Исследовательская работа по формированию волевых качеств личности у дошкольников в процессе игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 03:42, курсовая работа

Краткое описание

Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д.А.Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры». Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились действительно самостоятельными.

Содержание

Введение

Глава 1.Теоретические основы изучаемой проблемы

1.1 Волевые качества личности дошкольника

1.2 Игра как вид деятельности в старшем дошкольном возрасте

1.3 Роль подвижных игр в формировании волевых качеств дошкольника

Выводы по главе

Глава 2. Исследовательская работа по формированию волевых качеств личности у дошкольников в процессе игровой деятельности

2.1 Изучение сформированности волевых качеств у дошкольников

2.2 Система работы по формированию волевых качеств дошкольника через игру

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

воспитания творчества.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

 

Придумывание новых игр дается не всем детям. Причинами этого являются индивидуальные особенности, уровень  двигательного и социального  опыта, организованность педагогического  процесса, не всегда достаточно побуждающего ребенка к творчеству. При умелом руководстве игрой можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально-активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.

 

Развитие  двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует  стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных  задач. Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творчески-исполнительную деятельность каждого ребенка.

Методика проведения творческих подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста

 

Главным мотивом детского творчества является стремление выражать свои переживания, впечатления, осваивать их в деятельности. Подвижная игра всегда требует от детей творческой активности: найти рациональные способы действий, самостоятельно принять правильное решение, найти выход из создавшейся игровой ситуации. Она является одним из источников детского творчества, даёт пищу детской фантазии, будит мысль.

 

В развитии творческой деятельности малышей важную роль играет искусство руководства ею педагогом. Расширяет двигательный опыт детей, воздействуя на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творческую деятельность детей. При проведении игры, внесением вариантов её воспитатель постепенно привлекает детей к творческим поискам. Например, при последующем проведении игры можно предложить детям подумать и сказать, от кого ещё могут улететь воробушки. Дети говорят: от кошки, собачки, мальчика и т.д.

 

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными, поэтому в подвижной игре усложняются двигательные задачи. В развитии творческой активности детей среднего возраста перед педагогом стоит сложная задача: создать атмосферу радости, воодушевления. Важно помогать ему, накапливать опыт в самых разных видах деятельности, повышать интерес к окружающему. Дети отчётливо видят цель игры. У всех детей развивается воображение, но у каждого ребёнка оно проявляется по-разному, индивидуально. Важное место занимают сюжетные подвижные игры. Сюжетная форма деятельности способствует успешному формированию творческой активности. Дети способны увлечённо и самозабвенно заниматься доступными им видами творческой деятельности. Ребёнок способен выражать своё отношение к персонажам игры. Имея определённый запас знаний, умений и навыков, делают попытку придумывать варианты игр, придумывают сюжетные подвижные игры, вначале по аналогии с уже известными, а затем с новым содержанием.. Постепенно руководя развитием творчества, воспитатель подводит некоторых из них к самостоятельному придумыванию игр.

 

К старшему дошкольному возрасту у  детей накапливается двигательный опыт, происходит перестройка движений и действий. На первый план выдвигается  самостоятельная ориентировка ребёнка в игровой ситуации, которая позволяет ему проявить инициативу и творчество. Хорошее овладение речью даёт ему возможность передачи замысла игры. Творческая активность у детей так же требует от воспитателя владения соответствующей методикой. Важную роль в развитии творческой деятельности играют привлечение их к составлению вариантов игр, усложнение правил. Дети придумывают не только варианты игр, правила к ним, но и с удовольствием сочиняют считалки, сплетают в игровой текст, стихи собственного сочинения. Таким образом, все дети старшего дошкольного возраста могут проявить инициативу и творчество в подвижных играх.

 

Творчество в подвижных играх, особенно сюжетных, развивается постепенно: вначале дети создают комбинации движений, некоторые по аналогии с товарищами, а затем и самостоятельно. Варьируя сюжетные игры и подключаясь к придумыванию новых игр, дети сначала меняют название игры и вводят в неё какой-нибудь персонаж. Постепенно придумывают игры по литературным произведениям, запомнившимся кинофильмам, мультфильмам, телепередачам и, наконец, сочиняют свои. Под влиянием художественных произведений, сюжетных рассказов воспитателя, а так же выполнения детьми творческих заданий значительно возрастает интерес и творческое отношение детей к игровой деятельности. Однако, владение воспитателя соответствующей методикой содействует формированию творческой деятельности у большинства детей.

 

Творческие подвижные игры –  это игры созданные (придуманные) самими детьми на основе картин, знакомых литературных произведений.

 

Для воспитания у детей самостоятельности  творчества необходимо вооружить воспитателя  соответствующей методикой. Для  содержательного и эффективного проведения подвижных игр с детьми необходимо проводить большую подготовительную работу. Прежде всего, при обучении детей двигательным действиям следует формировать их творческую активность. Это обеспечит самостоятельность в применении двигательных навыков в игре. Важно также расширять знания и представления детей об окружающем. Для этого детей знакомят с действиями различных персонажей, читают соответствующую литературу, рассматривают картины. Необходимо проводить беседы, уточнять их представление об игровых персонажах, учить выделять в прослушанных сказках, рассказах эпизод с движениями, вызывая эмоциональное переживание, желание отобразить этот эпизод в игре. Желательно предложить данный эпизод в разных вариантах, привлекая детей к импровизации. В поисках решения тех или иных задач в подвижных играх детям предлагается придумать свое действие, не похожее на действия других детей, новые правила, решить по-своему двигательную задачу. Постановка соответствующих задач, их решение способствует не только сознательному, творческому движению, но и развитию умственных способностей детей.

 

Выявление сформированности творческих способов действий целесообразно проводить по следующим направлениям:

 

1. Отношение детей к творчеству: увлеченность, способность «войти»  в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность  переживаний.

2. Доступное ребенку качество способов творческих действий: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, своеобразие способов действий.

3. Показатели качества детского  творчества: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, предметов, персонажей и их отражение в действии, в игре.

 

Таким образом, в каждой подвижной  игре творчество является обязательным компонентом. Целенаправленное, методически-продуманное  руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимая ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.

 

Развитие  двигательного творчества формирует  пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к  решению сложных задач. Итак, в  развитии творческой активности детей  важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творчески-исполнительную деятельность каждого ребенка.                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                 

Список  использованной литературы

Абранян, Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абранян. – М.: 2000. – 176 с.

Кожухова  Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель  по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 2002. – 320 с.

Спутник руководителя физического воспитания дошкольного  учреждения: Методическое пособие для  руководителей физического воспитания дошкольных учреждений/ под ред. С.О.Филипповой. – СПб.  – 2005. – 416 с.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и  развития дошкольников./Э.Я.Степаненкова. – М.: 2001. – 168с.

Степаненкова  Э.Я.   Подвижные   игры   как   следствие  гармоничного развития дошкольников./ Э.Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 1995.– № 12. – с.23–25.

Физическое  воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений/ под ред. С.О.Филипповой. – М., 2007.– 224 с.

Шебеко  В.Н.   Физическое   воспитание   дошкольников   /   В.Н. Шебеко. – М.:2000. – 17            


Информация о работе Исследовательская работа по формированию волевых качеств личности у дошкольников в процессе игровой деятельности