Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:58, контрольная работа
Цель исследования: исследовать процесс развития PR в России.
Задачи исследования:
1. Проследить историю возникновения и развития PR;
2. Проанализировать особенности PR в России;
3. Охарактеризовать каждый этап эволюционного развития PR в России;
4. Охарактеризовать современный этап эволюционного развития PR в России:
· рассмотреть и проанализировать деятельность ведущего на российском рынке PR-агентства.
Введение 1
I глава. Теоретические основы проблемы развития PR в России и зарубежом 3
1.1 История возникновения и развития PR 3
1.2 Американский период PR 3
1.3 Предпосылки появления PR в России и его особенности 6
II глава. Опытные исследования по выявлению этапов развития PR в России 8
2.1 Характеристика этапов развития PR в России 8
1985 - 1991 гг. «PR в период перестройки и гласности» 9
1991 - 1996 гг. «Государственный Pr в условиях формирования новой российской системы власти» 12
1996 - 2000 гг. «Государственный ПР в условиях номенклатурного реванша» 13
2000 - 2001 гг. - «PR. В начале нового века» 13
2.2 Современный этап эволюционного развития PR в России 14
2.2.1 Пиарщики как социальная группа 15
2.2.2 Образование в области PR 16
2.2.3 История РАСО 16
2.2.4 Деятельность агентства «Обратная связь» 18
2.2.5 Перспективы развития PR в России 20
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Приложения 22
Приложение 1 22
СПРАВКА: 22
Приложение 2 24
СПРАВКА: 24
Немаловажную роль в развитии PR сыграл ещё один фактор. Возникновение могущественных монополий, концентрация богатства и власти вызвали в начале XX в. мощную волну протестов, в свою очередь, инициировавших серию реформ. Борьба противоборствующих сил во многом сформировала современный Public Relations.[2]
3. «Эра убеждения» (середина ХХ в.)
Цель: влияние на общественное мнение и поведение.
Характер коммуникаций: двусторонняя.
Где практикуется в настоящее время: конкурентно-ориентированный бизнес.
Самой известной фигурой
этого периода стал Э. Бернайз -- первый
теоретик в области PR. C 1950-х гг. Public
Relations стал отдельной профессией со
своим предметом исследования, и
ряд появившихся в то время
учебников подкреплял нарастающую
тенденцию к необходимости
4. «Эра взаимовлияния» (конец ХХ в.)
Цель: взаимопонимание и разрешение конфликтов.
Характер коммуникаций: двусторонняя.
Где практикуется в настоящее время: регулируемый бизнес, правительство, некоммерческие организации.
В постиндустриальном информационном
обществе происходит ускоренный рост
высоких технологий и увеличение
числа коммуникационных каналов. Возрастает
спрос на PR-технологии в бизнесе,
политике и социальной сфере. Интернет
открывает новые возможности
для развития PR. Связи с общественностью
распространяются вширь и вглубь,
становятся полноправным, необходимым,
конкурентоспособным
Появление в России PR как
области профессиональной прикладной
и научной деятельности было вызвано
объективными условиями развития общественных
отношений, институтов гражданского общества,
а также социально-
Но, несмотря на серьёзные
трудности, уже сейчас можно говорить
о существовании в России PR как
сферы профессиональной деятельности.
Однако профессионалы в области
паблик рилейшнз находятся в очень
сложном положении, так как они
вынуждены не просто работать в трудных
условиях, доказывая тем самым
право PR на существование, но и постоянно
стремятся сломать существующий
в обществе стереотип негативного
отношения к PR, возникший после
ряда нашумевших избирательных кампаний,
во время которых широко применялись
нелегитимные политические технологии,
выбросы компромата и т.п. В результате
в массовом сознании такие термины
как "паблик рилейшнз", "избирательные
технологии", да и просто слово "технологии"
применительно к политике, стали
едва ли не ругательными. "Масла в
огонь" постоянно "подливали" СМИ,
активно эксплуатировавшие
Десять лет, в течение которых активно развивается PR в России, слишком маленький срок, для того, чтобы оценить роль конкретных личностей и действий в этой сфере.
Но, по мнению Марины Шишкиной,
председателя РАСО и декана факультета
журналистики СПбГУ, первый этап становления
уже произошел. Принятие кодекса
профессионалов в области связей
с общественностью доказывает, что
PR-профессионалы чувствуют
Практика PR возникла в России в силу таких объективных причин, как развитие основных институтов гражданского общества и стремление (чаще вынужденное) власти установить диалог с общественностью, мнение которой уже невозможно не учитывать при принятии ключевых решений.
В стремительном развитии практики PR сегодня сомневаться не приходится, так как уже сейчас нишу на рынке PR-услуг занимают десятки фирм, наиболее крупные из которых оказывают существенное влияние на российскую политическую конъюнктуру.
Большинство отечественных исследователей считают, что PR-практика зародилась в России приблизительно в 1990 году, когда первые отделы по работе с общественностью начали появляться в государственных структурах, а международные PR-агентства открыли первые представительства в Москве.
На фоне стремительно развивающейся практики PR, научная деятельность в этой области представляется менее масштабной. Практически не разработана институциональная концепция PR как науки, её методическое наполнение и даже понятийная база. Однако, по нашему мнению, подобное отставание науки от практики в данном случае вполне естественно, так как науке PR по сути присуща практическая ориентация. В этом смысле её следует сравнивать с такими прикладными науками, как медицина, химия и другие, в которых теоретические основы формируются на основе обширной практики, и только затем наступает этап научного обобщения и выработки концептуальных положений.
Феномен российского PR состоит, прежде всего, в том, что, не имея такой основательной традиции, как на Западе, он, несмотря на огромные трудности, динамично развивается и уже играет достаточно важную роль в управлении социальными процессами, а также существенно влияет на российскую политическую культуру, экономику, духовную жизнь общества. А это, в свою очередь, является свидетельством демократизации социально-политических процессов и развития институтов гражданского общества.
Безусловно, вопросы становления и развития PR, его методологии требуют дальнейшего детального изучения и являются частью одной из самых перспективных тем для исследования. [4]
В России до XX в. элементы PR в политике и бизнесе, безусловно, присутствовали, хотя и в гораздо меньших масштабах, чем в США.
Сама история взаимоотношений власти и народа на Руси является ярким примером постоянного проведения акций по «связям с общественностью». Начиная с чтения царских указов на Лобном месте Красной площади, публичных казней и пыток, определявших лицо власти, и кончая внутридворцовыми интригами и переворотами, - всё это можно смело отнести к мероприятиям PR.
В дальнейшем - с развитием
социальных структур общества - усиливалась
необходимость учёта
1917 Г. «PR В ПЕРИОД БОРЬБЫ БОЛЬШЕВИКОВ ЗА ВЛАСТЬ»
В этот период широко использовались разнообразные приёмы и методы воздействия на массы. Весь мир давно признал, что глобальным социальным изменениям он обязан тому, что произошло в России в 1917 г. перед Октябрьской революцией в России стали складываться и современные политические технологии.
В апреле 1917 г. партия большевиков
- Российская социал-демократическая
рабочая партия, затем РКП(б) - открыто
заявила о намерении взять
власть в свои руки. Это, как казалось,
была не самая могущественная партия
из 200 насчитывавшихся на тот момент
в России. Но именно ей удалось захватить,
а главное - удержать власть. Во многом
- благодаря революционной
Большевики смогли организовать
десятки газет и других печатных
изданий, которые без устали разъясняли
гражданам России, что интересы народа
может представлять лишь партия РКП(б).
причём задействовалась не только партийная
пресса, но и вполне респектабельная
газета. К примеру, «Русское слово»,
выпускавшееся известным
Инструментарий
Итак, эффективные методы пропаганды и PR во многом способствовали успеху октябрьского переворота 1917 г. и последующему укреплению власти большевиков. О том, насколько большое значение большевики придавали СМИ, красноречиво говорит такой факт: в первые же дни после захвата власти они закрыли всю не принадлежавшую им прессу.[2]
В дальнейшем элементы PR активно использовались в СССР в период «борьбы с контрреволюцией», индустриализации, коллективизации страны, Великой Отечественной войны, послевоенного восстановления народного хозяйства и контрпропаганды в ходе «холодной войны». [1]
На мой взгляд, одним из важных этапов становления PR в России является ситуация в указанной сфере накануне и после распада СССР. Именно в этот период происходит формирование российского Public Relations.
1985 - 1991 гг. «PR в
период перестройки и
Основы трансформации
взаимоотношений системы власти
и общества при помощи профессиональных
инструментов PR были заложены именно в
этот период. Чему во многом способствовала
потребность новой властной формации
в демонтаже прежних
Центральными государственными
площадками по реализации PR -проектов
и информационных кампаний тогда
являлись Пресс-центр МИД СССР, государственные
информационные агентства ТАСС и
АПН, государственное телевидение
и радио. Аналитическим обеспечением
PR - активности госструктур наряду с
Идеологическим отделом, Отделом пропаганды
ЦК КПСС и другими ключевыми властными
структурами, занимались профильные научные
и научно-исследовательские
Роль партийного и государственного аппарата в формировании государственных PR-структур «нового поколения» можно назвать определяющей. [6]
Аппарат играет важную роль
не только в подготовке текстов решений,
заявлений и речей, но и в формировании
мыслей руководства номенклатуры, ведущих
к этим текстам. <...> В распоряжении
номенклатурной верхушки - море информации.
Это море создают министерства и
ведомства. Госкомитет по статистике,
корреспонденты ТАСС, спутники-шпионы,
осведомители КГБ, посольства и торгпредства,
агенты и радиоперехватчики, зарубежные
компартии и иностранные
Реформирование аппарата ЦК КПСС было осуществлено в октябре 1988 года. До этого момента в его структуре было 20 отделов (включая Отдел пропаганды). В 1999 году осталось всего 10 отделов. Из интересующих нас - Идеологический отдел и Отдел для связей с общественно-политическими организациями. Аппарат активно боролся за выживание и гибко реагировал как на изменения, происходящие в обществе и за рубежом, так и на динамику взглядов в партийной верхушке. Центр тяжести в идеологической работе явно и стремительно перемещался с внешнеполитического на внутриполитическое информационное поле.
В секретариате Генерального
секретаря ЦК КПСС, Президента СССР
появились должности пресс-
Тогда же были сформированы
базовые пресс-центры и пресс-службы
высших органов законодательной
и исполнительной власти (как на
уровне СССР, так и РСФСР). Основными
функциями этих структур являлись организация
информационно-издательской деятельности
органов власти, информационное обеспечение
государственных СМИ, аккредитация
журналистов и работа с обращениями
граждан. В то же время начиналось
подключение к участию в
В 1991 году после отмены руководящей
роли КПСС (март 1990), и изменения общего
информационного фона в сторону
одноуровнего противопоставления «коммунизм
- антикоммунизм (демократия + рынок)»,
появились первые официально зарегистрированные,
альтернативные политические партии:
Либерально-демократическая