Классификация методов психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 14:06, контрольная работа

Краткое описание

Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии? Ответ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии — так, как они появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знакомство с тем, что в конечном счете от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день. Слово “психология” в переводе на русский язык буквально означает “наука о душе” (гр. psyche — “душа” + logos — “понятие”, “учение”).

Содержание

Введение.
1.Классификация методов психодиагностики.
2.Классификации психодиагностических методов по Й.Шванцаре; В.К.Гайде, В.П.Захарову; А.А.Бодалеву, В.В.Столину
Заключение.
Список используемой литературы:

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по методологии.docx

— 22.34 Кб (Скачать файл)

контрольная по методологии

 

 

 

Содержание

Введение.

1.Классификация методов  психодиагностики.

2.Классификации психодиагностических методов по Й.Шванцаре; В.К.Гайде, В.П.Захарову; А.А.Бодалеву, В.В.Столину

Заключение.

Список используемой литературы:

 

Введение

Психология — очень молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г. Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным.

Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии? Ответ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии — так, как они появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знакомство с тем, что в конечном счете от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день. Слово “психология” в переводе на русский язык буквально означает “наука о душе” (гр. psyche — “душа” + logos — “понятие”, “учение”).

ПСИХОДИАГНОСТИКА — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное познание». Психодиагностика это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина.

 

1.Классификация методов  психодиагностики

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому такая классификация должна отражать связь методов, с одной стороны — с диагностируемыми психическими свойствами, с другой стороны — с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются. Критерии решения этих задач и должны предопределять выбор диагностируемых свойств, а вслед за этим и методик, направленных на эти свойства и наилучшим образом соответствующих имеющимся условиям.

Безусловно, не существует взаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками. Наиболее ценные методики обладают универсальностью — они могут успешно применяться для решения разных задач. В овладении этими методиками и в процедурах их проведения есть технологические признаки, заслуживающие самостоятельного учета. По этим признакам методики группируются в самостоятельную операционально-технологическую классификацию.

Основные методы исследования и диагностики.

Одним из наиболее доступных и широко применяемых в социальной психологии методов исследования является наблюдение. Наблюдение — это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения относятся: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воз— действий и др. Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений (переживания, мысли, мотивы) и т.п.

Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются следующие:

- получение сведений о  психическом явлении в “чистом”  виде;

- сбор первичной информации, не требующей большой выборки  исследуемых объектов;

- оценка фактов, полученных  помощью других методов (например, анкетирования);

- проверка рекомендаций  и др.

Другим эффективным методом исследования является эксперимент. Эксперимент — это активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, при которых обнаруживается какой-либо социально-психологический факт. Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам относятся: искусственность условий, большие затраты для контроля значимых факторов.

Эксперименты бывают естественными, лабораторными и формирующимися. Естественный эксперимент характеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен. Лабораторный эксперимент отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды. Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.

Широко распространен опрос. Опрос — это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информацию получают в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

Моделирование. Это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию объекта, интересующего исследователя, или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа

Тестирование. Систематический перебор различных симптомов, связанных с гипотетическим скрытым фактором, обеспечивают тесты. ТЕСТ в психодиагностике — это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый — носитель предполагаемого скрытого фактора. Более строгое определение: тест — объективное и стандартизированное измерение выборки поведения.

Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора (здесь, для большей ясности, имеется в виду самая простая схема подсчета тестового балла).

За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации. Относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента.

К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:

1. Социокультурная адаптированность  теста – соответствие тестовых  заданий и оценок особенностям  культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой  стране.

2. Простота формулировок  и однозначность тестовых заданий  – в словесных и иных заданиях  теста не должно быть таких  моментов, которые могут по-разному  восприниматься и пониматься  людьми.

3. Ограниченное время  выполнения тестовых заданий  – полное время выполнения  заданий психодиагностического  теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени  человеку трудно сохранить свою  работоспособность на достаточно  высоком уровне.

4. Наличие тестовых норм  для данного теста –репрезентативные  средние показатели по данному  тесту, - т.е. показатели, представляющие  большую совокупность людей, с  которыми можно сравнивать показатели  данного индивида, оценивая уровень  его психологического развития.

Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик. Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований. Такими требованиями являются

1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.

Есть несколько разновидностей валидности. Валидность теоретическая , эмпирическая, внутренняя, внешняя.

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

2. Надежность – характеризует  возможность получения с помощью  данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической  методики можно установить двумя  способами:

-путем сравнения результатов, получаемых по этой методике  разными людьми

-путем сравнения результатов, получаемых по одной и той  же методике в различных условиях.

3. Однозначность методики  – характеризуется тем, в какой  степени получаемые с ее помощью  данные отражают изменения именно  и только того свойства, для  оценки которого данная методика  применяется.

4. Точность – отражает  способность методики тонко реагировать  на малейшие изменения оцениваемого  свойства, происходящие в ходе  психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая  методика, тем тоньше с ее помощью  можно оценивать градации и  выявлять оттенки измеряемого  качества, хотя в практической  психодиагностике не всегда требуется  очень высокая степень точности  оценок.

2. Классификации психодиагностических  методов по Й. Шванцаре; В.К. Гайде, В.П. Захарову; А.А. Бодалеву, В.В. Столину

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.

1. Классификации методов  по Й.Шванцаре.

Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

1.  по используемому  материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и  карандаша" и т.д.);

2.  по количеству получаемых  показателей (простые и комплексные);

3.  тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью  различных ответов;

4.  по психической активности  испытуемых:

·  интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

·  экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

·  проективные. Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;

·  исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

2. Классификации психодиагностических  методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову.

Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

1.  по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

2.  по назначению:

·  общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);

·  тесты профессиональной пригодности;

·  тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

·  тесты достижений;

3.  по материалу, которым  оперирует испытуемый:

·  бланковые;

·  предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);

·  аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

4.  по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

5.  по форме ответа: устные и письменные;

6.  по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности  задачи трудны и время решения  не ограничено; исследователя интересует  как успешность, так и способ  решения задачи;

7.  по степени однородности  задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных  задачи схожи друг с другом  и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

Информация о работе Классификация методов психодиагностики