Исторические предпосылки формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 12:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: охарактеризовать политические воззрения Джавахарлала Неру.
Задачи контрольной работы
1. Проследить жизненный путь политика, составить представление о нем, как о личности. Кем он был?
2. Дать характеристику политическим взглядам Неру, его роли в истории.

Вложенные файлы: 1 файл

Азия и Африка.docx

— 43.89 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Актуальность данной темы. Джавахарлал Неру крупнейший политический деятель, один из выдающихся лидеров национально-освободительного движения, борец за мир, демократию и социальный прогресс, убежденный противник социальной несправедливости и национального угнетения, искренний друг Советского Союза — таким запечатлелся в памяти современников Джавахарлал Неру. Время неудержимо идет вперед, и вот уже около полувека отделяют нас от дня кончины Джавахарлала Неру — дистанция, позволяющая с большей ясностью увидеть весь жизненный путь и объективно оценить значение и последствия многогранной деятельности этого человека. Образ Джавахарлала Неру как выдающегося лидера Индии, одного из лучших выразителей идеи национального освобождения и социального прогресса остался неизменным. Интерес к этой крупной фигуре не иссякает. В известной мере он поддерживается обаянием личности Неру, которому поддавались не только те, кому посчастливилось встречаться с ним, но и те, кто знакомится с его богатым литературным наследием, с многочисленными мемуарами и научными публикациями, запечатлевшими его образ. Но главная причина неослабевающего внимания исследователей и читателей к Неру и его выдающейся исторической роли в том, что как мыслитель он коснулся массы проблем, волнующих человечество по сей день. Наследие Джавахарлала Неру, его идеи и политическая деятельность сегодня привлекают внимание не только в Индии, но и далеко за ее пределами. Многие этапные и переломные события политической истории современной Индии сфокусировались на незаурядной личности Джавахарлала Неру. Основы современной политической жизни индийского государства восходят к первой половине двадцатого века, когда стали формироваться политические, правовые и идеологические предпосылки, впоследствии способствовавшие развитию национально-освободительного движения, которое в 1947 году увенчалось завоеванием независимости. В развитии этого процесса значительная роль принадлежит Дж. Неру. Личность Неру наложила свой отпечаток на целые десятилетия суверенной Индии [Гопал С. Джавахарлал Неру. Биография: В 3-х т. Т. 1. - Пер. с англ. Общая редакция . П. В. Куцобина.- М., 1989. стр. 192 – 195].

Научная новизна заключается в самой постановке этой ещё недостаточно исследованной проблемы в зарубежной и отечественной историографии в качестве попытки всесторонне и комплексно изучить наиболее важные вопросы, касающиеся жизни Джавахарлала Неру.

Хронологические рамки работы охватывают следующий период: 1889-1964 годы. Первая дата- это год рождения Джавахарлала Неру.мы не могли обозначить более позднюю дату, например, с момента начала его активной политической деятельности, т.к. включили в содержание работы биографию политического деятеля. Вторая дата – год смерти Джавахарлала Неру, - обусловлена тем, что вплоть до своей смерти он активно участвовал в политической жизни Индии.

Цель контрольной работы: охарактеризовать политические воззрения Джавахарлала Неру.

Задачи контрольной работы

1. Проследить жизненный  путь политика, составить представление  о нем, как о личности. Кем  он был?

2. Дать характеристику  политическим взглядам Неру, его  роли в истории.

Степень разработанности. В  работе мы опирались на труды таких  авторов как Мартышин О.В. (1937), Ульяновский  Р.А., Вафа А.Х. и Литман А.Д. И историки, и современники Неру они сходятся во мнении, что последний был гениальным политиком и выдающийся лидер.

 

1. Биография. Исторические предпосылки формирования личности

 

Джавахарлал Неру (Javaharlal Nehru; известен также как Пандит (Учёный) Неру) (14 ноября 1889 – 27 мая 1964) – один из лидеров левого крыла индийского национально-освободительного движения и Индийского национального конгресса, ставший первым премьер-министром Индии после обретения страной независимости 15 августа 1947. Умер 27 мая 1964 года от сердечного приступа.

Неру родился 14 ноября 1889 г. в Аллахабаде. Его отец Мотилал Неру был одним из руководителей крупнейшей в стране партии Индийский национальный конгресс.

Своего сына Джавахарлала (чьё имя переводится с хинди как «драгоценный рубин») он отправил в престижную английскую школу в Харроу. В 1912 году Неру окончил юридический факультет Кембриджского университета и вернулся в Индию. Он поселился в Аллахабаде и работал в адвокатской конторе отца.

Одновременно Неру стал одним  из активистов ИНК, боровшегося за независимость  Индии ненасильственными средствами. На родную землю он смотрел глазами  человека, получившего европейское  образование и глубоко усвоившего западную культуру.

Знакомство с учением  Ганди помогло вернуться на родную почву и синтезировать европейские  идеи с индийской традицией. Неру, как и другие лидеры ИНК, исповедовал доктрину Махатмы Ганди.

Колониальные власти неоднократно бросали Неру в тюрьмы, где он провёл в общей сложности около 10 лет. Неру принял активное участие  в инициированной Ганди кампании несотрудничества с колониальными властями, а затем – в кампании бойкота британских товаров. Однажды полицейские пытались подбросить ему револьвер, но Неру с негодованием отшвырнул оружие прочь.

В 1927 году Неру был избран председателем ИНК. В 1938 году численность  партии возросла до 5 млн человек, увеличившись более чем в 10 раз. Но к тому времени обозначился раскол между индуистами и мусульманами. Партия последних – Мусульманская лига – стала выступать за создание независимого исламского государства Пакистан – «страны чистых».

В 1946 году Неру стал вице-премьером  Временного правительства Индии  – Исполнительного совета при  вице-короле Индии, а в июне 1947 года – первым главой правительства и  министром иностранных дел и  обороны независимой Индии [Насенко Ю.П. Джавахарлал Неру и внешняя политика Индии. М., 1975. с. 183].

В июле 1947 года Всеиндийский комитет ИНК большинством голосов  принял британское предложение о  разделе Индии на два государства  – Индийский Союз и Пакистан. 15 августа 1947 года Неру впервые поднял флаг независимой Индии над красным  фортом в Дели. В феврале 1948 года Индию покинули последние контингенты  британских войск. В 1947–1948 годах прошла война между Индией и Пакистаном из-за Кашмира.

В результате треть спорного штата оказалась под контролем  Пакистана, а основная часть была включена в состав Индии. Большинство  индуистского населения доверяло ИНК.

На выборах 1947 года соратники  Неру завоевали 86% всех мест в парламенте. Неру удалось добиться присоединения  к Индийскому Союзу почти всех индийских княжеств, 555 из 601.

В 1954 году к Индии были присоединены французские, а в 1962 году – португальские анклавы на побережье. В январе 1950 года по инициативе Неру Индия была провозглашена светской и демократической республикой.

Конституция Индии включала в себя гарантии основных демократических  свобод и запрет дискриминации по признакам религии, национальности или касты. Система правления была президентско-парламентской, но основная власть принадлежала премьер-министру, избираемому парламентом. Парламент стал двухпалатным, состоявшим из народной палаты и совета штатов.

28 штатов получили широкую  внутреннюю автономию, право на  собственное законодательство и  полицию, регулирование экономической  деятельности. В дальнейшем число  штатов возросло, так как было  создано несколько новых штатов  по национальному признаку [Мартышин О.В.; Политические взгляды Джавахарлала Неру / Отв. ред.: Ульяновский Р.А. – М., 1981. c. 75-80].

В ноябре 1956 года было создано 14 новых штатов и 6 союзных территорий. Все они, в отличие от старых штатов, были более или менее однородны  в этническом отношении. Было введено  всеобщее, прямое, равное и тайное голосование  всех граждан, начиная с возраста в 21 год, и мажоритарная система представительства.

 

2. Взгляды Джавахарлала Неру на социально-политические процессы в истории

 

В данном подразделе анализируется  динамика взглядов Джавахарлала Неру на социализм, освещает социальная история в исследованиях Неру, а также особенности развития индийской социальной системы в изложении Неру.

Несовпадающее развитие исторических и политических взглядов Неру на социализм  обусловило господствующую в историографии  точку зрения о противоречивости его мировоззрения в целом.

Внутренняя противоречивость мировоззрения Неру оказывается  только в конце 20 - в 30-ые годы, что  объясняется господством марксистской тенденции в его политических взглядах и унаследованным от фабианского  социализма духовным или моральным  подходом в исторических взглядах.

В следующий период идейно-теоретического развития исторические взгляды Неру на социализм приобретают последующее  развитие за счет послабления его  интереса к марксизму. В середине 50-х годов в исторической концепции  социализма Неру происходит окончательное  смещение акцента из социально-экономических  аспектов на социокультурную сторону  социализма. В политической сфере  Неру принимает концепцию смешанной  экономики и склоняется к сочетанию  социалистического и капиталистического путей развития, которые должны в  единстве обеспечить переход к социально-экономическому расцвету Индии. Таким образом, социализм  Неру являет собой сформированную идеологическую концепцию, в которой органически  совмещались политические и исторические стороны. Неру отклонял марксистское положение  о социальной гегемонии пролетариата и его безусловной исторической прогрессивности. В своих исследованиях он доказывал, что средний класс является движущей силой социального прогресса [Ленько О.В. Джавахарлал Неру о сущности, месте и задании национализма // Восточный мир. - Киев 2000. с. 97-103]

Особенное внимание Неру обращал  на негативные социальные последствия  искусственных реформ, которые не основываются на традициях и особенностях народов, а также на негативную сторону  объективно прогрессивных нововведений, которые носили фрагментарный характер и проводились без дополнительных изменений во всех направлениях социально-экономической  политики. Неру был уверен, что проведение социокультурной политики, которая ограничивает стимул к стяжанию в обществе, устранит в будущем много препятствований, и, таким образом, обеспечит переход к социальной системе, которая быстро будет развиваться. В истории развития социальной системы Индии Неру видел как периоды большего или более малого прогресса, так и периоды регресса. Идея группы, которая всегда была в основе индийской социальной системы, по мнению Неру, не только не обветшалая, но в перспективе будет приобретать все большую научно-теоретическую и практическую значимость.

Неру считал, что индийская  концепция кооперативно групповой  социальной системы, которая опирается  на принцип функциональности социальных групп, должна естественным путем трансформироваться в новых, более прогрессивные  формы социального уклада общества.

По мнению Неру, социокультурные  факторы должны быть движущей силой  политической деятельности людей. Отсутствие любых проявлений демократии в период феодализма Неру связывал с политическим господством церкви и считал божеское право королей анахроническим. Природу  власти Неру рассматривал как извечно  порочную, и был уверен в том, что  ни один человек, насколько большой  она не является, не повинная стоять вне критики. Неру понял, что “фашистский  метод”, который заключается в  создании широкого массового движения, может не вступать в споры с  “демократическим методом”, который предусматривает принуждение меньшинства большинством [Винокуров Ю.Н., Хорос В.Г. Концепция модели “индийского социализма” Джавахарлала Неру М., 1989. с. 211]

Его категорическое неприятие  фашизма объясняется тем, что  он связывал либерально гуманистическую  традицию ХІХ ст. в большей мере с марксизмом, чем с фашизмом. Неру сформулировал моральный подход к политике и был негативно настроен относительно авторитарной системы правления. Политическим кредо Неру были высокие моральные принципы, которые неминуемо оправдывают себя в глобальной исторической перспективе. В результате исторических исследований понятия демократии в его мировоззрении испытало значительную трансформацию от формальной демократии 20-х - конца 30-х годов к политической демократии, синтезированной с экономической демократией в следующем периоде. Окончательное понимание демократии Неру проявилось в 50-ые годы в форме демократического социализма, в котором основной акцент, как и в историческом социализме Неру, был сделан на социокультурном аспекте. Субъектом демократии Неру считал доминирующий средний класс, но в то же время предостерегал от желания принятие коммунистических представлений о демократии, где масса является метафизическим понятием. В связи с этим, Неру не идеализировал закон, установленный даже демократическим путем, и считал необходимым применение контроля над законодательной деятельностью. Осознание растущей власти науки и просветительства позволило ему допустить, что в перспективе политические изменения будут происходить в направлении “демократически запланированного коллективизма”. Неру считал, что община в Индии была основой политической системы, и потому в будущем она должна стать административной и избирательной единицей в пределах более широкой политической системы. Такое негативное явление в государственном управлении как бюрократизм, Неру связывал с безответственностью чиновников перед народом и ограниченностью их мировоззрения. Он считал, что когда бюрократический подход в государстве становится господствующим, то возникает бюрократическая и деспотическая система, которая становится ускорителем последующей бюрократизации служащих [Евтушенко А.Б. Трансцендентное в формировании политической культуры государственного деятеля и анализ взглядов и деятельности Джавахарлала Неру // М., 1999. с. 234-247]

Информация о работе Исторические предпосылки формирования личности