Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:02, реферат
Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, она определяет способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности.
Метод – совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений. Объективные и субъективные методы (метод интроспекций - лат – гляжу, всматриваюсь внутрьод самонаблюдения-
Методика – совокупность правил проведения конкретного исследования; описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов, предметов, а также регламентирует последовательность исследовательских действий.
Тема 1. Методы исследования
Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, она определяет способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности.
Метод – совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений. Объективные и субъективные методы (метод интроспекций - лат – гляжу, всматриваюсь внутрьод самонаблюдения-
Методика – совокупность правил проведения конкретного исследования; описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов, предметов, а также регламентирует последовательность исследовательских действий.
1. Методы исследования в психологии
Для сбора информации: |
|
1. Наблюдение |
|
По характеру объекта: |
Внутреннее (самонаблюдение-метод интроспекций-лат.-гляжу, всматриваюсь внутрь) и внешнее |
По характеру контакта |
Непосредственное и опосредованное (биографический метод-дневники, письма, изучение литературных источников, изучение документов и продуктов деятельности испытуемых. Фото, теле, кино и звукозаписи ситуаций и явлений) |
По упорядоченности времени: |
сплошное и выборочное |
По информированности участников |
Открытое и закрытое |
По характеру взаимодействия с объектом |
Включенное и невключенное |
По условиям получения информации |
Прямое и косвенное |
По условиям осуществления наблюдения |
Полевое и лабораторное |
2. Эксперимент |
Лабораторный и естественный; Констатирующий и формирующий |
3. Тест |
Тест-опросник Тест-задание Тесты достижений Тесты креативности Тесты интеллекта |
4. Проективные методы |
Методы завершения Экспериментальные методы Методы выбора или распределения по порядку Конструктивные методы Ассоциативные методы |
5. Опрос |
Устный (интервью-структурированное и неструктурированное) и письменный (анкета) опросник самоотчета (одномерный и многомерный) |
Для обработки результатов, их анализа: |
Методы математической статистики, методы качественного анализа |
К ним относятся: Контент-анализ. Факторный анализ. Метод ранжирования и др. |
2. Методы исследования
в педагогике Методы
Обобщение независимых характеристик – выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от разных людей
Теоретический анализ – осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой
Методы: Наблюдение как древнейший метод познания – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения
Без вмешательства в течение
изучаемых психологических
Виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение); лонгитюдиальное (длинное, иногда в течение ряда лет); выборочное; сплошное; особый вид – включенное наблюдение пре6дусматривает участие исследователя в деятельность, которую он изучает, но не в течение изучаемых психологических явлений. (наблюдатель становится членом исследуемой группы). Невключенное – без участия исследователя.
Процессы наблюдения: 1. определение целей и задач (для чего)
2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать)
3. выбор способа наблюдения,
наименее влияющего на
4. выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи)
5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат)
наблюдение входит составной частью в беседу и эксперимент
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от объекта сведений о его деятельности, в которой объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Чем интервью отличается от анкетирования?
Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные, обычно заранее приготовленные вопросы. Анкетирование – ответ на вопросы в письменной форме.
Самонаблюдение - непосредственное или отсроченное наблюдение над собой (воспоминания, дневник, мемуары), анализ того, что человек думал, чувствовал, переживал.
Эксперимент – главный метод психологического исследования – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
Лабораторный эксперимент – специально организованные условия (все по инструкции) - протекает в специальных условиях с применением аппаратуры, объект знает, что проводится эксперимент – многократность проведения эксперимента позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.
Естественный эксперимент проводится в обычных условиях, субъект не знает, что проводится эксперимент.
Констатирующий – когда изучаются лишь необходимые психологические явления.
Формирующий – в процессе эксперимента развиваются определенные качества испытуемых.
Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты прогностические и диагностирующие. Тесты д.б. научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.
Метод, во время которого испытуемые выполняют определенные действия и задания исследователя.
Проективные – исследуют разнообразные проявления психики индивидов.
Психокоррекционные – применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции и др.
Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
Тема 2. Педагогика
Педагогика- наука о закономерностях, принципах, формах и методах образования людей.
Предмет педагогики – педагогический процесс – процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества.
Основные категории педагогики. (Как соотносятся три главные категории педагогики?)
Образование | ||
Воспитание |
Учение (обучение) | |
Развитие |
||
Самообразование и самовоспитание |
Образование – 1. Ценность развивающегося человека и общества
2. Процесс поиска и
усвоения человеком
3. Результат этого усвоения,
выраженный в определенном
4. Система.
Учение – целенаправленный процесс овладения людьми знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной жизни и деятельности.
Обучение – процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
Учитель – преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания; руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; создает условия для развития личности учащегося.
Ученик – учится – овладевает передаваемой информацией;
Пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
Проявляет инициативу в поиске новых знаний.
Воспитание – это целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности.
Воспитатель передает опыт, накопленный человечеством; вводит в мир культуры; стимулирует к самовоспитанию; помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложного положения.
Воспитанник овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры; работает над собой; обучается способам общения и манерам поведения.
В результате изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.
Развитие – хорошо организованный процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни, дальнейшего формирования личности человека в ходе его обучения, воспитания и социализации.
Самообразование – целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствован6ию новых навыков и умений.
Самовоспитание - целенаправленная, активная личная деятельность людей, способствующая формированию и развитию у них положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества и деятельности.
Отрасли педагогической науки
Педагогика |
||
Народная педагогика |
Методология и теория педагогики | |
Возрастная (дошкольная и школьная) |
Общая педагогика |
История педагогики |
Профессиональная (производственная) |
Теория воспитания, Теория обучения (дидактика), Теория организации и управления в системе образования (школоведение) Частные методики |
Специальная (коррекционная) (глухие, слепые, умственно отсталые, дети с дивиантным поведением) Исправительно-трудовая Военная |
Высшей школы |
Педагогика труда (образования взрослых) |
Неформального образования |
Место в системе наук Взаимосвязь педагогики и других наук:
Психология (общая, возрастная и педагогическая, социальная) |
Социология (помогает определять задачи воспитания) |
Науки о трудовой деятельности |
Физиология общая и возрастная |
Исторические науки |
Этнология |
Философия, этика, эстетика |
Экономические науки | |
Политология |
Теория управления, кибернетика |
Тема 3. Психика и организм. Мозг и психика. Сознание. Самосознание
План:
1. Какова связь психики и организма?
2. Какова связь мозга и психики?
3. Что раскрывает понятие «психическое»?
4. Сознание
1. Психика и организм
Психосоматика – направление психологических исследований связи между психикой и организмом.
Существует прямая и обратная
связь между особенностями | |
половой дифференциацией |
типом телосложения |
здоровьем человека |
генетическими особенностями |
2. Мозг и психика
Мозг – центр управления жизнедеятельностью высокоразвитых животных и человека.
Мозг – материальный носитель психики человека.
Правое полушарие
3. Что раскрывает понятие «психическое»?
3.1. Психика
Этимологически слово психика тождественно слову душа.
Термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека. Это и само сознание, и бессознательное, проявляющееся в непроизвольно возникающих психических образах и элементах поведения человека, и сами психические образы, и потребности, и мотивы, и роли, и эмоции, и сама личность человека как способ организации всех психических феноменов. Термином «психика» обозначают также некие гипотетические «ментальные», «внутренние» механизмы, оказывающие управляющее влияние на поведение животных.
«Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи (нервной системы), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности» (Психология. Словарь)
1. психика – это не
материя, а ее свойство. Психика
– некое качество, которое проявляется
только при взаимодействии
2. Психика – системное свойство высокоорганизованной материи. (сложность на уровне клетки – один уровень сложности; сложность нервной системы – другой уровень сложности). Психика отдельного человека – следствие третьего, надорганизменного (социального) уровня организации той же живой материи.
В чем проявляется специфическое свойство этой организованной в определенную систему материи? Основное свойство – активное отражение окружающей действительности, то есть в активном построении образа окружающего мира. Зачем?