Исследования в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:02, реферат

Краткое описание

Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, она определяет способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности.
Метод – совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений. Объективные и субъективные методы (метод интроспекций - лат – гляжу, всматриваюсь внутрьод самонаблюдения-
Методика – совокупность правил проведения конкретного исследования; описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов, предметов, а также регламентирует последовательность исследовательских действий.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 47.89 Кб (Скачать файл)

Строить поведение всего  организма в этой окружающей его  действительности так, чтобы удовлетворять  постоянно возникающие у него потребности и при этом обеспечивать его сохранность.

Материальна психика или  идеальна? Материальны ли формируемые  ею образы мира? Если образы идеальны, то как это идеальное связано с материей нервной системы? Это философская проблема. С развитием теории информации и кибернетики проблема практически снята. В настоящее время на поставленный вопрос можно ответить так: психика идеальна, но возможна только при протекании определенных физиологических процессов.

Взаимоотношения между материальной основой образа и самим идеальным  образом можно сравнить с отношениями  между мелодией, записанной на цифровой носитель и самим носителем. Мелодия  записана, но обнаружить ее присутствие  можно только при произведении определенного  действия. Мелодия – это процесс.

Психика – это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Психика – это субъективный образ объективного мира

Психика – это очень тонкий инструмент приспособления к окружающей среде. Ее механизмы работают слаженно, гармонично и преимущественно незаметно для субъекта. В психике есть специальные механизмы, активно препятствующие осознанию субъектом некоторых процессов, происходящих в его «внутреннем хозяйстве».

*Психика-свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира

*Психика многообразна в своих с формах и проявлениях. Психика человека – это его мысли. Чувства, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется  в деталях в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Психология – одна из самых сложных наук, т.к. носителем психики является головной мозг - самый сложный по строению и закономерностям деятельности организм и механизм.

3.2. Развитие психики

Психика – результат длительной эволюции животного мира (филогенез) и индивидуального развития каждого человека (онтогенез).

Психика – специальный  аппарат для отражения реальности и регулирования организма в  соответствии с отраженными свойствами окружающей среды (рефлекторная теория).

«Критерий психического» (А.Н. Леонтьев) – психическое появляется тогда, когда живые организмы приобретают способность реагировать не прямо на биологически значимые раздражители, а на сигналы о наличии биологически значимых объектов (не на еду, а на запах еды).

Психика появляется только тогда, когда у животных формируется особая материальная структура, ответственная за отражение – нервная система.

Стадии развития психики (А.Н. Леонтьев)

  1. Стадия сенсорной психики (элементарной чувствительности) – научение как привыкание.
  2. Стадия перцептивной (воспринимающей) психики – действие как развернутая цепь операций. Инстинкты.
  3. Стадия интеллекта – закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме. Использование языка и речи.

 

            Мир психических явлений

Мир психических  явлений:

Психические процессы

Психические состояния

Психические Свойства

Психические образования

Социально-психологические  явления и процессы


Мир психических  явлений – это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействия окружающей действительности. (Имеют четкое начало, течение, ярко выраженный конец)

Делятся на:

- познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь)

эмоциональные 

- волевые 


психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

Свойства:

Направленность

Темперамент

Характер

Способности


Психические состояния  – это определенный уровень работоспособности и качества  функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени. Состояния:

Эйфория

Усталость

Отчуждение

Активность

Пассивность

Бодрость

Апатия и др.


Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Знания

Начальные умения

Простые навыки

Сложные умения

Сложные навыки

Психические образования


Социально-психологические  явления и процессы – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным  общностям.

3.4. Основные  функции психики

Основные  функции психики

Отражение воздействия окружающей действительности

Осознание человеком своего места в окружающем мире

Регуляция поведения и  деятельности


Психическое отражение  – это активное отражение мира в связи с какой-либо необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира.

Особенности:

  1. Психическое отражение не является зеркальным. Оно сопряжено с поиском, выбором. В нем поступающая информация подвергается обработке.
  2. При психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие  всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
  3. Психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий. Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Осознание человеком  своего места в окружающем мире – это функция психики. С одной стороны – обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны – с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей  и находящегося с ними в своеобразных личностных отношениях.

Регуляция поведения  и деятельности

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия  внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.

Деятельность и поведение  не могут не опосредоваться психикой, т.к. человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед  собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов.

Поведение – внешняя форма  проявления психики.           

 Элементы психики

Элементы психики: (З. Фрейд)

«Суперэго» («сверх-Я»)                 Сверх сознание (Трансцендентный уровень)

«Эго» -Я-                                         Сознание              (Феноменологический уровень)

 «ОНО»                                        Бессознательное (Трансцендентальный уровень)

(составляет большую часть  психики)                                   


 

 

4. Как соотносятся  понятия «сознание» и «бессознательное»?

Структура сознания

Сознание - Рене Декарт: Сознание - некая самоочевидная, неоспоримая субъективная данность человеку его собственных психических переживаний, которую невозможно подвергнуть сомнению. Созерцание субъектом собственного внутреннего мира.

Интроспекционисты (интроспекция – систематическое самонаблюдение): Сознание – некая сцена, на которой разворачиваются события, переживаемые субъектом.

И. Гербарт: взаимодействие представлений

У. Джемс: поток впечатлений

Дж. Уотсон: Часть процессов поведения, которая может быть вызвана или заменена словами, т.е. вербализована.

М.Вебер: сравнивает со светом, воплощенном» в различных степенях ясности сознания и с сетью или паутиной, сотканной из значений или смысла слов.

Сознание – понимаемая и переживаемая внутренняя реальность, подразделяемая на представления, образы и волевые действия.             Г.В. Фартинг: Первичное сознание (сознание внешних и внутренних раздражителей)                      

                                 Рефлексивное сознание (осмысление собственных сознательных переживаний)

Бихевиоризм: вовсе исключали его из рассмотрения в рамках психологической науки и предлагали рассматривать его как эпифеномен, наивную иллюзию, характеризующую обычный житейский опыт.

Сознание-тот новый термин, который обозначает и своим содержанием описывает новое качество психики, появляющееся только у человека. Такой несомненной особенностью является обладание человека языком.

Язык – сложная система знаков, являющаяся единственным средством дискурсивного мышления и главным средством общения и социального наследования –передачи накапливаемого опыта от поколения к поколению.

Владение языком позволяет выделить и обобщить идеальные по своей сущности отношения и связи между объектом и его свойствами и между отдельными объектами.

*Сознание человека – высший этап развития психики и продукт общестенно-исторического развития, результат труда.

Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно – историческому существу.

Главная функция сознания – мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способности отдавать себе отчет  в том, что происходит как в  окружающем, так и в собственном  личном духовном мире.

Характеристики  сознания:

Активность (оно не только пребывает в движении, но и содержит в себе источники своего собственного движения, и эти источники воспроизводятся в ходе самого движения).

Способность к  рефлексии (самопознание внутренних психических актов и состояний, их самоанализ и самооценка)

Интенциональность (направленность на предмет)

Периодические состояния (бодрствование, сон).


Самосознание – уровень сознания, на котором осуществляется осознание, оценка человеком своего знания, чувств. Потребностей, мотивов поведения и деятельности.

Компоненты самосознания (В.С. Мерлин):

1. сознание отличия себя  от остального мира

3. сознание своих психических  свойств, эмоциональные самооценки

2. сознание «Я» как  активного начала, субъекта деятельности

4.социально-нравственная  самооценка, самоуважение, которое  формируется на основе накопленного  опыта общения и деятельности.


Самосознание возникает  в ходе развития сознания личности (С.Л. Рубинштейн).

Структура самосознания:

Уровни

самосознания

Непосредственно-чувственный  уровень 

Ценностно-образный, личностный уровень

Рефлексивный, интеллектуально-аналитический  уровень

Целенаправленно-деятельностный уровень

Что происходит на данном уровне

самоощущение и самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики

осознание себя как деятельного  начала

осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов  личности

своеобразный синтез трех рассмотренных уровней

Что развивается

в результате достигается  простейшая самоидентификация личности

проявляется как самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание ауто (внутри)идентичности своего «Я».

в результате возможны самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия.

В результате выполняются  регулятивно-поведенческие и мотивационные  функции через многочисленные формы  самоконтроля, самоорганизации и  др. 

Информация о работе Исследования в психологии