Исследование уровня субъективного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Измерение локализации контроля личности в различных сферах деятельности человека.

Гипотеза: Мы предполагаем наличие связи между показателями локуса контроля и достижениями в учебной деятельности. А именно, показатель высокого уровня субъективного контроля свидетельствует о высоких достижениях в учебной деятельности, а показатель низкого уровня субъективного контроля свидетельствует о не высоких достижениях в учебной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятия «ответственность» и «локализация контроля»

1.1. Психология ответственности…………………………………………5

1.2. Локализация контроля……………………………………………….15

Глава 2. Исследование уровня субъективного контроля.

2.1. Методики……………………………………………………………..23

2.2. База исследования…………………………………………………....24

2.3. Результаты исследования……………………………………………25

2.4. Интерпретация результатов…………………………………………28

2.5. Вывод…………………………………………………………………31

Заключение……………………………………………………………………....33

Библиографический список…………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

готова!!!!!!!!!.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 

Таблица 2

Средние групповые показатели по шкалам опросника УСК.

Шкалы Баллы Стены
Ио 26 5
Ид 8 6
Ин 4 4
Ис 3 5
Ип 6 4
Им 3 6
Из 4 6
 
 
 

     Теперь  обратимся к средним показателям  испытуемых (студентов) в учебной  деятельности, а именно к их оценкам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 3

     Средние баллы успеваемости испытуемых. 

 
 
Фамилия

Имя

Средний

балл

успеваемости

1 Беспалова Екатерина 4
2 Бучнева Василиса 4
3 Волосатов Максим 3
4 Елизарова Оксана 4
5 Киселёва Елена 4
6 Клетров Сергей 5
7 Кондрашина  Маргарита 4
8 Кривопалова Екатерина 4
9 Плужникова  Наталья 4
10 Полякова Екатерина 4
11 Пудовкина Вера 3
12 Родикова Мария 3
13 Рыков Валерий 3
14 Скопинцев Артём 3
15 Стоценко Любовь 4
16 Толмачёва Нина 4
17 Томилина Светлана 3
18 Федотов Павел 3
19 Чернопятова Ольга 4
20 Шуварина Алёна 4
 
 
 
 

     2.4. Интерпретация результатов.

     Итак, после проведенного исследования и подсчитанных среднестатистических показателей группы испытуемых построим профиль УСК, а именно график.

     График 1

     Профиль УСК группы испытуемых.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Далее рассчитаем в процентном соотношении интернальность и экстернальность в группе испытуемых.

     Диаграмма 1

       

     Круговая  диаграмма даёт нам понять, что  в группе преобладает экстернальность, что свидетельствует о низком уровне субъективного контроля.

     Теперь обратим своё внимание на подтверждение или опровержение поставленной нами гипотезы.

     Мы  имеем следующие баллы в учебной  деятельности испытуемых:

     7 человек – «3»

     12 человек – «4»

     1 человек – «5»

     Следовательно , 65% - положительных оценок и 35% - удовлетворительных оценок.

     Предположительно, мы считаем что испытуемые, обладающие интернальной направленностью учатся прилежнее и добиваются больших результатов, нежели чем испытуемые с экстернальной направленностью в связи с их личностной характеристикой.  

     В связи с этим постоем диаграмму, которая свидетельствовала бы о примерах взаимосвязи интернальности – экстернальности с достижениями в учебной деятельности.

      Диаграмма 2 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 

     Проанализировав результаты исследования, а так же  построенные диаграммы и график, сделаем вывод о групповой  характеристике испытуемых, их принадлежности к интернальности или экстернальности в различных шкалах опросника УСК. А так же сделаем вывод о подтверждении или опровержении поставленной нами гипотезы с помощью экспериментальных данных. 
 
 
 
 
 
 

     2.5. Вывод.

     После проведённого исследования мы выявили, что в группе преобладает экстернальная направленность (Диаграмма 1).  Экстернальность наблюдается на следующих шкалах Ио, Ин, Ис, Ип, а интернальность на Ид, Им, Из (График 1). Это характеризует группу следующим образом:

     По  шкале общей интернальности (Ио) - это люди, не видящие связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Это люди с повышенной тревожностью, обеспокоенностью. Их отличает конформность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, меньшая популярность в сравнении с интерналами.

     По  шкале интернальности в области достижений (Ид) – это люди которые считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем.

     По  шкале интернальности в области неудач (Ин) – это люди , которые склонны приписывать ответственность за подобные события  другим людям или считать их результатом невезенья.

     По  шкале интернальности в семейных отношений (Ис) – это люди, которые считают не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникших в его семье.

     По  шкале интернальности в области производственных отношений (Ип) – это люди, которые склонны приписывать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, товарищам по работе, везению-невезению.

     По  шкале интернальности в области межличностных отношений (Им) – это люди, которые считают именно себя ответственными за построение межличностных отношений с окружающими.

     По  шкале интернальности в семейных отношениях (Из) – это люди, которые считают себя во многом ответственными за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.

     В общем показатели испытуемых не отличаются от общей картины, то есть носят средние  значения . Самые большой показатель интернальности наблюдается у испытуемого  №6, а самый низкий показатель у испытуемого №1 (Таблица 1), что говорит о особой выраженности у этих испытуемых интернальности и экстернальности.

     Теперь  обратимся к поставленной выше гипотезе. В ходе проведённого нами исследования было выявлено, что в группе 65% испытуемых имеют хорошие результаты в учебе, но тем не менее связь между показателями общей интернальности и достижениями в учебной деятельности учащихся была выявлена в малых количествах – точнее 30% (Диаграмма 2). Таким образом наша гипотеза не подтвердилась и мы не нашли прямого отношения между данными УСК и достижениями в учебной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Итак, в ходе нашей работы мы выполнили  все поставленные нами задачи. Подведем же итоги, проведенной нами работы.

     В первой главе мы раскрыли такие понятия как «психология ответственности» и «локализация контроля». Мы выяснили структуру ответственности, а так же различные подходы к его определению и применению в различных науках. Конкретнее мы остановились на психологическом подходе, обусловленный необходимостью анализа со стороны сознания, самосознания, совести, переживания, смысла жизни. Так же мы обобщили взгляды и научные работы отечественных и зарубежных психологов, посвященных изучению ответственности. Кроме рассмотрения ответственности в психологии, мы рассмотрели концепцию внутреннего и внешнего подкрепления, её критику и дополнения, а так же само понятие «локализация контроля» и его проявление в поведенческих реакциях человека.

     Во  второй главе мы провели исследование, направленное на подтверждение или опровержение поставленной нами гипотезы. Из опрошенных нами 20 человек, мы выявили преобладание экстернальной направленности. Мы рассмотрели средние показатели успеваемости испытуемых и попытались выявить взаимосвязь между достижениями в учебной деятельности и уровнем субъективного контроля.

     Гипотеза, поставленная нами в начале нашего исследования опровергалась, так как не была прослежена связь между показателями локализации контроля и достижениями в учебной деятельности. Было прослежено, что испытуемые с высокими показателями по внутреннему контролю имеют средние показатели успеваемости, то есть могут предпочитать в своей учебной деятельности задания средней и легкой сложности.

     В будущем мы постараемся обратить свой взор на проявление ответственности в зависимости от полового признака. Предположительно у представителей женского пола ответственность как личностная характеристика преобладает в большей степени, чем у представителей мужского пола. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список.

  1. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. N 3.
  2. Баранова Л.В., Белякова И.И., Косырев В.Н.,.Косырева И.В. Практикум по общей   психологии в безмашинном и компьютерном вариантах; Учебное пособие, Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2000. 170 с. (91-97 стр)
  3. Быков С.В., Шальнова О.А. Уровень субъективного контроля и противоправное поведение подростков // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Сер. "Юриспруденция". Вып. 18. Тольятти, 2001.
  4. Грядунова Л.И. Социальная ответственность личности в условиях развитого социализма. Киев, 1979. – 134 с.
  5. Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности: Монография. – М.: Информ-Знание, 2005. – 188 с.
  6. Ительсон Л.Б. Лекции по психологии. - Минск: БГУ, 2004-346с.
  7. Карелин А.А. «Психологические тесты» учебное пособие том 1 ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова Москва 2000
  8. Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет. - В кн.: Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. - М., 1968. С. 328-353.
  9. Кон И.С. В поисках себя. – 1984. – (http://sexology.narod.ru/book9_102.html).
  10. Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал. 1995. Т. 16. N 1.
  11. Кордуел М. «Психология А-Я» словарь-справочник Москва 2000. 
  12. Краткий психологический словарь. - М. 1985.
  13. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 2004-416с.
  14. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности — новая версия методики "Уровень субъективного контроля" // Психологический журнал. 1999. Т. 20. N 2.
  15. Лощилова М.А. Социально-профессиональная ответственность: Правомерность обращения к данной категории // Сборник Международной научно-практической конференции 12–13 октября 2006, г. Омск. С. 97–100.
  16. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983.
  17. Мэй Р. Новый взгляд на свободу и ответственность / Перевод Л. Лызлова под ред. Д. Леонтьева // Экзистенциальная психология. – 2005. – №2. – С. 52–67.
  18. Нартова-Бочавер С.К. «Диффернциальная психология» «Ижица» Москва 2002
  19. Немов Р.С. Психология. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2003.
  20. Пантелеев С.Р., Столин В.В. Тест-опросник субъективной локализации контроля.
  21. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Волевые действия // Психология. Учебник для вузов по пед. специальностям. — М.: Академия, 1998.
  22. Прикладная юридическая психология / Под ред. А. Столяренко. М.: Юнити-Дана, 2001.
  23. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М.: Проспект, 1998.
  24. Ратанова Т.А., Шляшта Н.Ф. Психологические методы изучения личности. М: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
  25. Ребер А. «Большой толковый психологический словарь» том 1 Вече АСТ Москва 2000.
  26. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
  27. Рубинштейн С.Л. Общая психология.-СПб.: Владос, 2005-700с.
  28. Сафин В.Ф. Ответственность как ведущее нравственное свойство личности // Наука и жизнь. – (http://literbash.narod.ru/4/8.htm).
  29. Семиченко В.А. «Психология личности» Ешке О.М.2001. 
  30. Сидорова Т.Н. Особенности социальной ответственности у старшеклассников // Вопросы психологии. – 1987. – №5. – С. 56–62.
  31. Сталин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  32. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004-376с.
  33. Хрестоматия по психологии./Под ред. Петровского А.В. - М.: 2003-455с.
  34. Шевеленкова Т. Д. Определение локуса контроля личности // Задания к лабораторным занятиям по психологии. Вып. 4. М., 1987.

Информация о работе Исследование уровня субъективного контроля