Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:45, реферат
Целью данной работы – рассмотреть, как изменялось представление человека о психических явлениях в процессе исторического развития, и как вместе с тем менялся предмет исследований психологической науки.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные исторические этапы развития психологии;
- проследить за изменениями в подходах к психологии в разные исторические периоды.
Введение 3
1 Психология как наука о душе 4
2 Психология как наука о сознании 6
3 Психология как наука о поведении 9
4 Психология как наука о психике 15
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Содержание С
Введение 3
1 Психология как наука о душе 4
2 Психология как наука о сознании 6
3 Психология как наука о поведении 9
4 Психология как наука о психике 15
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Введение
Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. Известный психолог конца XIX – начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно – у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и появлением собственных экспериментальных методов. Это произошло во второй половине XIX в., но истоки психологии теряются в глубине веков.
Целью данной работы – рассмотреть, как изменялось представление человека о психических явлениях в процессе исторического развития, и как вместе с тем менялся предмет исследований психологической науки.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные исторические этапы развития психологии;
- проследить за изменениями в подходах к психологии в разные исторические периоды.
В истории психологии можно условно выделить четыре этапа. На первом этапе психология существовала как наука о душе, на втором – как наука о сознании, на третьем – как наука о поведении, а на четвертом – как наука о психике. Рассмотрим более подробно каждый из них.
1 Психология как наука о душе
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту, в свою очередь, удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.
Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII в., в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. «анима» – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как не зависимая от тела сущность, управляющая живыми и неживыми предметами.
Позднее в философских
учениях древности
Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427 – 347 гг. до н. э.), который был учеником и последователем Сократа, душа – это что-то божественное, отличающееся от тела, и она существует прежде, чем соединяется с тем. Она есть образ, и истечение мировой души. Это начало незримое, возвышенное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда последнее заковывает ее. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения.
Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа обитает в теле и исправляет его на протяжении всей жизни человека, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей». Поскольку она – самое высокое, что есть в человеке, тот должен заботиться о ее здоровье больше, чем о телесном. В зависимости от того, какой образ жизни вел человек, после его смерти душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит в идеальный мир, в мир идей, который существует вне материи и вне индивидуального сознания. «Не стыдно ли людям заботиться о деньгах, о славе и почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была лучше?» – спрашивают Сократ и Платон.
Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать ее в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций.
Философ древности выдвинул идею о душе как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. «Психе» – это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя.
Таким образом, на первом этапе психология выступала как наука о душе[2;c.11].
2 Психология как наука о сознании
Следующий этап в развитии психологии охватывает периоды Средневековья и Возрождения (V–XVвв.). На этом этапе единого понимания душевной жизни человека не существовало. Согласно богословскому направлению, душа являлась божественным, сверхъестественным началом. Изучение душевной жизни было подчинено задачам богословия. Считалось, что только внешняя сторона души, обращенная к окружающему миру, способна поддаваться человеческому постижению, величайшие тайны души доступны только в религиозном опыте.
Одновременно с суждениями
богословов на этом этапе возникло
схоластическое учение (средневековая
религиозно-идеалистическая
С XVII века развитие психологического знания характеризовалось попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских позиций, без необходимой экспериментальной базы. На этом этапе французский философ Р. Декарт (1596–1650) заложил основы детерминистской концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса. В своей работе «Трактат о человеке» ученый выступил представителем дуализма. С одной стороны, он утверждал, что между душой человека и его телом полнейшее различие: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим, способен производить в теле движения. С другой стороны, своей механистической концепцией о функционировании человека философ показал, что поведение человека управляется центральной нервной системой.
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенных учением Р.Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632–1677). Философ утверждал, что особого духовного начала нет, оно всегда есть одно из проявлений материи. Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Б. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с точностью и объективностью.
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646–1716) ввел в науку понятие о бессознательной психике. По мнению ученого, в душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил, из которых возникают сознательные желания и страсти.
Английский философ Дж. Локк (1632–1704) рассматривал душу человека как пассивную, но способную к восприятию, сравнивал ее с чистой доской. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, по мнению ученого, пробуждается, наполняется простыми идеями и начинает мыслить. Дж. Локк ввел в науку понятие «ассоциация».
В XVIII веке английский врач и священник Д. Гартли (1705–1757) основал ассоциативную психологию – направление в психологической науке, согласно которому состояние психики человека и его поведение определяются возникновением и распространением связей, ощущений, представлений и идей.
В XVIII веке немецкий философ Х. Вольф (1679–1754) в своих работах стал использовать термин «эмпирическая психология», суть которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними.
В XVII–XIX веках психология развивалась под влиянием других наук: химии, физики, физиологии, которые постепенно, приобретя собственный предмет, выделились из философии и получили статус самостоятельных наук. Произошло это благодаря становлению научного метода.
Важную роль в выделении психологии в самостоятельную науку в 60-х годах XIX века сыграло создание специальных научно-исследовательских учреждений с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Создателем первой в мире психологической лаборатории в 1879 году выступил В. Вундт (1832–1920).
Последователь В. Вундта американский психолог Э. Титченер (1867–1927) основал структурную психологию, в основу которой была положена идея элементов сознания (ощущений, образов) и структуры их отношений. Параллельно в это же время сложилась функционалистская психология, родоначальником которой явился американский ученый У. Джеймс (1842–1910).
Значительный вклад в психологию сознания внес философ Ф.Брентано (1838–1917), сформулировавший идеи об интенциальности – изначальной предметности и направленности сознания, и утверждавший о необходимости изучения не столько отдельных содержаний сознания (ощущения, мысли), сколько его актов (суждения, акты восприятия и др.) 4; c.29].
Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания. Однако сознание еще долго рассматривали отдельно от всех других естественных процессов. Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений. Но всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь – это проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания [3; с.42].
3 Психология как наука о поведении
В начале ХХ века психология переживала кризис, болезнь, по словам В. М. Козубовского, ее роста как науки. Не дал позитивных результатов метод интроспекции, не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему ее связи с физиологическими явлениями. Обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодолеть этот кризис привели к формированию нескольких противоречивых научных парадигм в психологической науке. Вся психология ХХ столетия связала себя с концепцией адаптации.
Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставится решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.
Появление и распространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психологию были введены совершенно новые факты – факты поведения, которые отличаются от фактов сознания в интроспективной психологии.
В психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов, и тем самым факты поведения в бихевиоризме и факты сознания в интроспективной психологии разводятся по методу их выявления. Одни выявляются путем внешнего наблюдения, а другие – путем самонаблюдения.
Необходимо отметить то, что помимо практической направленности, обусловленной бурным экономическим ростом , стремительное развитие бихевиоризма определяли и другие причины, первой из которых можно назвать здравый смысл. Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей поступки и само поведение этого человека. И он был прав, потому что в конечном счете наши переживания, особенности нашего сознания и мышления, т.е. наша психическая индивидуальность, в качестве внешнего проявления отражается в наших поступках и поведении. Но в чем нельзя согласиться с Уотсоном, так это в том, что он, доказывая необходимость заниматься изучением поведения, отрицал необходимость изучения сознания. Тем самым Уотсон разделил психическое и его внешнее проявление – поведение.
Вторая причина кроется в том, что, по мнению Уотсона, психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и ввести объективный научный метод. Стремление сделать психологию объективной и естественнонаучной дисциплиной привело к бурному развитию эксперимента, основанного на отличных от интроспективной методологии принципах, что принесло практические плоды в виде экономической заинтересованности в развитии психологической науки.