Исторические этапы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:45, реферат

Краткое описание

Целью данной работы – рассмотреть, как изменялось представление человека о психических явлениях в процессе исторического развития, и как вместе с тем менялся предмет исследований психологической науки.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные исторические этапы развития психологии;
- проследить за изменениями в подходах к психологии в разные исторические периоды.

Содержание

Введение 3
1 Психология как наука о душе 4
2 Психология как наука о сознании 6
3 Психология как наука о поведении 9
4 Психология как наука о психике 15
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат психология.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Подытоживая вышесказанное, следует признать, что психологическая наука, пройдя долгий путь, находится в настоящее время на стадии своего раннего развития (Т. Кун), о чем свидетельствует отсутствие в ней единой научной парадигмы. Полипарадигмальность психологии, однако, – это не зло, а условие ее развития (С. Д. Смирнов) [4; с. 32].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Психология прошла длинный  путь развития, в ходе которого происходило изменение понимания ее объекта, предмета и целей. Психология имеет свою историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.

Первый этап – психология как наука о душе. На этом этапе  представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель в своем трактате «О душе» выделял растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

Второй этап – психология как наука о сознании. На этом этапе (XVII в.) были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. В то же время Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее, в XVII в., английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.

Третий этап – психология как наука о поведении. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека. В это время психология превращается в самостоятельную отрасль, что связано с разработкой метода условных рефлексов в физиологии и практикой лечения психических заболеваний, а также проведением непосредственных экспериментальных исследований в области психики.

Четвертый этап – психология как наука, изучающая  объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Начиная с середины XX в. психология стала превращаться в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую практические интересы людей и общества.

Зарубежная психологическая  наука использовала различные подходы к осмыслению психики человека: психоаналитический (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.); бихевиористский (Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.); когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.); гуманистический (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др).

Российская психологическая  наука придерживается диалектико-атериалистического взгляда на происхождение психики. В конце XIX – начале XX в. его активно разрабатывали И. М Сеченов, И. П. Павлов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е гг. прошлого века эти исследования затормозились на тридцать лет и возобновились лишь в 60-е гг. Значительный вклад в этот период в разработку проблем отечественной психологической науки внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1 Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект, 2004.— 576 с.

2 Лачугина, Ю. Н. Психология / учебное пособие/ Ю. Н. Лачугина; Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск: УлГТУ, 2007. –  69с.

3 Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с

4 Мирзаянова, Л. Ф. Общая психология: Лекции и дидактические спектакли: учеб.-метод. пособие для студентов высш. учеб. заведений пед. специальностей/Л.Ф. Мирзаянова. – Барановичи: РИО БарГУ, 2008. –  280 с.

5 Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века: учеб. пособие. – М. , 1996. – 416 с.




Информация о работе Исторические этапы психологии