Классификация психических явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:46, реферат

Краткое описание

Класс интеллектуальных (познавательных, когнитивных) форм, включающих ощущения, восприятие, представление, мышление, интуицию и речь. Данные формы обеспечивают несколько уровней познания и знания. Уровни обозначаются как:
- непосредственно-чувственный (ощущение, восприятие);
- отвлеченно-образный (представление);
- абстрактно-понятийный (мышление, речь);
- символический (интуиция)

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Word 2007.docx

— 58.47 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Задание для самостоятельной  работы №8

 Какая особенность ощущений  зафиксирована в перечисленных  устойчивых выражениях речи?

"Острый вкус", "кричащий  цвет", "сладкие звуки", "горькая правда", "соленые шутки", "грязный язык", "щекотание нервов", "жесткий стиль", "ласковый ветер", "сальный анекдот", "на языке - мед, под языком - лед", "теплые тона", "нежные речи", "вялое изложение", "блестящая работа" и т.п.

 

Задание для самостоятельной  работы №9

 На основании приведенного  текста сделайте вывод о роли  ощущений в становлении восприятия  пространства. Какие ощущения участвуют,  по вашему мнению, в этом процессе?

Правое полушарие  мозга чутко реагирует на изменение  веса тела, вызванное действием гравитационных сил. Это лишний раз подтверждает ведущую роль правого полушария  в построении "схемы тела". Ведь первичной основой для построения такой схемы служит вектор силы тяжести, создаваемый гравитационным полем  Земли, в котором постоянно протекает  жизнедеятельность человека. Действием  этого вектора обусловлены главные  пространственно-ориентировочные понятия "верх" - "низ", а также связанные  с ними добавочные координаты.

Существенный практический интерес  в этой связи имеют факты, установленные  американским психологом Г. Виткиным. Согласно его наблюдениям, уровень  развития ребенка в определенной степени зависит от того, как рано выработалась у него способность  ориентироваться в окружающем мире, используя для этого постоянно  действующую на тело силу тяжести. В  самом раннем детстве ориентирование в пространстве может осуществляться двумя способами. В первом случае суждение о положении своего тела ребенок выносит из зрительной оценки взаиморасположения окружающих предметов, из того, как меняются их вид и  размеры при его передвижении. Второй тип ориентации в пространстве связан с более тонким и полноценным  использованием нервной импульсации, поступающей из органов, автоматически оценивающих и поддерживающих равновесие тела (гравиторецепторов). Замечено, что ребенок, пользующийся вторым типом ориентации, проявляет большую активность и самостоятельность. Со временем это распространяется на развитие всей чувственной сферы и на совершенствование двигательных реакций, что положительно сказывается на формировании характера и интеллекта. (По Л. П. Гримаку)

 

 

Задание для самостоятельной  работы №10

 Опишите  комплекс ощущений (по модальности,  по расположению рецепторов), возникающих  в приведенных ситуациях. Какие  из них ощущаются сильнее, выступают  на первый план и почему?

Вы проголодались и проходите  мимо булочной; вам предстоит визит  к стоматологу; вы гладите котенка; вы пьете шампанское; вам предстоит  ответственное выступление на публике; вы укололись о шип розы; вы опаздываете  на важную встречу; в экстремальных  условиях вы принимаете жизненно важное решение; вы бросаетесь на помощь попавшему  в беду ребенку; вы красите губы помадой  кисточкой, а не тюбиком; вас впервые целует лицо противоположного пола; после ранения вы потеряли конечность; вы наблюдаете вскрытие трупа; новорожденный сосет вашу грудь; вы встречаете в темном переулке агрессивно настроенного пьяного; вы зашли в подъезд старого неухоженного дома; вы беременны; вы плывете в море; вы вернулись домой после тяжелой физической работы; вам предстоит "заглотить" зонд для исследования желудка; у вас начались родовые схватки; страдая от жары, вы наконец-то пьете ледяную воду; вы осваиваете дыхательную технику вайвейшн; вы поссорились с другом; вы пережили потерю близкого человека.

 

                               2. Восприятие (перцепция) и представления

 

2.1. Восприятие как процесс формирования  первичного образа

Сохраняя существенные черты, присущие ощущениям, восприятие обладает специфическими особенностями:

- Восприятие или перцепция является сложным психическим феноменом, возникающим на основе синтеза ощущений;

- Восприятие  существует в форме «первичного образа», в котором завершается воспринимающий процесс. Закрепленные в опыте жизнедеятельности образные продукты становятся личностными особенностями субъекта перцепции.

-  Восприятие  зависит от объединенной деятельности  специализированных перцептивных систем (рече-слуховой, зрительной, кинестетически-осязательной и др.). Интеграция сенсорных систем ведет к превращению ЦНС в единый орган перцепции.

- Восприятие направлено на создание, воссоздание  перцептивного или первичного образа актуальной жизненной ситуации. В образе даются целостные, сложные, предметные группировки, предметные обстановки, предметные изменения и преобразования.

- Воспринимающая активность (перцептивная деятельность) протекает в формах опознания, наблюдения, созерцания, познания, моделирования, перцептивного творчества. Восприятие осуществляется индивидом в форме спонтанного, саморазвертывающегося, бессознательного процесса и в форме активной, сознательной перцептивной деятельности.

- Выделяют  перцептивные (познавательные) операции и действия, которые создают образ наличного предмета: операции выделения предмета из фона, построение его внешнего контура; операции различение деталей; выделение ключевых признаков и структурообразующих признаков; идентификация предмета как целого;  привнесение нового в перцептивную структуру; установление связей с элементами предметной обстановки.

- В индивидуальной  перцептивной системе человека выделяются образы доминирующей модальности (происхождения) зрительной или речевой.

Основания научной теории восприятия выделены Шопенгауэром. « Как осязание так и зрение обладают своими преимуществами, вследствии чего они поддерживают друг друга. Зрение не нуждается в прикосновении, даже в близости; его горизонт неизмерим, оно достигает звезд. Зрение ощущает также тончайшие нюансы света, тени, цвета, прозрачности, следовательно, дает рассудку множество тонко определенных данных, из которых тот, достигнув известного навыка, конструирует форму, величину, отдаленности и свойства тел и сразу же представляет их созерцанию. Осязание же, хотя оно и связано с прикосновением, дает также безошибочные и многосторонние данные».

Научное направление  гештальт-психология исследует целостность образа восприятия через его «структурность». Однородные и разнородные элементы и качества перцептивного целого субъективно преобразуются под влиянием связей друг с другом. Межэлементные связи образуют «силовые отношения», стремящиеся усовершенствовать образ (перцептивный гештальт). Обоснованы закономерные влияния перцептивной структуры на восприятие элементов и межэлементных отношений объекта и обратные зависимости восприятия структуры от взаимодействия и характера ее элементов. Эти влияния и законы обобщены в «законах целостного восприятия».

  Константность восприятия рассматривается как постоянство (стабильность) перцептивного образа. Перцептивная стабильность может нарушаться в ответ на временные, пространственные, патольгические возмущения. Устойчивости образа способствует его включение в интеллектуальную, практическую, художественную деятельность человека.

Благодаря свойству интенсивности перцептивного впечатления воспринимаемое становится для человека достоверным свидетельством реальности и самоценности предметного мира.

                       2.2. Представления

Представлениями или “вторичными образами” называют психические явления, исходно имеющие анализаторную основу, субъективные по содержанию и не требующие прямого чувственно контакта с объектом. Представления представляют реальные объекты, но в отличие от восприятия, несколько смутно и размывчато, с изменением деталей, цветности, формы, величины. Они неустойчивы, легко рассеиваются. Во временном плане представления ориентированы на близкое и давнее прошлое, а некоторые его формы имеют направленность на будущее. Представления категориально организованы и одновременно проникнуты индивидуальными желаниями и эмоциональным отношением человека.

Представления направлены на воссоздание прошлых  впечатлений в контексте наличной ситуации, на построение “мыслеобразов”, на создание моделей несуществующих объектов и ситуаций, свободное творение образцов искусства.

В индивидуальный мир представлений человека входят конкретные формы отличающиеся по ряду признаков: близости к перцептивным аналогам; отношению к прошлому опыту человека; уровню осознанности и обощенности;  богатству предметных содержаний; временной относительности; устойчивости-изменчивости, соответствию норме-аномалии-патологии. Между конкретными формами представлений существуют тесные взаимосвязи и взаимопревращения.

Различают:

    • представления -  репродукции – имеют перцптивные аналоги. Они относительно полно отражают качества предметного оригинала
    • представления-схемы – существуют как образные аналоги идей или абстрактных понятий о предметах. Они воссоздают контуры и ключевые элементы предметных структур и связей.
    • воображение и фантазия – вовлекают в строй внутренних предметных образов те элементы, которые не характерны для обычного порядка индивидуальной жизни. Они отличаются живостью, детальностью, эмоциональной насыщенностью,сюжетностью;
    • сноведения -  развертывается как бессознательное образное генерирование, близкое фантазии. Они спонтанны, иррациональны, косвенно выражают скрытые желания, тревоги, ожидания.

Выделяют  следующие типы образной деятельности: репродуцирование, образная категоризация, преобразование, образное творчество, моделирование. Микроструктурами образной деятельности выступают: разделение, сравнение,соединение, влождение, сведение, сгущение. Замещение образных элементов, синтез новых образов.

К этапам образного  процесса относят:

    • актуализацию мотива порождения образа;
    • установку человека на осуществление образной деятельности;
    • извлечение из прошлого и актуального опыта “материалов№ для образного генерирования;
    • собственно образная деятельность;
    • момент рождения образа;
    • появление желания воплотить рожденный образ в технику и продукт предметной деятельности

В становлении  отношения человека к другому  человеку важнейшая роль принадлежит  формированию адекватного образа “другого”. Культурные традиции его построения заложены физиогномикой м получили развитие в дифференциальной психологии.. В межличностном взаимодействии образное целое “другого” организуется различными установками человека.

Как составляющая отношения к себе формируется образ “я”. В его структуре различаются саморепрезентации (самопредставления) репродуктивного, обощенного, фантазийного и символическго планов. В зависимости от их соотношения и заключенных в них я-содержаний строится типология образного эго личности. Эго, существующее в образе, вбирает в себя различные аспекты личности человека, темперамент, характерологические черты, которые он наблюдает. Различают: “нарциссическое”, “самоотрицающее”, “творческое”, “героическое” и т.д. эго.

 

 

Задание для самостоятельной  работы № 1

Из предложенных слов выберите те, которые характеризуют природу  восприятия человека.

Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, обобщенность, константность, идеальность, активность, деятельность, отражение, субъективность, первичность, возбуждение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, целостность, избирательное отражение, опережающее отражение, интеллектуальность, произвольность, необратимость.

 

Задание для самостоятельной  работы №2

 Вставьте пропущенные слова  в следующие утверждения. 

1.Восприятие - это ... чувственный ... предмета, формирующийся из... под ... воздействием на органы чувств этого предмета.

2.В ощущениях  отражаются отдельные свойства  вещей и явлений, а восприятие  дает их ... ... .

3.Почти все  наши восприятия - результат предшествующего ... .

4.В гештальтпсихологии  группировка элементов, лежащая  в основе организации восприятия, осуществляется по принципам ... , ... , ... и ... .

5.Процесс  восприятия требует ... из комплекса  воздействующих признаков ... признаков  с одновременным ... (...) от ... признаков.

6.При восприятии ... предметов процесс идет очень  быстро: человеку достаточно объединить ...-... воспринимаемых признака, чтобы узнать предмет.

7.Полное  восприятие предмета - результат  сложной ...-... деятельности мозга,  выделяющей ... , тормозящей ... признаки и комбинирующей воспринимаемые детали в единое осмысленное целое.

  1. Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его ... .

Задание для самостоятельной  работы №3

 Из перечисленных понятий  постройте логические ряды так,  чтобы каждое предыдущее понятие  было родовым (более общим)  по отношению к предыдущим.

1.Восприятие, отражение, зрительные иллюзии,  психика, чувственное познание.

Информация о работе Классификация психических явлений