Исследования психологических особенностей организации учебной деятельности учеников младших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению.
У ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.

Содержание

Глава 1. Психологические особенности организации учебной деятельности учеников младших классов
Организация учебной деятельности
Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Глава 2. Исследования психологических особенностей организации учебной деятельности учеников младших классов
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты методов исследования
Выводы
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1 курс магистратуры.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Глава 1. Психологические  особенности организации учебной  деятельности учеников младших классов

    1. Организация учебной деятельности
    2. Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Глава 2. Исследования психологических  особенностей организации учебной деятельности учеников младших классов

2.1. Организация и методы  исследования

2.2. Результаты методов  исследования

Выводы

Список использованной литературы

 

 

 

Актуальность  темы:

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению.

У ребенка к моменту  поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти  свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под  влиянием присущих ему условий жизни  и деятельности.

В младший школьный возраст возникают у ребенка новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).

Учебная деятельность становится ведущей в младшем школьном возрасте, поскольку она детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом. К содержанию учебной деятельности относятся теоретические знания, которые включают в себя единство содержательного абстрагирования, обобщения и теоретических понятий.

Учебная деятельность младшего школьника «созревает в недрах игровой и лишь постепенно становится ведущей. В процессе ведущей деятельности младший школьник постепенно овладевает ее развернутой структурой: принятие цели – выбор средств ее достижения – действия по выполнению – контроль и оценка результатов». Поэтому в начальной школе необходимо создание надлежащих условий для формирования у младших школьников развернутой и полноценной учебной деятельности, содержанием которой являются теоретические знания и основанные на них умения и навыки (В. В. Давыдов).

Полноценная учебная деятельность должна быть основой всестороннего развития младших школьников, ведь прочные умения и навыки формируются у детей только при наличии у них определенных теоретических знаний, а добросовестное отношение детей к учению опирается на их потребность, желание и умение учиться, которые возникают в процессе реального выполнения учебной деятельности.

Цель исследования: выявить психологические особенности организации учителем учебной деятельности учеников младших классов.

Объект исследования: организация учителем учебной деятельности.

Предмет исследования: психологические особенности организации учителем учебной деятельности учеников младших классов.

Гипотеза исследования:

Теоретический анализ проблемы и предмета исследования позволяют  сформулировать гипотезу.

Мы предполагаем, что  организация учебной деятельности зависит от уровня учебной мотивации, чем качественнее организация учебной деятельности, тем выше уровень их учебной мотивации.

Задачи:

1. Провести анализ  психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2.  Подобрать  диагностические материалы для  изучения психологических особенностей  организации учителем учебной деятельности учеников младших классов.

3. Провести исследование, с помощью которого можно выявить  психологические особенности организации учителем учебной деятельности учеников младших классов.

4.Проанализировать полученные  результаты, сделать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психологические  особенности организации учебной  деятельности учеников младших классов

1.1. Организация учебной деятельности

 

Термин «учебная деятельность» относительно не новое в психологии и педагогике. Уже в 40-х гг. им пользовались достаточно активно. Можно сослаться на одну из блестящих работ А.Н. Леонтьева «К вопросу о сознательности учения» [26], написанную в 1944 г.; фундаментальный труд выдающегося психолога С. Рубинштейна «Основы общей психологии» [10. Тем не менее, систематическое изучение учебной деятельности было предпринято только в 60-е годы. И, более того, первые попытки как-то фундаментально исследовать, проанализировать этот вид деятельности человека встретили довольно скептическое отношение. Оно было обусловлено тем обстоятельством, что, в отличие от труда, игры, учебная деятельность представлялась достаточно искусственной конструкцией.

Основные этапы становления подхода к учению как деятельности. В конце 50-х годов Д. Б. Эльконин выдвинул гипотезу о строении учебной деятельности, о ее значении в психическом развитии ребенка. Д. Б. Эльконин выделил два типа ведущей деятельности: деятельность в системе «ребенок — вещественный предмет» и деятельность в системе «ребенок — взрослый», где усваиваются цели, мотивы деятельности, нормы человеческих взаимоотношений. По его периодизации психического развития ребенка учебная деятельность относится к группе деятельностей, «внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предмете те или иные их стороны. Это деятельности в системе «ребенок — общественный предмет»[20].

Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте (7—10 лет). Особенность состоит в том, что ее результатом является изменение самого учащегося, а содержание учебной деятельности заключается в овладении обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Дальнейшее развитие эта гипотеза получила в работах Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова и их сотрудников при изучении возрастных возможностей усвоения знаний.

По словам Л. Б. Ительсона «учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и виды деятельности» [22].

Учение — специфически человеческая деятельность, причем оно  возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (память, сообразительность, воображение, гибкость ума) и волевым качествам (управление вниманием, регулирование чувств и т. д.).

В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Основные характеристики учебной деятельности:

1 — она специально  направлена на овладение учебным  материалом и решение учебных задач;

2 — в ней осваиваются  общие способы действий и научные  понятия;

3 — общие способы  действия предваряют решение  задач;

4 — учебная деятельность  ведет к изменениям в самом  человеке — ученике;

5 — происходят изменения  психических свойств и поведения  обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий» [32].

Оригинальную концепцию  учебной деятельности предложил  В.В. Давыдов. «В процессе учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность  учиться, возникшую на определенном этапе развития общества» [24].

Главным результатом  учебной деятельности в собственном  смысле слова является формирование у учащегося теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний [1].

Содержательный анализ учебной деятельности дан в коллективной монографии сотрудниками кафедры педагогики и педагогической психологии МГУ. По определению И. И. Ильясова, деятельность учения есть само изменение, саморазвитие субъекта, превращение его из не владеющего определенными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий. Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся [2].

Отношение школьников к учению учителя обычно характеризуют активностью. В структуре активности выделяются следующие компоненты:

-   готовность выполнять учебные задания,

-   стремление к самостоятельной деятельности,

-   сознательность выполнения заданий,

-   систематичность обучения,

-   стремление повысить свой личный уровень и др.

Управление активностью  школьников традиционно называют активизацией. И.П.Подласый определяет ее как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации — формирование активности учеников, повышение качества учебно-воспитательного процесса [5].

Таким образом, активность в учении рассматривается не как просто деятельное состояние школьника, а как качество этой деятельности, в которой проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремление мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей. Учитель специально создает определенные условия и использует систему средств, реализация которых обеспечивает активизацию учения, т. е. мобилизацию интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил к учению. От выбора средств активизации и условий обучения зависит уровень познавательной активности школьников, т. е. качество их познавательной деятельности [11].

В поисках путей более  эффективного использования структуры  уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три такие формы — фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая — самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая - учащиеся работают в группах из 3—6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.  Наиболее полно эти формы организации учебной деятельности учащихся представлены в работах И.М. Чередова, Ю.Б. Зотова, Х.И. Лийметса, М.Д. Виноградовой, И.Б. Первина, В.К. Дьяченко, В.В. Котова, Н.Э. Унт, М.Н. Скаткина и др. Авторы этих работ едины в том, что именно в организационных формах осуществляется главное дидактическое отношение - связь взаимодействия преподавания и учения.

Фронтальная форма организации  учебной деятельности

 
  Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность [13]. 
 От учителя, естественно, требуется большое умение найти посильную работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем и создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые коррекции в ходе обсуждения. В силу своих реальных возможностей ученики, конечно, могут в одно и то же время делать обобщения и выводы, рассуждать по ходу урока на разном уровне глубины. Это учитель должен учитывать и опрашивать их соответственно их возможностям. Такой подход учителя при фронтальной работе на уроке позволяет учащимся и активно слушать, и делиться своими мнениями, знаниями с другими, с вниманием выслушивать чужие мнения, сравнивать их со своими, находить ошибки в чужом мнении, вскрывать его неполноту. В этом случае на уроке царит дух коллективного думания. Учащиеся работают не просто рядом, когда каждый в одиночку решает учебную задачу, а требуется совместно активно участвовать в коллективном обсуждении. Что же касается учителя, то он, применяя фронтальную форму организации работы учащихся на уроке, получает возможность свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, достигать определенной ритмичности в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей. Все это несомненные достоинства фронтальной формы организации учебной работы учащихся на уроке. Вот почему в условиях массового обучения эта ферма организации учебной работы учащихся является незаменимой и наиболее распространенной в работе современной школы. 

Фронтальная форма организации  обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. При этом творческое задание может быть расчленено на ряд относительно простых заданий шкалящего типа, что позволит привлечь всех учащихся к активной работе. Учителю это дает возможность соотносить сложность заданий с реальными учебными возможностями каждого ученика, учитывать индивидуальные возможности школьников, создавать на уроке атмосферу дружественных отношений между учителем и учащимися, вызывать у них чувство сопричастности общим достижениям класса [17].

Информация о работе Исследования психологических особенностей организации учебной деятельности учеников младших классов