Какова роль познавательных процессов в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 16:18, доклад

Краткое описание

Ощущение.
Ощущение — отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга.
Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней окружающей среды, наличии в ней значимых биологических факторов.

Вложенные файлы: 1 файл

Мотивация.docx

— 64.69 Кб (Скачать файл)

Управление подчиненным - меланхоликом: такой подчиненный  нуждается в эмоциональной поддержке  и позитивной оценке в случае достижений; нежелательно критиковать в присутствии  других людей, лучше - наедине; не рекомендуется  назначать на управленческие должности, поддерживать позитивную атмосферу  в компании и подразделении; не рекомендуется  использовать на участках работы, связанные  с риском и стрессом; можно найти  конструктивное применение интуиции подчиненного - меланхолика, если приглашать его  на переговоры в качестве наблюдателя, с тем чтобы потом получить от него точную психологическую характеристику оппонентов; можно применять способности  меланхолика в реализации поддержки  и сочувствия тем сотрудникам, которые  переживают личное горе или беду.

Чаще всего меланхолик работает в позиции подчиненного, в неформальной структуре играет роль ведомого. Довольно редко люди с этим темпераментом становятся руководителями. Но если все же это  произошло, руководитель - меланхолик нуждается в постоянной эмоциональной  поддержке друзей и близких людей. Кроме того, ему рекомендуется  регулярно отдыхать, поддерживать хорошую  психологическую и физическую форму, внимательно относится к своему рациону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

 

 

Индивидуальные психологические  особенности  личности.

 

Способности — это индивидуально-психологические  особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении  и легкость овладения ими.

Они не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся  у человека, однако обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и  эффективное практическое применение

Способности можно классифицировать так:

1. Природные (или естественные). В основе своей они биологически  обусловлены, связаны с врожденными  задатками, формируются на их  базе при наличии элементарного  жизненного опыта через механизмы  научения — типа условно-рефлекторных  связей.

2. Специфические человеческие. Они  имеют общественно-историческое  происхождение и обеспечивают  жизнь и развитие в социальной  среде.

Вторые, в свою очередь, подразделяются на:

1) Общие: ими определяются успехи  человека в самых различных  видах деятельности и общения  (умственные способности, развитые  память и речь, точность и тонкость  движений рук и т. д.). Специальные: они связаны с успехами личности в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки, — математические, технические, литературно-лингвистические, художественные, спортивные и прочие способности.

2) Теоретические: определяют склонность  человека к абстрактно-логическому  мышлению, и практические — лежат  в основе склонности к конкретно-практическим  действиям. Сочетание их свойственно  лишь разносторонне одаренным  людям.

3) Учебные: влияют на успешность  педагогического воздействия, усвоение  человеком знаний, умений, навыков,  формирования качеств личности. Творческие: связаны с успешностью  в создании произведений материальной  и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень  творческих проявлений личности  называется гениальностью, а высшая  степень способностей личности  в определенной деятельности (общении)  — талантом.

4) Способности к общению, взаимодействию  с людьми и предметно-деятельностные способности, связаны со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, расположенный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т. е. единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие  деятельности и общения.

Таким образом, способности — индивидуально-психологические  особенности человека, проявляющиеся  в его деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От них зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения  знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям  и умениям. Исследованиями установлено, что они развиваются в процессе индивидуальной жизни и активно  формируют их среда и воспитание

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б. М. Тепловым. Согласно развиваемой  им концепции, врожденными могут  быть анатомо-физиологические и  функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки  для развития способностей, называемые задатками.

► Задатки — это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляюшие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

► Способности — не статичные, а динамические образования; их формирование и развитие происходят в процессе определенным образом организованной деятельности и обшения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Задатки многозначны, они выступают  всего лишь предпосылками для  развития способностей, которые ими  не предопределяются. Сами по себе задатки  ни на что не направлены. Они влияют, но не решающим образом, на формирование таковых, обусловливая разные пути их формирования. Способности развиваются  в процессе деятельности и воспитания. Задатки только влияют на уровень  достижения, быстроту развития.

У каждой способности есть своя структура, в которой различают ведущие  и вспомогательные свойства. Например, ведущими свойствами литературных способностей являются особенности творческого  воображения и мышления, яркие, наглядные  образы памяти, чувство языка, развитие эстетических чувств. Аналогичные свойства математических способностей — умение обобщать, гибкость мыслительных процессов. Для педагогических способностей ведущими являются педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в  передаче знаний.

Выделяют такие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое  знание, овладевать сложившимися образцами  деятельности и общения, и творческий, содействующий созданию нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

У одного и того же человека могут  быть разные способности, но одна из них  оказывается более значительной, чем другие. Одновременно у разных людей наблюдаются одни и те же способности, хотя и неодинаковые по уровню развития. С начала XX в. предпринимались  неоднократные попытки их измерить (зарубежные психологи Г. Айзенк, Дж. Кеттелл, Ч. Спирмен, А. Бине и др.). Для этого использовались тесты. Однако более верный путь определения — выявить динамику успехов в процессе деятельности. Успешность выполнения любых действий определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием таковых, своеобразным у каждого человека. Успех может достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие отдельной способности компенсируется другими, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

Сами способности как свойства объекта определяются структурой этого  объекта и свойствами ее элементов. Следовательно, психическая способность -это свойство нервной системы, в которой реализуется функция отражения объективно существующего мира. Это способность ощущать, воспринимать, мыслить и т.д.

Мозг это суперсистема, которая  формируется из отдельных функциональных систем, реализующих отдельные психические  функции. Каждое свойство реализуется  функциональной системой, ради чего она  и формировалась в ходе эволюции. Проявляется свойство в

деятельности. Вследствие этого способности  можно определить как свойства функциональной системы, реализующие отдельные  психические функции.

Психические функции обладают свойствами, которые обладают интенсивностью, мерой  выраженности, что и отличает меру индивидуальной выраженности способностей, степень их проявления у разных людей. Следовательно, способности можно  определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические  функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии деятельности.

Такой подход к пониманию способностей позволяет, по мнению В. Д. Шадрикова, найти правильное соотношение между задатками и способностями. Если способности – это свойства функциональных систем, то элементами этих систем являются отдельные нейроны и нейронные цепи, специализированные по своему назначению. Свойства этих нейронов и нейронных цепей можно определить как специальные задатки. В свою очередь известно, что работоспособность, активность, произвольная и непроизвольная регуляция, мнемические способности зависят от свойств нервной системы, а вербальные и невербальные способности определяются специализацией и взаимодействием полушарий головного мозга. В этой связи общие свойства нервной системы, проявляющиеся в продуктивности психической деятельности, можно отнести к общим задаткам. Таким образом, и способности и задатки – свойства. Способности – свойства функциональных систем. Задатки – свойства компонентов этих систем. С развитием системы изменяются ее свойства, которые определяются как элементами системы, так и связями между ними.

Таким образом, концепция способностей В. Д. Шадрикова раскрывает сущность способностей и задатков как психологических понятий и уточняет характер отношений между ними.

Для понимания структуры способностей полезно использовать идеи Б. Г. Ананьева о комплексном изучении психических  функций. В структуре психического свойства Б. Г. Ананьев выделяет функциональные, операционные и мотивационные механизмы.

Функциональные механизмы на ранних стадиях развития психической функции  реализуют филогенетическую программу  и определяются такими свойствами индивидуального  развития, как возрастные и индивидуально-типические (конституциональные, нейродинамические, психодинамические) особенности. Они  формируются задолго до возникновения  операционных механизмов, составляя  их внутреннее основание. Иными словами, основу функциональных механизмов составляет генотипическая программа онтогенетических свойств человека.

Эта программа реализуется в  процессе жизнедеятельности человека, «посредством образования, дифференцировки  и генерализации условных связей, в которых и осуществляется тренировка функций». Это означает, что в  ходе ее реализации формируются так  называемые операционные механизмы  той или иной психической функции. Таким образом, для каждой психической  функции формируются свои операционные механизмы. Например, для восприятия ими будут измерительные, соизмерительные, построительные, корригирующие, контрольные и другие действия. Функциональные и операционные механизмы тесно взаимодействуют между собой: для возникновения операционных механизмов требуется определенный уровень развития функциональных, а с возникновением первых в новую фазу развития вступают и вторые.

Итак, функциональные механизмы, по мнению Б. Г. Ананьева, являются фактором, обеспечивающим нормальный ход взаимодействия организма  со средой, его здоровье. Они детерминированы  «природной организацией человеческого  индивида» и относятся к характеристике человека как индивида.

Операционные механизмы обеспечивают не только реализацию функциональных потенциалов, но и необходимые изменения, противостоящие их ослаблению. Они выступают как фактор стабилизации функции. Операционные механизмы «не содержатся в самом мозге, они усваиваются индивидом в процессе воспитания, образования, в общей его социализации» и относятся к характеристике человека как субъекта деятельности.

Мотивационные механизмы, определяют «направленность, селективность и  напряженность» проявления психической  функции, обусловливают ход индивидуального  развития психической функции и  характеризуют человека как личность.

Основываясь на этих идеях Б. Г. Ананьева, В. Д. Шадриков выделяет в структуре способностей, прежде всего, функциональный и операционный компоненты. В процессе деятельности происходит тонкое приспособление операционных механизмов к требованиям действительности.

Такое понимание структуры способностей помогает решить проблему соотношения  биологических и социальных основ  психической деятельности, с одной  стороны, и лучше осознать психофизиологические основы способностей, с другой.

Одаренность, характеризуется В. Д. Шадриковым, как целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей. Мера выраженности одаренности определяется мерой выраженности отдельных способностей и мерой интегрированности этих способностей.

Завершая анализ способностей, остановимся  на краткой операциональной характеристике общих способностей человека. Считается, что общие способности представляют собой психологическую основу успешной познавательной деятельности человека.


Информация о работе Какова роль познавательных процессов в управленческой деятельности