Исследование уровня субъективного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Измерение локализации контроля личности в различных сферах деятельности человека.

Гипотеза: Мы предполагаем наличие связи между показателями локуса контроля и достижениями в учебной деятельности. А именно, показатель высокого уровня субъективного контроля свидетельствует о высоких достижениях в учебной деятельности, а показатель низкого уровня субъективного контроля свидетельствует о не высоких достижениях в учебной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятия «ответственность» и «локализация контроля»

1.1. Психология ответственности…………………………………………5

1.2. Локализация контроля……………………………………………….15

Глава 2. Исследование уровня субъективного контроля.

2.1. Методики……………………………………………………………..23

2.2. База исследования…………………………………………………....24

2.3. Результаты исследования……………………………………………25

2.4. Интерпретация результатов…………………………………………28

2.5. Вывод…………………………………………………………………31

Заключение……………………………………………………………………....33

Библиографический список…………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

готова!!!!!!!!!.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

     Теперь  рассмотрим особенности проявлений локуса контроля в поведенческих  реакциях.

     Уровень субъективного контроля может быть отнесен к одной из важнейших  характеристик самосознания, определяющей особенности поведенческих реакций в широком спектре социального взаимодействия и проявляющейся в чувстве ответственности, уровне активности и степени воздействия на обстоятельства жизни [10].

     Можно предположить, что в общем случае экстернальный локус контроля формирует  ориентацию на состояние, а интернальный - ориентацию на результат. В этой связи важно и то, что локус контроля проявляется как характеристика общей активности личности, которая, по мнению К.А.Альбухановой-Славской, имеет две составляющие: уровень инициативы и уровень ответственности.

      Один  и тот же тип контроля характеризует  поведение данной личности и в  случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.

      Параметр  локуса, прежде всего, связан с гордостью и другими самооценочными эмоциями. Когда человек считает, что причиной успеха являются его способности, усилия или какие-то другие личностные характеристики (а не помощь учителя или легкость задачи), он склонен испытывать гордость за результат деятельности. Наоборот, в случае неудачи, атрибутируемой внутренними факторами, наблюдается снижение самооценки. Есть, по крайней мере, одно хорошо документированное (хотя и непрямое) подтверждение связи параметра локуса с самооценкой. В социально-психологических исследованиях, посвященных ошибкам атрибуций, было показано, что люди имеют тенденцию считать себя ответственными за позитивные результаты своей деятельности (т.е. приписывать успех внутренним факторам) и обвинять других в произошедших с ними неудачах (т.е. приписывать неудачи внешним факторам), что способствует сохранению их самооценки.

      Экспериментальные  работы установили связь разнообразных  форм поведения и параметров личности с экстернальностью-интернальностью. Комфорное и уступчивое поведение  в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы же меньше склонны подчиняться давлению других, сопротивляться, когда чувствуют, что ими манипулируют, они реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интернальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи.

      «Интерналы  и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, по способам получения информации и  по механизмам их объяснения. Интерналы  более активно ищут информацию и обычно лучше осведомлены о ситуации, чем экстерналы [10]. В одинаковой ситуации интерналы атрибутируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой ситуации. Интерналы чаще избегают ситуационных объяснений поведения, чем экстерналы [14].

      Исследования, связывающие интеральность-экстернальность  с межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены  в себе, проявляют большую терпимость. Существует связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «Я». У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы  о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.

      Экстернальность коррелирует с тревожностью, с  психическими заболеваниями.

      Интерналы предпочитают недирективные методы психокоррекции; экстерналы субъективно  более удовлетворенны поведенческими методами»1.

      Все это дает основание полагать, что  выделение личностной характеристики, описывающей, в какой степени  человек ощущает себя активным субъектом  собственной деятельности, и в  какой – пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обоснованно существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению проблем прикладной психологии личности. Описание личности с помощью трансситуативных характеристик является недостаточным. Большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность особенностей поведения в зависимости от конкретных жизненных ситуаций. Особенности субъективного контроля, в частности, могут изменяться у человека в зависимости от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.д. Поэтому измерение локуса контроля перспективнее строить не как одномерную характеристику, а как многомерный профиль, компоненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной степени обобщенности.

     В настоящее время все более часто вместо термина "локализация контроля" используется термин "воспринимаемый контроль". В этом последнем понятии можно выделить по меньшей мере два компонента:

     а) согласованность поведения и  его последствий. Отражает субъективную оценку вероятности того, что действия приведут к желаемому результату;

     б) компетентность, то есть оценка собственной  способности осуществить такие  действия.

     Согласованность является важным условием психологического благополучия и удовлетворенности жизнью. Теория выученной беспомощности М. Селигмана описывает негативное влияние на поведение, психическое и физическое здоровье человека тех стрессовых ситуаций, в которых индивид не может установить связь между своими действиями и изменением окружающей обстановки. Состояние выученной беспомощности по своим характеристикам близко к хронической депрессии, оно выражается не только в пассивности, но и в угнетении физиологических функций. Неудивительно, что выученная беспомощность рассматривается как один из компонентов "поведенческого типа С", который, по мнению некоторых специалистов, может способствовать возникновению онкологического заболевания.

     С. Карвер и С. Харрис указывают на важность умения предсказывать результат, учитывая не только персональный контроль, но и внешнюю ситуацию. Наибольшее значение имеет не личная ответственность, а уверенность человека в возможности достижения цели. Осознание своей ответственности важно в том случае, когда желаемый результат может быть достигнут за счет активных действий, за счет приложения значительных усилий. В тех ситуациях, когда результат не определяется поведением человека, воспринимаемый контроль нежелателен.

     Важно понимать, что и в теории Дж. Роттера, и в других подобных теориях речь идет именно о воспринимаемом контроле. Однако оценка человеком своих способностей может быть неточной. Существует несколько причин, способствующих ошибочному восприятию контроля. Стремление к контролю можно рассматривать как одно из наиболее важных. Умение управлять собственной жизнью обеспечивает индивиду определенную степень независимости от социальной и биологической реальности. Люди стремятся ощущать свой контроль над ситуацией даже тогда, когда ее исход очевидным образом определяет случай. Иногда для сохранения чувства контроля достаточно осознавать свою способность предсказывать появление события, что, в принципе, уже не может рассматриваться как контроль над ним. Ошибочное восприятие субъективного контроля как высокого способствует пренебрежению возможной опасностью, а также формированию завышенных ожиданий относительно эффективности собственных действий. В результате человек либо оказывается не готовым к стрессовой ситуации, либо испытывает глубокое разочарование относительно своих способностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Исследование уровня субъективного контроля. 

     2.1. Методики.

           1. Наибольшее распространение в нашей стране получила методика УСК (уровень субъективного контроля), авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд. В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Однако у Дж. Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: локус контроля одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля в различных, но типу ситуациях. Это положение имеет и эмпирические подтверждения. В связи с этим разработчики теста предложили выделить в методике диагностики локуса контроля субшкалы: контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области производственных и семейных отношений, в области здоровья.

     Опросник  УСК состоит из 44 пунктов. Существует два варианта ответов. При одном варианте ответы даются по 6-бальной шкале: от -3 до +3. Причем ответ «-3» означает полное несогласие с пунктом шкалы, а ответ « -3» — полное согласие. При другом варианте ответы даются в традиционной для тестовых опросников форме: «Да - Нет».

     В нашем случае мы будем использовать первый вариант, то есть 6-бальную шкалу  ответов.

     2. Так же в своем исследовании  мы будем использовать средние  показатели успеваемости в учебной  деятельности испытуемых (студентов). Эти показатели необходимы нам для выявления связи между локусом контроля и достижениями в учебной деятельности, что поможет нам подтвердить или опровергнуть поставленную выше гипотезу. 
 

     2.2. База исследования.

     В исследовании приняли участие:

     Количество  испытуемых:

20 человек, среди которых 5 испытуемых мужского пола и 15 женского пола.

     Возраст:

Возрастная категория составляет 18-19 лет.

     Статус:

Все испытуемые являются учащимися ВУЗа, то есть студентами.

     Учебное заведение, в котором  проводилось исследование:

ТГУ имени  Г.Р. Державина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Результаты исследования. 

Таблица 1

Показатели  испытуемых по опроснику  УСК. 

 
 
Фамилия

Имя

Уровень субъективного контроля
Ио Ид Ин Ис Ип Им Из
1 Беспалова Екатерина           -12 0 -4 2 4 -5 0
2 Бучнева Василиса 13 9 0 -12 6 2 1
3 Волосатов Максим 30 16 8 0 5 7 8
4 Елизарова Оксана 17 7 4 -2 7 1 4
5 Киселёва Елена 29 1 5 3 4 3 0
6 Клетров Сергей 83 23 20 17 14 6 2
7 Кондрашина  Маргарита 15 5 3 -2 6 4 1
8 Кривопалова Екатерина 14 -5 4 -5 4 -2 8
9 Плужникова  Наталья 9 -3 -1 4 2 0 4
10 Полякова Екатерина 23 7 1 8 17 3 6
11 Пудовкина Вера 1 5 -2 0 0 0 0
12 Родикова Мария 37 3 19 8 6 10 3
13 Рыков Валерий 45 14 4 9 7 4 5
14 Скопинцев Артём 46 6 9 7 11 5 11
15 Стоценко Любовь 44 24 3 -4 9 5 11
16 Толмачёва Нина 20 7 -5 7 1 1 4
17 Томилина Светлана 15 7 -1 -5 5 2 4
18 Федотов Павел 43 14 8 7 7 1 5
19 Чернопятова Ольга 14 4 -1 5 -1 0 4
20 Шуварина Алёна 37 13 8 9 8 5 0

Информация о работе Исследование уровня субъективного контроля