Исторические предпосылки формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 12:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: охарактеризовать политические воззрения Джавахарлала Неру.
Задачи контрольной работы
1. Проследить жизненный путь политика, составить представление о нем, как о личности. Кем он был?
2. Дать характеристику политическим взглядам Неру, его роли в истории.

Вложенные файлы: 1 файл

Азия и Африка.docx

— 43.89 Кб (Скачать файл)

Единственным путем борьбы с бюрократией и коррупцией Неру считал брахманизацию духу государственных служащих, то есть значительное повышение их морально-этического уровня, и потому обнаруживал некоторую склонность к элитаризму. Неру был уверен, что целью любых политических изменений, в конце концов, должно быть повышение жизненного уровня масс, обеспечения промышленного и культурного развития нации [Ульяновский Р.А. Три лидера. Мохандас Карамчанд Ганди, Джавахарлал Неру, Индрина Ганди. М., 1986. с. 172]

Он отмечал, что прогресс стал общим делом, и если люди откажутся  от международного единства и некоторой  международной организации, то, по его  мнению, должны возникнуть наднациональные  районы, которые будут функционировать  как одно огромное государство. На фундаментах  своих общественно-политических исследований Неру пришел к выводу, что основой  политического единства выступает  единство историческая и эмоциональная.

 

3. Влияние общественно-политических  взглядов на государственную  деятельность Джавахарлала Неру

 

Подраздел освещает осуществление  социально-экономической модернизации Индии под руководством Неру, изучается  связь общественно-политических взглядов Неру с политической модернизацией  Индии.

Неру целеустремленно  и последовательно осуществлял  свой социально-экономический курс на создание государственного сектора  и кооперацию сельского хозяйства  в Индом.

Под его руководством развернулась широкая индустриализация Индии, создавался мощный государственный сектор индийской  экономики. Благодаря осуществлению  политики импортозамещения в начале 60-х годов правительства Индии удалось в некоторой степени сократить удельный вес дефицита торгового баланса. Курс Неру на введение сельхозкооперации был магистральным путем проведения ускоренной модернизации сельского хозяйства и должен был обеспечить преодоление дуализма индийской экономики и успешное осуществление индустриализации Индии. Неру активно выступал за развитие общей обработки земли, но считал, что на данном историческом этапе коллективная обработка земли менее эффективна в производственном отношении [Васильев Л.С. История Востока. М., 2001. с.217].

Понимание Неру демократического социализма как синтезу политической и экономической демократий наложило непосредственный отпечаток на второй пятилетний план. В нем кооперативное  сельское управление (политическая демократия), в сущности, приравнивалось к земледельческим  кооперативам (экономическая демократия). Валютный кризис 1957 -1958 гг. не позволила  Неру начать переход к ускоренной индустриализации - идее, которую он вынашивал в течение 30, - 40-х гг..

Основная ошибка Неру была в том, что он проигнорировал необходимость  размораживания золотого запаса, которое  должно было резко повысить инфляционные ожидания и помешать возникновению валютного кризиса. Невзирая на взрыв рождаемости в начале 50-х годов и, как следствие, падения показателя национального дохода (НД), Неру удалось достичь долгосрочного прироста чистого национального продукта (ЧНП), - показателя, который более верно отображает уровень благосостояния людей в условиях дуальной экономики. Неру хотел создать общество, где народ будет выступать инициатором позитивных превращений, а не государство, которое в большинстве случаев является единственным организатором и проводником радикальных превращений[Мировоззрение Джавахарлала Неру. М., 1973. с. 47-49].

Наиболее важны рычаги власти приводились в действие под  воздействием индийского неотрадиционализма, который способствовал сочетанию принципов традиционной и харизматичной власти и ограничивал потенциальные возможности рационально легальной власти, которая была дискредитированной за годы колониализма. Потому парламентскую демократию (механизм действия политической демократии) Неру решил покорить интересам исполнительной власти, которая, согласно с традицией, была монополией Индийского национального конгресса (ИНК). Неру рассчитывал реализовать свою концепцию демократического социализма не столько путем парламентской демократии, которая для него превратилась в рычаг власти, сколько через развитие демократии на местном уровне. Таким образом, постепенно шел процесс укрепления центральной власти в большей мере, чем это предусматривалось Конституцией Индии. Основными рычагами усиления власти Неру были мажоритарная система и Высшее руководство (High Command) [Ленько О.В. Джавахарлал Неру о сущности, месте и задании национализма // Киев 2000. с. 148]

Комплексный исторический подход к национализму позволил Неру в период пребывания при власти направлять регионализм  руслом национализма, то есть совмещать  процесс пробуждения национального  самосознания у индийских этносов  с высшей целью - развитием национального самосознания, которое, в свою очередь, укреплялось принципами интернационализма. В исторической перспективе Неру отводил национализму достаточно высокое, почетное место, которое тот должен был занимать в процессе социализации международной структуры.

Неру отдавал преимущество стратегии неприсоединения, потому что, по его мнению, в динамическом ядре цивилизации каждого большого народа существуют “некоторые черты  величия”, и потому кратчайшим путем  до всестороннего прогресса Индии  должно быть взаимное обогащение больших  государств (цивилизаций) и Индии. Благодаря  цивилизационному подходу Неру определил  три приоритетных партнеров Индии  на международной арене: Америка, Россия и Китай.

Таким образом, цивилизационный  подход стал идейно-теоретическим обоснованием политики неприсоединения, и позволил Неру более четко увидеть как  позитивные, так и негативные черты  США и СССР, подталкивал его  к привлечению лучшего опыта  обоих сверх государств. Субъективное и в некоторой степени патетическое отношение Неру к культуре Китая  вместе с его методологическими  ошибками в исторических исследованиях  привело к отрыву политической практики Неру от исторической традиции Китая. Наиболее ярко это оказалось в том, что Неру рассматривал Юго-восточную Азию (ПСА) как сферу цивилизационного влияния Индии и не учитывал традиционные геополитические интересы Китая в этом регионе. Вооруженное увлечение португальских колоний Диу, Гоа и Даману в 1961 г. было серьезным внешнеполитическим просчетом Неру, потому что, рядом с разными подходами Индии и КНР к решению проблемы Тибета, это стало одной из причин аннексии КНР части индийской территории в 1962 году.

Цивилизационный подход Неру сыграл определяющую роль в решении  правительства Индии оставить связь  с Содружеством наций. Кстати, исключительно  личная позиция Неру обусловила последующее  пребывание Индии в составе Содружества  наций. Неру сознательно пытался  изменить социокультурную традицию Индии, чтобы сделать ее традиционалистской, то есть, изменив сущность, предоставить ей гибкости и мягкости для взаимодействия с новациями. Неру внес изменения в два последних ведичних ашрами (ванапрастха и саньясин), обращение к которым явно не отвечало современному образу жизни и могло создать определенные социально психологические преграды на пути модернизации Индии. Следует отметить, что он открывал Индию не столько для европейцев, сколько для европеизированной индийской элиты, подобной ему, что была в значительной степени оторвана от своих корней[Баранов С. В поисках статуса мировой державы /Азия и Африка сегодня, 2002, №9].

Учитывая это, необходимо признать, что Неру не всегда точно  интерпретировал социокультурную  традицию с целью предоставления ей большей гибкости и способности  приспосабливаться к потребностям индийского общества, которое модернизировалось. Он верно нашел единственную для Индии религиозную “сущность”, философскую основу - адвайта веданту - но не смог предоставить ей религиозной “формы”, потому что это нуждалось бы в разрыве с индийской социокультурной традицией, которая освящала плюрализм мыслей и непрерывное развитие путем трансформации, то есть изменения форм. Неру так и не удалось подключить к процессу модернизации Индии религиозную традицию, которая отличалась высокой функциональностью, гибкостью, способностью к саморазвитию. Неру смог усилить позиции государства в начальном и среднем образовании, что способствовало послаблению кастовой системы. Он активно содействовал развитию высшего технического образования и фундаментальных наук в Индии[Баранов С. В поисках статуса мировой державы /Азия и Африка сегодня, 2002, №9].

 

Заключение

Частичное несовпадение развития исторических и политических взглядов Неру обусловило неверную, но господствующую в отечественной и зарубежной историографии точку зрения о  противоречивости его мировоззрения  в целом. Неру сформулировал моральный  подход к политике, за которым моральные  принципы неминуемо оправдывают  себя в глобальной исторической перспективе. На основании исторических исследований Неру пришел к выводу, что средний  класс является движущей силой социального  прогресса, и потому пытался обеспечить благоприятные условия для его  развития, как путем ограничения  интересов большого капитала, который  рвался к власти, так и путем  активной борьбы с бедностью большинства  индейцев. В процессе своих общественно-политических исследований Неру приобрел твердую  уверенность в прогрессивности  демократии, и потому отказался от диктатуры или жесткого авторитаризма.

Под его руководством началась широкая политическая модернизация Индии, которая охватила всю общественно-политическую систему страны, включая общественную и государственную идеологии. Особенностью политической модернизации Индии стал курс Неру на укрепление демократии в Индом. Он предусматривал максимально возможную концентрацию власти на высшем государственном уровне при сохранении парламентской демократии в сочетании с максимальной демократизацией и децентрализацией на низших уровнях власти, то есть на уровне местного самоуправления. Неру хотел создать гражданское общество, в котором народ должен был быть источником стабильных позитивных изменений, а не государство, которое, как правило, является главным инициатором и проводником радикальных превращений. Государственной идеологией в Индии стал демократический социализм, которой предусматривал построение смешанной экономики, укрепления демократии и внедрения широких социальных программ[Винокуров Ю.Н., Хорос В.Г. Концепция модели “индийского социализма” Джавахарлала Неру М., 1989. с.287=290].

В качестве общественной идеологии  Неру оставил национализм, при условиях его многоуровневого осознания. Комплексный исторической подход к  национализму позволил Неру в период пребывания у руля власти направлять регионализм руслом национализма, то есть совмещать процесс пробуждения  национального самосознания у индийских  этносов с высшей целью - развитием  национального сознания, которое, в  свою очередь, он крепил принципами интернационализма. Результатом общественно-политических исследований Неру стало создание собственной  концепции социализма. Основным содержанием  данной теоретической концепции  было создание прогрессивного, гармоничного общества, которое основывается на принципах равных возможностей, социальной справедливости, демократии и общественной (государственной) собственности на основные средства производства [ Юрьев А.Ю., Вавилов В.В. Политические портреты борцов за национальную независимость. М., 1983. с. 93-94]

Особенностью социализма Неру является приоритет в исторической перспективе социокультурных факторов над экономическими факторами общественного  развития, что ставило социальный прогресс в непосредственную зависимость  от степени духовного и морального совершенствования людей. Основным путем построения более совершенного общества Неру считал сочетание научного подхода, основанного на эмпирическом опыте, с философией, которая опирается  на логические выводы, и с религией, которая неразрывно связана с  интуицией. Религиозные, философские, исторические, социально-экономические  и политические установки Неру создают  своеобразную, но непротиворечивую идеологическую систему, которую можно определить как новый социализм или неосоциализм.

Главным заданием “курсу Неру”  было преодоление стихийности капиталистической  системы путем развития государственного и частного секторов экономики, перехода к плановой регуляции. Понимания Неру экономического роста как социально-экономической категории, сущностью которой является кооперация, обусловило его расположение к идее внедрения кооперативной системы в сельском хозяйстве Индии, поддержку кооперативного движения в кустарной промышленности и малом бизнесе. Курс Неру на внедрение сельскохозяйственной кооперации должен был обеспечить преодоление дуализма индийской экономики. Недостаточно глубокие знания Неру относительно основ и опыта осуществления финансовой и денежно-кредитной политики объясняют неудачу в проведении ускоренной социально-экономической модернизации Индии. Валютный кризис 1957-1958 гг. в Индии не позволил Неру начать переход к ускоренной индустриализации.  Ускоренная индустриализация повлекла в начале 60-х годов неожиданный для правительства Индии рост занятости населения в малом бизнесе, который успешно обслуживал потребности рынка и государственного сектора [Хрестоматия по новейшей истории. Т. 1,2. Учебное пособие для студентов исторических факультетов университетов и педагогических институтов. М., 1960. с.176-178].

Цивилизационный подход стал идейно-теоретическим обоснованием политики неприсоединения в мировоззрении  Неру. Этот подход позволил Неру увидеть  историческую необходимость сохранения связи Индии с Британским содружеством наций, углубить финансово-экономическое  и научно-техническое сотрудничество с СССР и США, распространить цивилизационное  влияние на ПСА. Политика неприсоединения  для Неру была не только наиболее выгодной внешнеполитической стратегией Индии, а также одним из методов построения “современной цивилизации”, которая  должна была создать условия для  полноценного развития всех наций. Субъективное и в некоторой степени патетическое отношение Неру к культуре Китая в сочетании с методологическими ошибками в его исторических исследованиях обусловило отрыв политической практики Неру от самовыключения исторической традиции Китая. Рядом с несостоятельностью Неру подключить к процессу модернизации Индии религиозную традицию, к существенным просчетам Неру также следует отнести и то, что он не смог обеспечить преемственность своей идеологической и политической линии[Юнель А.И. Советско-индийские связи. 1917 - 1939. М., 1993. с.93].

Информация о работе Исторические предпосылки формирования личности