Исследования психологических особенностей организации учебной деятельности учеников младших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению.
У ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.

Содержание

Глава 1. Психологические особенности организации учебной деятельности учеников младших классов
Организация учебной деятельности
Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Глава 2. Исследования психологических особенностей организации учебной деятельности учеников младших классов
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты методов исследования
Выводы
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1 курс магистратуры.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Психолого-педагогические исследования показывают, что при  существующей системе начального образования в России учебная деятельность к моменту окончания начальной школы (т.е. к 9-10 годам жизни ребенка) еще не приобретает подлинно индивидуальной формы. Возникает проблема его пролонгирования на один - два года с тем, чтобы в конце младшего школьного возраста у ребенка формировалось желание и умение учиться, т.е. потребность в учебной деятельность и возможность ее индивидуального осуществления.

В последующих возрастах, которым соответствуют определенные ступени образования (подростковый возраст - основная школа; ранняя юность - старшие классы школы; юность - высшая школа), учебная деятельность претерпевает качественные изменения по содержанию теоретических знаний, усваиваемых учащимися, по характеру ее осуществления ими, по способам организации УД учителями и преподавателями, по роли в становлении психологических новообразований, присущих каждому возрасту.

Ребенок растет, меняется. Совсем недавно он был послушным  дошколенком, а теперь – гордо  вышагивает в школу. Знание возрастных особенностей учебной деятельности детей поможет мамам и папам лучше понять своего ребенка, помочь ему справиться с проблемами в школе, повысить качество его подготовки.

Особенности учебной  деятельности детей определяются их возрастными физиологическими и  психологическими особенностями.

В младшем школьном возрасте в организме ребенка происходят существенные изменения. Увеличивается  мышечная масса, сила мышц. Активно  развиваются мелкие мышцы кисти. Идет процесс окостенения позвоночника.

Отмечается качественное и структурное изменение головного  мозга – устанавливается доминирование  и подчинение в системе межполушарных  отношений. Доминирование в данном возрасте функций левого полушария создает условия для формирования и функционирования абстрактного (вербально – логического) способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанности психических функций и состояний. Таким образом, мышление развивается от эмоционально – образного к абстрактно – логическому.

Переходная стадия развития высшей психической деятельности предопределяет преобладание процесса возбуждения  над процессом торможения. Для  данного возраста характерна недостаточность  процесса избирательного реагирования, связанная с особенностями функционирования переднеассоциативных областей мозга – ответственных за принятие решений, оценку значимости поступающей информации и организацию адекватного реагирования. Как следствие, наблюдается затруднение в выделении основной значимой информации и отвлечение несущественными деталями.1 Слабость анализа при восприятии компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему.

Возможности памяти очень  велики, однако дети не умеют распорядиться  своей памятью и подчинить  ее задачам обучения (плохо развит самоконтроль, самопроверка при заучивании). Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.

Для данного возраста характерна известная податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию.

С началом обучения в  школе психологи связывают проявление симптомов возрастного кризиса 7 лет (работы Л. С. Выготского, Л. И. Божович  и др.). Среди симптомов кризиса – манерничание и кривляние (Л. С. Выготский). Возраст семи лет – это возраст потери "непосредственности". Поведение ребенка перестает быть непосредственным, естественным. Причина этого – обобщение переживаний – особый момент в развитии, приводящий к удерживанию некоторого переживания, "вклиниванию" обобщенного переживания в поведение ребенка. Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, оно опосредуется обобщенным переживанием, в частности, представлением о собственных возможностях. К 7 годам, как утверждал Л. С. Выготский, возникает ряд сложных новообразований – самолюбие, самооценка.2 Формируется также специфическое психическое новообразование – позиция школьника, связанная с формированием привлекательности образа школы, потребности в приобретении новых знаний. Дети стремятся к признанию своей новой позиции. Однако реально положение ребенка до школы в семье, отношение к нему как к маленькому вызывает протест. Источником кризиса развития является несоответствие нового личностного образования – позиции школьника – старой системе отношений, характерной для дошкольного детства.

Педагогам и родителям  следует учитывать данные анатомо  – физиологические и психические  возрастные особенности при организации  учебной деятельности младших школьников в школе и дома. Необходимо проявлять заботу о правильной осанке детей во время учебных занятий, что особо важно именно в этом возрасте, так как осанка, в основном, формируется в 6 – 7 лет. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу мышц и внутренних органов, повышает эффективность учебной деятельности. Уже в младшей школе сейчас наблюдаются различные нарушения осанки: сколиоз, сутулость, круглая спина, изгибы позвоночника. Различают три степени нарушения осанки. При нарушении первой степени отклонения от нормы слабо выражены и исчезают в прямой стойке. При нарушении осанки второй степени отклонения от нормы устойчивы. Они не исчезают в прямой стойке, но связаны, как правило, только с нарушением мышечного аппарата, а потому поддаются исправлению. Искривления позвоночника третей степени затрагивают скелет и лечению поддаются с трудом. В первых двух случаях позитивное воздействие на формирование правильной осанки трудно переоценить. Необходимо объяснить школьникам правила правильного сидения за партой, домашним письменным столом и их значение для обеспечения здоровья и, периодически, в случае необходимости, напоминать о них.

В этом возрасте также  формируются и другие навыки: поддержание  правильной позы во время ходьбы, выполнения работ стоя или при ответах у доски. Для развития опорно – двигательной системы большое значение приобретают подвижные упражнения.

Хорошие результаты дает сочетание обучения с игрой. Здесь  максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность школьников. Недостаток движения вреден для здоровья человека. Нарушается работа сердца, легких, снижается устойчивость к болезням. Также для развития опорно – двигательной системы важны специальные упражнения мелкой моторики (в том числе письменные, которые отрабатывают точные движения).

В области материально  – технического оснащения учебного процесса следует позаботиться о  специальном подборе мебели, размеры  которой должны соответствовать  возрастным характеристикам. С началом  систематического обучения в деятельности детей преобладающим становится статический компонент. Учащиеся младших классов проводят за партой от 4 до 6 часов в день. Вместе с тем статистическая выносливость у детей данного возраста невелика, утомление организма развивается относительно быстро, что связано с особенностями двигательного анализатора. Так, у первоклассников через 5 – 7 минут, а у второклассников через 9 – 10 минут сокращенные мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления. Большая статистическая нагрузка еще более возрастает, если ученик сидит за столом неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела школьника.

Особенности восприятия и памяти в данном возрасте предопределяют критерии отбора содержания. Педагогу и родителям следует прибегать к увлекательным, ярким, эмоциональным образам, способных вызвать интерес школьников. Большое значение в данном возрасте приобретает принцип наглядности в обучении. Наглядность связана не только с работой органов зрения, но и слуха, ощущения, обоняния. Следует использовать различные виды наглядности: чувственно – конкретную (рисунки, макеты, объекты природы); абстрактную и символическую (схемы, таблицы, диаграммы, графики).

Учитывая богатый потенциал  памяти младшего школьника в сочетании  с неразвитыми умениями самоконтроля и самопроверки при заучивании, необходимо уделить выработке данных умений, приобщению школьников к рациональной организации собственной учебной деятельности. Существенное место в организации учебной деятельности также должны занять упражнения в произвольном внимании, в активизации волевых усилий для сосредоточения.

Характерные для данного  возраста определенная податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию создают благоприятную  возможность для нравственного  воспитания младших школьников, приобщения их к позитивным правилам социального взаимодействия. Авторитет педагога, родителя как носителя коллективных норм и ценностей для учащихся этого возраста достаточно высок. Следует прибегать к описанию ситуаций нравственного выбора, стремиться к изложению своей точки зрения, объяснению причин такого выбора, формированию собственной позиции младших школьников. Воспитывающее обучение способно стать средством формирования отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношения к себе и самооценки.

 

Глава 2. Исследования психологических особенностей организации  учебной деятельности учеников младших  классов

2.1. Организация  и методы исследования

 

Исследование проводилось  на учителях и учениках работающих и учащихся в БОУ г. Омска «Лицея № 149». Количество испытуемых составило 5 учителей и 123 ученика.

В ходе исследования применялись  методы анкетирования и тестирования, а именно:

 

Анкета "Определение затруднений педагогов  
при организации учебного процесса"

Данная анкета направлена на определения затруднений организации учебной деятельности у педагогов.

Инструкция: Уважаемый педагог! Определите степень своих затруднений в приведенных ниже аспектах педагогической деятельности (поставьте "галочку" в соответствующей графе).

Аспект педагогической деятельности

Степень затруднения

Очень  
сильная

Сильная

Средняя

Слабая или отсутствует

1

2

3

4

5

Тематическое планирование

       

Поурочное планирование

       

Планирование самообразования  и повышение педагогического  мастерства

       

Овладение содержанием новых программ и учебников

       

Умение ставить цели урока

       

Умение отработать содержание материала  к уроку в соответствии с поставленной задачей

       

Использование эффективных форм на уроке

       

Использование элементов современных педагогических технологий

       

Умение провести самоанализ урока

       

Проведение практических работ, предусмотренных  программой

       

Осуществление дифференцированного  подхода  
к обучению

       

Развитие у обучающихся интереса к предмету

       

Использование межпредметных связей

       

Описание своего опыта работы

       

Умение провести анализ урока коллеги

       

Обеспечение разумной дисциплины на уроке

       

Учет, оценка знаний, умений и навыков  
учащихся

       

Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся

       

Внедрение ППО, описанного в литературе

       

Внедрение ППО коллег своей школы  
(другой школы)

       

Организация внеклассной работы по учебному предмету

       

Эффективное использование оснащения  
кабинета

       

Работа с неуспевающими учащимися

       

Работа с одаренными детьми

       

Оснащение кабинета новыми наглядными пособиями

       

Диагностика уровня обученности учащихся

       

Составление авторской программы  по учебному предмету

       

Организация научно-исследовательской  деятельности с учащимися

       

 

 

Спасибо!

Обработка результатов:

Обработка результатов  производится путем анализа ответов  и выделения проблемных зон.

 

 

2.2. Результаты методов  исследования

 

По результатам исследования было выявлено, что у большинства (у 9 учителей) педагогов низкая степень затруднений в организации учебной деятельности. У остальных (у 5 учителей) педагогов средняя степень затруднения в организации учебной деятельности.

 

Выводы

 

Под организацией учебно-познавательной деятельности следует понимать специальную  упорядоченность учебно-познавательных действий учащихся и учителя, которая  отвечает целям, мотивам и задачам  обучения и протекает в определенном режиме.

Целесообразная организация учебно-познавательной деятельности способствует обеспечению успешного формирования системы знаний и овладению опытом репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности.

Основными компонентами, отражающими организацию учебно-познавательной деятельности являются мотивационно-целевой, содержательно-операционный и оценочно-контрольный.

Таким образом, задачи, поставленные в работе выполнены, цель достигнута.

 

 

Список использованной литературы

1. Боголепов В.П. О состоянии и развитии общей теории организации. В кн.: Организация и управление (вопросы теории и практики). - М., 1968. - с. 44-45

2. Гончаренко СУ. Украшський  педагопчний словник. Ки1в, Либвдь, 1997, 376 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание. Личность. - 2-е изд. М.: Политиздат, 1975, 304 с.

4. Лысина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982, №4, с. 18-35

5. Немов Р.С. Психология. Учебн. Для студентов высших пед. Учеб. Заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995, 576 с.

6. Педагогический словарь. T.I.M.: Изд-во Акад. пед. Наук, 1960, 778 с.

7. Психологический словарь  /Под ред. В.В. Давыдова, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983, 448 с.

8. Психология. Учеб. пособие  /Под ред. проф. В.А. Крутецкого. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1974, 304 с.

9. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957, 384 с.

10. Савченко О.Я. Дидактика початкової школи: Підручник для студентів педагогічних факультетів К.: Абрис, 1997, 416 с

11. Философская энциклопедия, Т. 4. - М.: 1970, т. 4, с. 160

12. Философский словарь.  Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд., М.: Политиздат, 1987, 590 с.

13.       Бондарь Т.В. Особенности формирования мотивации учения младших школьников на основе уровневой дифференциации обучения. - Дисс. … канд. психол. Наук. - Краснодар, 2000.

Информация о работе Исследования психологических особенностей организации учебной деятельности учеников младших классов