащиеся с низкой самооценкой обнаруживают удовлетворительные знания по некоторым предметом.

Мы приходим к выводу о том, что дети с заниженной самооценкой учатся хуже, чем их сверстники, а дети с завышенной – наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве случаев, но не во всех самооценка определяет уровень притязания школьников. То есть ребенок ставит себе цели и задачи исходя из того, как он оценивает себя и свои способности. Но так же часто он выбирает уровень сложности заданий, опираясь на свой прошлый опыт.

 При адекватной оценки  себя и своих способностей ребенок будет выбирает реалистичные, но стремящиеся к возрастанию цели, чтобы сохранить или  повысить самооценку. Хотя самооценка личности повышается или понижается только при неоднократном переживание успеха или неудачи. Единичные результаты практически не оказывают влияния, за исключением тех целей, к которым человек долго готовился (соревнования, контрольная, олимпиада и т.д.

Если ребенок имеет низкую самооценку и неуверен в своих возможностях, его уровень притязания изначально будет занижен. Часто, даже неадекватно занижен, то есть человек даже не подозревает, что он может больше, но решиться поставить более высокую планку ему мешает страх оценки  и неуверенность. Люди с низкой самооценки гораздо больше подвержены влиянию критики и зависимы от оценок окружающих.

Если ребенок неадекватно оценивает свои возможности,  завышает уровень притязаний  и в процессе терпит неудачу, это ведет к нервным расстройствам. Он не может принять себя, осознать свои, действительно сильные стороны, и получить удовольствие от жизни. Он всегда будет неудовлетворен результатами, и прежде всего собой. Это очень не верная позиция, так как везде быть успешным не возможно, и индивид должен понимать и осознавать где он может добиться желаемых результатов. Также установлено, что высокая самооценка влияет на успеваемость, требовательность к себе. Ребенок с высокой самооценкой просто не может позволить себе сделать что либо плохо, это в свою очередь отражается на результатах.

Если ребенок добивается успеха в деле, в обществе, в месте  которое ему по душе, то и к жизни его отношение меняется. Он становиться увереннее, спокойнее и гармоничнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. - М., 2004. – 176 с.
  2. Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей / Психология дошкольника: Хрестоматия. Сост. Г.А. Урунтаева. М.: »Академия», 2000.-207 с.
  3. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2005. – 395 с.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2007. – 387 с.
  5. Болотова А. К. Развитие самосознания личности: Временной аспект// Вопросы психологии. – 2006, № 2. – С. 116 – 125.
  6. Бранден Н. Мощь самооценки. - Киев, 2005. – 396 с.
  7. Выготский Л. С. Проблемы возраста. - М., 2004. – 396 с.
  8. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. - М., 2004. – 374 с.
  9. Гордон А. Популярная педагогика. - М., 2004. – 406 с.
  10. Деркач А.А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития// Мир психологии. – 2005, № 3. – С. 139 - 146.
  11. Зинько Е.В.Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. - 2006. том 27, № 3. – С. 18-30.
  12. Коломинский Я. Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 2005. - 408 с.
  13. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 2006. – 499 с.
  14. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 2005. – 289 с.
  15. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 2005. – 396 с.
  16. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 2004. – 399 с.
  17. Липкина А.И. Самооценка // Большая Советская Энциклопедия. – М., 2004. – 698 с.
  18. 10. Маралов В.Г. основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 256с
  19.  Немов Р.С. Психология. - М., 2006. – 407 с.
  20. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М., 2000. – 395 с.
  21. Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. - М., 2006. – 290 с.
  22. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 2006. – 470 с.
  23. Попов О.Н. Психология. Курс лекций. - Абакан, 2005. – 386 с.
  24. Петровский А.В. Теоретическая психология. - М., Новая школа, 2006. – 485 с.
  25. Психология самосознания. Хрестоматия. под. ред Райгородского. - Самара: Издательский ДОМ «БАХРАХ - М», 2000. 672 с.
  26. Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 2004. – 364 с.
  27. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. - М., 2006.
  28. Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт:  Флинта, 2003. – 320с.
  29. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 2004. – 199 с.
  30. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2009. – 348 с.
  31. . Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 368с.
  32. Хрестоматия по возрастной и и педагогической психологии, под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М., 2007. – 190 с.

 

 

 


Информация о работе Исследование самооценки личности младшего школьника