Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 03:42, курсовая работа
Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д.А.Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры». Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились действительно самостоятельными.
Введение
Глава 1.Теоретические основы изучаемой проблемы
1.1 Волевые качества личности дошкольника
1.2 Игра как вид деятельности в старшем дошкольном возрасте
1.3 Роль подвижных игр в формировании волевых качеств дошкольника
Выводы по главе
Глава 2. Исследовательская работа по формированию волевых качеств личности у дошкольников в процессе игровой деятельности
2.1 Изучение сформированности волевых качеств у дошкольников
2.2 Система работы по формированию волевых качеств дошкольника через игру
Заключение
Список литературы
Придумывание новых игр дается не всем детям. Причинами этого являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта, организованность педагогического процесса, не всегда достаточно побуждающего ребенка к творчеству. При умелом руководстве игрой можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально-активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.
Развитие двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач. Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творчески-исполнительную деятельность каждого ребенка.
Методика проведения творческих подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Главным мотивом детского творчества является стремление выражать свои переживания, впечатления, осваивать их в деятельности. Подвижная игра всегда требует от детей творческой активности: найти рациональные способы действий, самостоятельно принять правильное решение, найти выход из создавшейся игровой ситуации. Она является одним из источников детского творчества, даёт пищу детской фантазии, будит мысль.
В развитии творческой деятельности малышей важную роль играет искусство руководства ею педагогом. Расширяет двигательный опыт детей, воздействуя на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творческую деятельность детей. При проведении игры, внесением вариантов её воспитатель постепенно привлекает детей к творческим поискам. Например, при последующем проведении игры можно предложить детям подумать и сказать, от кого ещё могут улететь воробушки. Дети говорят: от кошки, собачки, мальчика и т.д.
К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными, поэтому в подвижной игре усложняются двигательные задачи. В развитии творческой активности детей среднего возраста перед педагогом стоит сложная задача: создать атмосферу радости, воодушевления. Важно помогать ему, накапливать опыт в самых разных видах деятельности, повышать интерес к окружающему. Дети отчётливо видят цель игры. У всех детей развивается воображение, но у каждого ребёнка оно проявляется по-разному, индивидуально. Важное место занимают сюжетные подвижные игры. Сюжетная форма деятельности способствует успешному формированию творческой активности. Дети способны увлечённо и самозабвенно заниматься доступными им видами творческой деятельности. Ребёнок способен выражать своё отношение к персонажам игры. Имея определённый запас знаний, умений и навыков, делают попытку придумывать варианты игр, придумывают сюжетные подвижные игры, вначале по аналогии с уже известными, а затем с новым содержанием.. Постепенно руководя развитием творчества, воспитатель подводит некоторых из них к самостоятельному придумыванию игр.
К старшему дошкольному возрасту у
детей накапливается
Творчество в подвижных играх, особенно сюжетных, развивается постепенно: вначале дети создают комбинации движений, некоторые по аналогии с товарищами, а затем и самостоятельно. Варьируя сюжетные игры и подключаясь к придумыванию новых игр, дети сначала меняют название игры и вводят в неё какой-нибудь персонаж. Постепенно придумывают игры по литературным произведениям, запомнившимся кинофильмам, мультфильмам, телепередачам и, наконец, сочиняют свои. Под влиянием художественных произведений, сюжетных рассказов воспитателя, а так же выполнения детьми творческих заданий значительно возрастает интерес и творческое отношение детей к игровой деятельности. Однако, владение воспитателя соответствующей методикой содействует формированию творческой деятельности у большинства детей.
Творческие подвижные игры – это игры созданные (придуманные) самими детьми на основе картин, знакомых литературных произведений.
Для воспитания у детей самостоятельности
творчества необходимо вооружить воспитателя
соответствующей методикой. Для
содержательного и эффективного
проведения подвижных игр с детьми
необходимо проводить большую
Выявление сформированности творческих способов действий целесообразно проводить по следующим направлениям:
1. Отношение детей к творчеству: увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний.
2. Доступное ребенку качество способов творческих действий: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, своеобразие способов действий.
3. Показатели качества детского творчества: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, предметов, персонажей и их отражение в действии, в игре.
Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимая ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.
Развитие
двигательного творчества формирует
пытливый ум ребенка, заряжает его весельем,
радостью, формирует стремление быть
здоровым и крепким, готовым к
решению сложных задач. Итак, в
развитии творческой активности детей
важное место отводится эмоционально-
Список использованной литературы
Абранян, Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абранян. – М.: 2000. – 176 с.
Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 2002. – 320 с.
Спутник руководителя
физического воспитания дошкольного
учреждения: Методическое пособие для
руководителей физического
Степаненкова
Э.Я. Теория и методика физического воспитания
и развития дошкольников./Э.Я.
Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников./ Э.Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 1995.– № 12. – с.23–25.
Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений/ под ред. С.О.Филипповой. – М., 2007.– 224 с.
Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Шебеко. – М.:2000. – 17